Рабочая программа по хореографии. «Танцевальный MIX. Проведение хореографических занятий в ДОУ

Хореография

Организация работы в ДОУ по хореографии.

Работа хореографического кружка в ДОУ осуществляется на основе программы по танцевально-игровой гимнастике "Са-Фи-Дансе", рассчитанная на четыре года обучения детей от 3 до 7 лет. Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

В программе "Са-Фи-Дансе" представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы "Са-Фи-Дансе" является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе "Са-Фи-Дансе" создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-7 лет.

1 . Укрепление здоровья:

Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
Формировать правильную осанку;
Содействовать профилактике плоскостопия;
Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
Развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Особенности методики обучения.

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);

Этап углубленного разучивания упражнения;

Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, у дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

Формы проведения занятий: Занятия хореографией делятся на несколько видов:

Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.

Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Консультация для родителей: "Музыкально-игровое и танцевальное творчество".

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у него не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко и т.д.).

На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "Всем, Надюша, расскажи", белорусская народная песня; "Сапожник", чешская народная песня и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", музыка Е. Тиличеевой; "К нам гости пришли", музыка Ан. Александрова; "У медведя во бору", русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А.Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е.Тиличеевой и т.д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

Хореография в детском саду – это одно из любимейших детских занятий. Малыши настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно двигаться. Поэтому и урок хореографии в детском саду, который обычно проходит под веселую музыку, кажется малышам заманчивым и привлекательным.

Программа для детей по хореографии

Хореография в детском саду имеет довольно обширную программу – ребятишек обучают базовым движениям, развивается пластика, грация, координация движений. Здесь закладываются азы, и если у ребенка есть наклонность к танцам, обычно это видно уже на этом этапе. Разумеется, кружок хореографии в детском саду не ставит целью превратить детишек в профессиональных танцоров и балерин – программа предполагает только обучить детей базовым движениям, объяснить понятия танцевальных позиций и обучить первичному пониманию сути танца.

Именно поэтому хореография в саду не может полностью заместить посещение дополнительных курсов танцев, если ваш ребенок действительно тянется к освоению этого умения. К тому же, детсадовские занятия ни к чему не обязывают и не являются путем к развитию в сфере танцев. Только если вы отдадите ребенка в специализированный кружок хореографии и танцев для детей, ваш сын или дочь смогут действительно отточить какие-либо умения и принимать участие в различных танцевальных соревнованиях и выступлениях. Разумеется, хореография для детей 3 лет еще не предполагает такие перспективы на ближайшее будущее, но приблизительно после семи лет детей из кружков активно привлекают на городские мероприятия.

Если же ваш ребенок посещает хореографию для детей 7 лет и не теряет интереса на протяжении нескольких лет, вероятно, в вашей семье растет действительно талантливый танцор, и нужно поддерживать и поощрять его развитие.

Основы хореографии для детей: польза

Как уже говорилось выше, воспитание детей искусством хореографии способствуют творческой реализации потребностей малышей в двигательной активности. Однако кроме банального удовлетворения потребностей в этом также существует немало плюсов:

Современная хореография для детей действительно имеет множество плюсов. К тому же, малышам легко и приятно заниматься бегом, прыжками и подскоками, и ребенок заряжается позитивной энергией. Трудности возникают там, где необходимо задействовать мелкие движения, связанные с пальцами рук – однако и это легко преодолимо. К тому же, такие жесты, освоенные в раннем детском возрасте, способствуют более четкому рисованию и раннему освоению письма.

Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна. В укреплении здоровья, физических сил она гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, в том числе и лицевых (мимика).

Ребёнок быстрее усваивает различные жанры музыки (вальс, полька, марш), если это подкрепляется движениями, комбинациями.

Хореография даёт следующие возможности в развитии и воспитании ребенка:

  • развивает у ребёнка чувство ориентации и размещения в пространстве;
  • формирует социальное поведение в духе гуманных ценностей и норм;
  • чувство взаимовыручки;
  • ответственность за правильность исполнения.

Назначение занятий хореографией в дошкольном учреждении:

Первое - научить детей свободной координации движений, умению владеть свои телом, выполнять различные движения под музыку. Здесь важно использовать метод импровизации. Научить ощущению пространства, ориентации по сценической площадке.

Второе - осознанное исполнение как отдельного движения, так и танца в целом; получение удовлетворения от занятий, утренника.

Третье - свобода выражений эмоций и мимики. Навыки выразительного исполнения. Творческое воображение через образное мышление.

Основные требования к работе хореографа в детском саду

1. Доступность при исполнении и грамотность при подборе движений.

2. Разнообразие и регулирование нагрузки.

Хореографу необходимо составить несколько комплексов движений, различных упражнений, руководствуясь принципом «от простого к сложному».

В комплекс должны входить движения и упражнения, развивающие различные группы мышц, на координацию, внимание, дыхание, на подвижность суставов, ритмические движения.

Каждый комплекс упражнений должен соответствовать возрастной категории детей, их физическим возможностям.

Необходимо менять подбор упражнений каждый месяц: повторение движений, упражнение должно выполняться не более 8 раз.

3. Образность при объяснении и показе.

4. Наглядность при обучении.

Стремиться живо и интересно показать движения. Находить движения, которые ассоциативно связаны с животными, птицами, вещами, предметами. Хореограф сам должен в полную силу выполнять все движения и упражнения наравне с детьми.

5. Чёткое ритмическое и разнохарактерное музыкальное сопровождение.

6. Использование и применение предметов.

7. Обязательное присутствие эмоциональной окраски занятий.

Хореографам рекомендуется проводить занятия в игровой обстановке. Не ставить целью «именно сегодня выучить данное движение», а вводить его регулярно, ненавязчиво. Занятия проводить в хорошем темпе и ритме; важны настроение и эмоциональный подъем.

8. Создать условия для самовыражения каждого ребёнка.

Основные требования при сочинении и постановке танцев и танцевальных этюдов в дошкольном учреждении

1. Учитывать психологические и возрастные особенности в поведении и движении ребёнка.

2. Учитывать интерес детей, их увлечённость, двигательные навыки.

У хореографов при постановке танцев есть понятие «пустой танец», или «танец ради танца» - т. е. танцы, не несущие смысла, образа, идеи, мысли и т. д.

Хочется предостеречь хореографов, работающих в детских садах, от сочинения таких танцев. Вся деятельность дошкольника независимо от возраста связана с игрой. У него огромный диапазон фантазии в игре. Достаточно понаблюдать за его игрой и, используя его интересы, увлечённость, сочинить танцы.

Виды и формы танцев хореографических композиций

1. Танцы с предметами - можно использовать кубики, мячи, куклы, «султанчики», стульчики и другие предметы.

Основное, на что нужно обратить внимание при постановке танца, - это разнообразие положений предметов в руках, их применение, разнообразие рисунка.

(Например: «Ложкари» - со стульчиками, с султанчиками, с кубиками, со скакалками.)

2. Танец-игра - в основе лежит сюжет конкретной игры. (Например: «Дразнилки», «Задаваки», «Кошки-мышки».)

3. Хореографические картинки - в основе танца содержание какого-либо события или действия.

В этом виде сюжет песни оказывает огромную помощь в постановке танца и подборе движений. (Например: «Утро», «Рыжий, рыжий, конопатый», «На рыбалке с котом Леопольдом», «В первый класс», «А у нас во дворе», «Мальчишки-девчонки» и др.)

4. Танец-образ - в основе танца используются образы насекомых, животных, предметов, их вид деятельности или особенности поведения. (Например: «Муравьи», «Опята», «Подсолнухи», «Воробьи», «Кузнечики», «Зайчики», «Снеговики», «Лисички».)

5. Танцы народов мира: испанский танец, еврейский танец, «Цветы Индии», «Африканские ритмы», «Бразильские современные ритмы» и др.

6. Народные танцы: «Карусель» (русский танец), «Кадриль» (русский танец), «Трясуха» (белорусский танец), «Эскимосы» (танец народов Севера).

7. Бальные танцы: вальс, танго.

8. Историко-бытовые танцы: «Менуэт», «Полонез» и др.

9. Современная хореография: «Счастье», «Дуэт», «Вернисаж».

10. Хореографические композиции на фрагменты из балетов: «Щелкунчик», «Чиполлино», «Мойдодыр» и др.

Как музыкальное сопровождение можно использовать инструментальную музыку, народную музыку, песни из мультфильмов, классическую музыку, детские песенки.

Нужно учесть, что таких перестроений должно быть не более трёх-четырёх в зависимости от возраста детей, от приобретённых ими навыков, таких, например, как:

  • приставной шаг вперёд, назад;
  • прыжки с продвижением с ноги на ногу.

Для детей 6-7 лет к ранее выученному следует добавить:

  • шаг польки;
  • шаг вальса;
  • усложнённые прыжки в координации с руками, разворотом туловища, головы;
  • мелкие шаги.

Методические приёмы

Только в педагогической практике хореограф осваивает методику во всей её сложности, и тогда у него вырабатывается свой собственный стиль.

Проводя уроки ритмики, необходимо наблюдать за ходом занятий, свободно экспериментировать: применять тот или иной приём и пытаться создать новые хореографические элементы.

Следует избегать чрезмерного насыщения занятий применением разнообразных методических приёмов. К ним можно прибегать постепенно и только в конкретных случаях.

Задачи работы по возрастным группам

для детей 4 лет

  • научить двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, частей и музыкального произведения в целом;
  • научить передавать в движениях простейший ритмический рисунок, отработка точности движений;
  • развивать творчество, умение выразительно действовать с воображаемым предметом;
  • научить детей внутренней собранности, подтянутости, сохранять правильную осанку.

для детей 5 лет

  • научить эмоционально передавать игровые образы, выразительно двигаться;
  • научить самостоятельности в выполнении движений;
  • ввести в процесс обучения элементы народно-сценического танца, историко-бытового танца;
  • закреплять умение свободно ориентироваться в пространстве;
  • добиваться лёгкости, непринуждённости в выполнении движений.

для детей 6 лет:

  • научить слушать и самостоятельно менять ритмический рисунок;
  • развивать чувство ансамбля, синхронности;
  • ввести в процесс обучения элементы классического танца, модерн-танца;
  • разнообразить программу обучения по хореографии через введение разных форм и видов танцев и хореографических композиций.

Конспект занятия по хореографии «В поисках сокровища»

Тема занятия : «В поисках сокровища»

Тип занятия: изучение нового материала

Цель : умение воплощать музыкально - двигательный образ; формировать правильную осанку.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки. Запоминать и соблюдать последовательность плясовых движений. Упражнять детей в несложных плясовых движениях, учить передавать их выразительно и эмоционально.

2. Развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности. Развитие восприятия и музыкально-ритмического чувства, ритмичности движений. Развивать воображение и фантазию.

3. Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях, художественно-эстетический вкус. Воспитание интереса потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способностей к выразительному исполнению движений. Воспитывать умение самостоятельно действовать в игре.

Методы и приёмы:

Практический;

Наглядно-слуховой;

Материал и оборудование : Ноутбук, обручи (на количество детей), аудиозапись, сундук с расскрасками (по количеству детей).

Структура занятия:

1. Вводная часть (5-8 минут)

Мотивация детей, положительный эмоциональный настрой, подведение к основной части занятия.

Разминка, по кругу.

2. Основная часть (14 - 16 минут)

Основные этапы занятия - партерный экзерсис

Разучивание танцевальных движений

3. Конец занятия (2 - 3 минуты)

Обобщение, итог занятия

Положительная педагогическая оценка

Ход занятия

Дети заходят в зал друг за другом, останавливаются перед педагогом.

Педагог: Здравствуйте ребята, меня зовут Галина Анатольевна. Сегодня занятие у вас буду вести я. (Поклон). Я хочу вам предложить превратиться в пиратов, но добрых и отправиться на поиски сокровища. Вы готовы (Да) тогда закройте глаза и сосчитайте до 10.(Дети закрывают глаза, считают, педагог снимает верхнюю футболку и остаётся в пиратской майке). Вот мы с вами и превратились в пиратов, но мы с вами оказались на острове, а наш корабль на берегу и нам нужно отправиться на берег к кораблю. Вы готовы (Да). Тогда встали по краю ковра и приготовились отправиться в путь.

1. Разминка (на месте)

1. Хороводный шаг - «Здесь очень узкая тропинка, и нам нужно идти друг за другом с вытянутого носка. Спинки прямые, макушкой тянемся к потолку, шейки вытянуты, смотрим прямо, носочек тянем».

2. Ходьба на носках с поочерёдным вытягиванием прямой руки вверх - «Ребята, что-то я очень проголодалась, а бананы висят очень высоко. Давай те поднимемся на полупальцы и поочерёдно то правой, то левой рукой будем доставать бананы. Спинки прямые, руки вытягиваем, стараемся до тянуться высоко-высоко, смотрим прямо».

3. Ходьба на пятках - «Ребята, какие здесь глубокие лужи и что бы нам не промочить наши ножки мы с вами пойдём на пяточках. Спинки прямые, макушкой тянемся к потолку. Руки на поясе, пальчики собрали вместе, животики втянуты».

4. Переменный шаг - «А здесь болото, и мы с вами сможем пройти, если только будем идти по камушкам. Но расстояние между ними разное, 2 камушка далеко друг от друга находятся, а 3 рядом. Носочки тянем, спинки держим прямо».

5. Лёгкий бег на полупальцах - «Ой, за нами гонится обезьянка и мы должны от неё убежать. Побежали ребята на носочках лёгким бегом. Бежим легко, смотрим прямо, животики подтянули, шейки вытянули».

6. Бег с захлёстом голени - «Как много обезьян появилось, нам нужно от них обязательно убегать. Руки за спиной, побежали быстрее стараемся пяткой достать рук».

7. Галоп лицом в круг - «Ребята, какой здесь узкий мостик, мы сможем преодолеть его если по скачем галопом. Повернулись лицом в круг и поскакали галопом. Спинки прямые, руки на поясе, ножки собираем месте».

8. Галоп спиной в круг - «Повернулись спиной в круг».

9. Дыхательное упражнение. Восстановление дыхания - молодцы ребята, теперь идём шагом через нос делаем вдох, через рот выдох. Идём, носочек продолжаем тянуть».

Вот мы с Вами и добрались до корабля, но проход закрыт.

Звучит аудио запись «Что бы попасть на корабль вы должны пройти подготовку и тогда путь откроется». Ребята вы готовы пройти подготовку? (да). Тогда давайте сядем все на ковёр.

2. Основные этапы занятия. Партерный экзерсис

1. «Иголочки»

1-2 - вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола;

3-4 - носки на себя;

Повторить 8 раз

«Спинки прямые, стараемся тянуть носочки»

2. «Поочерёдное вытягивание стопы»

И.п. - сесть на пол с опорой руки сзади.

1-2 - правый носок вытянуть, стараясь коснуться большими пальцами пола, левый носок тянуть на себя;

3-4 - Левый носок вытянуть, стараясь коснуться большими пальцами пола, правый носок тянуть на себя;

Повторить 8 раз

«Ребята сели прямо, спинки выпрямили, коленочки прижимаем к полу, что бы да же муравей не мог проскочить».

3. « Солнышко»

И.п. - сесть на пол с опорой на руки сзади.

1-2 - носки на себя;

3-4 - ноги в 1-ую позицию;

5-6 - вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны коснуться пола;

7-8 - Вытянуть носки, стараясь коснуться большими пальцами пола;

«Что -то на улице стало прохладно давайте сделаем упражнение «солнышко» и на улице станет теплее. Сели ровно, спинки выпрямили, тянемся макушкой к потолку, коленки прижимаем к полу».

Повторить 4 раза

4. « Складочка»

И.п. Сесть на пол, вытянуть ноги вперёд, корпус прямой, руки опущены вниз.

1-2 - быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник;

3-4 - зафиксировать такое положение;

5-8 - Медленно поднять корпус, прийти в и.п.

Повторить 4 раза

«Сели ровно, спинки выпрямили, стараемся схватить за стопы, коленки не сгибаем».

5. «Поочерёдное поднятие вверх вытянутой ноги»

И.п. - сесть на пол с опорой на руки сзади, вытянув носки;

1-4 - Медленно поднимать правую (левую) ногу, вытянув носок;

5-8 - Медленно опускать правую (левую) ногу, вытянув носок;

Повторить 8 раз.

6. «Бабочка»

И.п. - сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью;

1-3 - опираясь руками на колени опустить их как можно ниже к полу;

Повторить 16 раз

«Ребята, спинки держим прямо, если мы не будем стараться мы не сможем найти сокровища, стараемся коленками достать до пола».

7. «Наклоны»

И.п. - Сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову;

1-2 - наклониться вправо, стараясь коснуться локтём пола за коленом правой ноги;

То же в левую сторону. Повторить 8 раз.

«Ребята, ножки развели как можно шире, коленки стараемся не сгибать, носок тянем, локти разведены точно в сторону».

8. «Коробочка»

И.п. - лечь на пол на живот, разведённые ноги согнуть. Руками взять за стопы;

1-4 - попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища;

Повторить 4 раза.

«Ребята, нам с вами в пути пригодиться коробочка, давайте сделаем сами коробочку. За стопы берёмся крепко, что бы ручки наши не отцепились. Стараемся подняться высоко».

9. «Лодочка»

И.п. - лёжа на животе, вытянуть руки в перёд, соединив ладони, ноги вытянуты стопы по 6-ой позиции;

1-4 - поднять, вытянутые ноги и руки над полом, прогнуться.

5-8 - и.п., мышцы расслабить;

Повторить 6 раз.

«Ребята, давайте поплывём как лодочки по морю. Голову держим прямо, опускаемся сдержанно без звука, не плюхаясь».

10. «Пираты»

И.п. - упор на коленях;

1-2 - спину прогнуть, голову поднять до предела вверх;

3-4 - спину выгнуть, голову опустить вниз.

Повторить 6-8 раз.

«Ребята, а хотите изобразить доброго и злого пирата (Да). Тогда встали на колени. Добрый пират улыбается, злой сердится. Спинку, прогибаем, головку поднимаем выше».

11. «Волна»

И.п. - стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища, спина прямая;

1-2 - сесть на пол с права, плавно руки опущены вниз слева

3-4 - встать на колени, руки поднять вверх

То - же в левую сторону.

Повторить 8 раз.

Молодцы, встали ребята. Давайте узнаем, смогли мы расколдовать проход на корабль. (Звучит аудиозапись). Вот мы и попали на корабль. Ребята, а вы знаете что у нас необычный корабль. Он плывёт сам, ему капитан что бы управлять, не нужен, но корабль плывёт только тогда, когда пираты танцуют на палубе. Поэтому мы тоже должны танцевать что бы добрать до сокровищ. Вы готовы (да). Сейчас мы выучим некоторые движения под музыку, а когда станцуем, узнаем, добрался ли наш корабль до сокровищ. Поэтому стараемся, ребята. Мы докажем кораблю что умеем хорошо танцевать.

3. Разучивание танцевальных движений. Пляска «Пираты»

1. 2 приставных шага в право, на 2-ой шаг хлопок в ладоши, руки на поясе. Тоже самое влево. Повторить 2 раза.

2. Выпад вперёд на правую ногу, с вытягиванием правой руки в перёд.

3. 4 подскока вперёд, руки на поясе. На 4 подскок хлопок в ладоши.

4. 3 шага назад, с левой ноги, 4-ый шаг - приставной.

5. Галоп спиной в круг, руки в стороны.

6. Поворот головы вправо, руки изображают трубу у левого глаза. То же самое влево.

7. Наклон туловища вперёд, рисуя круг с лево на право.

Повторение движений 2 раза.

Молодцы, вот мы и приплыли, но перед тем как открыть сундук с сокровищами я предлагаю поиграть в игру. Хотите поиграть? (да).

4. Игра «Пираты и акула»

Правила. Выбираем по считалки акулу. Акула садится на одной сторона зала. «Лодки» - обручи на другой стороне зала. Обручей столько же, сколько же, сколько детей - «пиратов». Когда звучит тихая музыка, дети ходят спокойным шагом, изображают плавание, а акула сидит «спит», когда громкая - дети занимают свои лодки, а акула старается их поймать. Тот, кого поймали, становится акулой.

Ребята, сейчас мы с вами выберем акулу по считалки. Акула будет жить на одной стороне зала, а наши лодки будут на другом конце зала. Когда будет звучать тихая спокойная музыка мы будем плавать, а акула «спать», а когда будет звучать громкая музыка мы должны быстрее занять свои лодки, а акула будет нас ловить.

5. Обобщение. Итог занятия.

Ну что ребята, молодцы, а теперь пришло время открывать сундук с сокровищами и возвращаться в детский сад. (Открываем сундук и достаём «сокровища» - расскраски). Ребята, давайте положим свои сокровища на стульчики и встанем на свои места. Закрыли глаза и начали отсчет до 10., открыли. Вот мы и снова в детском саду. Ребята, где вы сегодня по - бывали? Кем вы сегодня были? Что вам больше всего понравилось? На сегодня это все. Молодцы! (поклон).

Общеразвивающая программа дополнительного

образования художественной направленности

«Хореография»

(срок реализации 1 год, дети 5-7 лет)

Красноуфимск, 2017 год

I .

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Принципы и подходы к формированию Программы

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Планируемые результаты Программы

II .

Описание образовательной деятельности

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Способы и направления поддержки детской инициативы

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III .

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Описание материально-технического обеспечения Программы

Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Расписание занятий

Общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности «Хореография».

Составитель: Сидорова Т.В.

Общеразвивающая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Хореография», ориентирована на развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений у детей.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Хореография» для детей старшего дошкольного возраста ориентирована на:

Развитие мышечной выразительности тела: формирует фигуру и осанку, укрепляет здоровье;

Формирование выразительных движенческих навыков: умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;

Развитие темпо-метро-ритмическую чувствительность, знание музыкальных форм, стиля и характера произведения;

Формирование личностных качеств: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;

Воспитание коммуникативных способностей детей: развивает чувство «локтя партнёра», группового, коллективного действия.

Пробуждение интереса к изучению родной национальной хореографической культуры и толерантность к национальным культурам других народов.

Программа «Хореография» вводит детей в большой и удивительный мир танцев, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

Известный отечественный психолог Л.С.Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец, с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества - обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец можно назвать ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного. Занятие танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне - гармоничной личности дошкольника.

Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Хореография не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств

В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.

Таким образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.

Актуальность хореографического образования: Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.

Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики.

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы.

Цель: формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений, развитие исполнительских способностей детей.

Задачи:

Обучающие:

изучение элементов классического, народного, бального, современного танцев;

формирование музыкально-ритмических навыков (умение двигаться и реализовывать себя под музыку);

обучение правильному дыханию (дыхательные упражнения);

изучение упражнений для развития тела и укрепления здоровья (улучшение физических данных, формирование осанки

Умение слышать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок, менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами.

Развивающие:

совершенствование психомоторных способностей детей (развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей; развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата);

развитие мелкой моторики, памяти, внимания, воображения;

развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку;

развитие координации и укрепления опорно-двигательного аппарата.

Воспитательные:

воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;

воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;

воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Отличительной особенностью данной Программы является то, что содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В Программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений. Предполагается, что освоение основных разделов Программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по Программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Новизна Программы является адаптация и совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку детей к дальнейшему обучению в хореографической студии.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Основные принципы построения программы:

Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей и в связи с этим - определение посильных для них заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий.

Принцип «от простого - к сложному». Заключается в постепенном усложнении изучаемого материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование физических нагрузок с музыкально-ритмическими играми.

Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.

Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять эмоциям во время исполнения танца.

Принципсотворчества педагога и воспитанника: взаимодействие педагога и родителей, родителей и детей-воспитанников дошкольного учреждения.

Необходимыми условиями по организации педагогического процесса является:

использование современных технологий организации педагогического процесса;

знакомство с различными формами традиционной народной культуры: прикладным художественным творчеством, особенностями танцевальных движений, отличительными особенностями национальных костюмов.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы.

Возрастные особенности детей 5-6 лет:

Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.

Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

Возрастные особенности детей 6-7 лет:

Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.

Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является: быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.

Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Ребенок на этапе освоения Программы:

Знают назначение отдельных упражнений хореографии;

Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;

Выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку;

Проявляют желание двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ;

Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;

Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп; пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, поочерёдное выбрасывание ног вперёд, приставной шаг с приседанием; с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд.

Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).

Знают основные танцевальные позиции рук и ног.

Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку.

Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.

Критерии оценки освоения Программы: Для выявления эффективности освоения программы используются следующие методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества.

II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематическое планирование

Планирование разработана на месяц, в месяц 8 занятий, каждое из занятий включает различные структурные элементы

Структурные элементы занятий

Октябрь

8 занятий

Ноябрь

8 занятий

Декабрь

8 занятий

Январь

8 занятий

Февраль

8 занятий

Март

8 занятий

Апрель

8 занятий

8 занятий

Элементы музыкальной грамоты.

Элементы партерной гимнастики

Упражнения на развитие ориентации в пространстве

Упражнения на развитие художественно - творческих способностей

Изучение поклона

Основные положения рук в классическом танце

Основные положения ног в классическом танце

Танцевальная игра

Постановка танца

Отчетный концерт

Октябрь (8 занятий):

Элементы музыкальной грамоты:

темпа (медленный, быстрый);

жанров музыки (марш, песня, танец).

Упражнения на развитие художественно - творческих способностей:

проснулись - потянулись.

самостоятельно находить свое место в зале;

построение в линию, в две линии;

построение в круг.

Изучение поклона:

реверанс для девочек;

поклон для мальчиков.

Отработка основных танцевальных шагов:

Ноябрь(8 занятий):

Элементы музыкальной грамоты:

Определение и передача в движения:

динамических оттенков (тихо, громко);

куплетной формы (вступление, запев, припев).

Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):

упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);

упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);

упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;

упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);

упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).

Упражнения на развитие ориентации в пространстве:

построение круг в круге;

положение в парах;

свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну;

построение из круга в одну шеренгу, в две, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении.

Танцевальная игра:

«Догоняшки».

Отработка основных танцевальных шагов:

pas польки;

подскоки.

Постановка танца:

Декабрь (8 занятий):

Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):

упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);

упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);

упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;

упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);

упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).

у жирафов;

Упражнения на развитие ориентации в пространстве:

«ручеек»

«колонна».

Отработка основных танцевальных шагов:

марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);

шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;

pas польки;

подскоки.

Постановка танца:

Январь(8 занятий):

Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):

упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);

упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);

упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;

упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);

упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).

Отработка основных танцевальных шагов:

pas польки;

подскоки.

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:

Танцевальная игра:

«Море волнуется».

Постановка танца:

«А у нас во дворе».

Февраль(8 занятий):

Элементы музыкальной грамоты:

Определение и передача в движения:

характера музыки (веселый, грустный);

темпа (медленный, быстрый);

жанров музыки (марш, песня, танец)

Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);

упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);

упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);

упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;

упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);

упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:

«зоопарк» (движения в образах животных: зайца, лисы, волка, кота и мышей и т.д.). Основные положения рук в классическом танце:

подготовительная позиция.

Март(8 занятий):

Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу):

упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);

упражнения для развития осанки («черепаха - жираф»);

упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;

упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);

упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).

Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:

«где же наши ручки».

Основные положения рук в классическом танце:

первая позиция.

Основные положения ног в классическом танце:

вторая позиция.

Постановка танца:

Май(8 занятий):

Отработка основных танцевальных шагов для открытого урока:

марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);

шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;

pas польки;

подскоки.

Танцевальная игра:

«День-ночь».

Отработка танцев для открытого урока:

«Смайлики»;

«Веселые горошины»;

«А у нас во дворе»;

«Варенька».

Отработка танцевальных упражнений на развитие художественно - творческих способностей для открытого урока:

«где же наши ручки»;

«лягушки».

Итоговый концерт.

Программное содержание и деятельность детей.

тема

цель

часы

октябрь

Упражнения с осенними листьями.

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Сплети плетень» Позиции ног: выворотные (точнее, полувыворотные: носки развернуты друг от друга) и параллельные (стопы параллельны). Постановка танца Поклон

Танцевальная композиция с осенними листиками

Танцевальная композиция с лентами

Способствовать развитию координации движений, подвижности нервных процессов, внимания, памяти.

Танцевальная композиция «Осенний парк».

Развитие музыкальности, пластичности и выразительности движений рук

ноябрь

Постановка танца «Смайлики»

Танцевальный этюд «Лирический».

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Ручеек» Подготовительное положение рук (руки опущены вниз, но не касаются ног, локти округлены, ладони смотрят вверх); Постановка танца Поклон

Танцевальный этюд «Кукла».

Развитие образного мышления, выразительности пластики, координаций движений

Танцевальный этюд «Аквариум».

Развитие музыкальности, способности слышать музыкальные фразы, чувствовать структуру музыки.

Развитие координации, точности и ловкости движений, памяти, внимания.

декабрь

Постановка танца «Сон».

Танцевальный этюд «Елочек и снежинок»

Развитие координации, точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песенки в движениях.

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Эхо» Упражнения по пластике Постановка танца Поклон

Танцевальный этюд «Снеговиков».

Развитие выразительности пластики, воспитание вести себя в группе во время движения

Танцевальный этюд «Танец снежинок и вьюги».

Способствовать развитию радоваться и сопереживать, формирование чувства такта.

Танцевальная композиция «Старинная полька».

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

январь

Танцевальная композиция. «Танец снежинок и вьюги».

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности: воспитание умения сопереживать другим людям и животным; воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Совушка» Упражнения на развороты стоп из VI позиции в I позицию поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп. Постановка танца Поклон

Танцевальная композиция «Игра с мячом».

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Ловушка» Упражнения для выражения эмоций. Постановка танца Поклон

февраль

Постановка танца «Варенька»

Танцевальный этюд «Танец Богатырей»

Развитие координации, точности движений, выразительности.

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Третий лишний» Упражнения для осанки. Постановка танца Поклон

Танцевальный этюд «Менуэт».

Формирование правильной осанки, красивой походки, эмоциональной выразительности движений.

Танцевальная композиция «Морячка».

Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Танцевальная композиция «Полька»

закрепить полученные навыки, развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

март

Постановка танца «А у нас во дворе»

Танцевальный этюд «Парный танец»

способствовать развитию выразительности движений, чувства ритма, способности к импровизации. Развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике.

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Платочек» Перестроение в тройки Постановка танца Поклон

Танцевальный этюд «Танец тройками”»

развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений, передавать в танце характерные виды движений.

Танцевальный этюд « Аэробика»

Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости.

Танцевальный этюд «Барбарики»

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии.

апрель

Постановка танца «Веселые горошины»

Танцевальный этюд «Свежий ветер

Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации.

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Эхо» Подскоки Постановка танца Поклон

Танцевальный этюд «Давай потанцуем»

Развитие внимания, точности движений, развитие эмоциональной сферы и выражение эмоций в мимике, доверительного и теплого отношения друг к другу.

Танцевальная композиция «Полонез»

развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Танцевальный этюд «Стрелки часов»

Формирование навыков кружения на месте на подскоках в движении, развитие умения сочетать движения с музыкой в быстром темпе

Танцевальный этюд «Танец тройками».

Развитие музыкальности, умение координировать движения с музыкой.

Поклон. Разминка. Разогрев по кругу. Игра «Вежливость» Движения на ориентировку в пространстве Постановка танца Поклон

Музыкально-ритмическая композиция «Полкис»

Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений.

Танцевальный этюд «Медленный вальс»

Способствовать развитию координации движений, подвижности психических процессов, внимания, памяти.

Танцевальная композиция «Вальс»

Способствовать умению ориентироваться, перестраиваться.

Всего за год

  1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Методика обучения

В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в Программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:

начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению);

этап углубленного разучивания упражнений;

этап закрепления и совершенствования упражнения.

1. Начальный этап

Этап углубленного разучивания. Этап закрепления и совершенствования

название упражнения;

объяснение техники;

опробования упражнений.

уточнение двигательных действий;

понимание закономерностей движения;

усовершенствование ритма;

Свободное и слитное выполнение упражнения.

закрепление двигательного навыка;

использование упражнений в комбинации с другими упражнениями;

формирование индивидуального стиля.

Первостепенную роль в занятии по хореографии играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Чтобы образовательная деятельность была эффективной, на занятии по ритмике, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые упражнения могут быть использованы в качестве динамических пауз для отдыха - если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом - атрибутом, с которым выполняются движения.

В работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа, включаются в занятия имитационные движения, которые очень ценны для дошкольного возраста.

Занятия по хореографии способствуют развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Формируется эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребёнка. Движения под музыку рассматриваются как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом. Формирование творчества в танце - очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются следующие условия.

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики - разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.

Именно в этих практиках появляется и обогаща-ется внутренний план действия, оформляется замы-сел, который становится артикулированным (сло-весно оформленным, осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результа-тивности (воплощению артикулированного, оформ-ленного замысла в определенном продукте - резуль-тате).

Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему «прорывает» перво-начальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка.

Так, сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания», но в макси-мальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение как процессуальное (вне результативнос-ти) отношение к миру. Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных событий, кото-рый строится по прихоти играющих и не имеет ре-зультативного завершения.

− Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

− Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследо-вательской деятельности, требует артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследова-нии) и задает социальные критерии результативнос-ти (в совместной продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В учебном плане она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

− Музыкальная деятельность Музыкальная деятельностьорганизуется в процессе занятий, которые проводятся педагогом в специально оборудованном помещении.

Двигательная деятельность Основа хореографии - музыка, а движения используются как средство более глубокого их восприятия и понимания. Через движения ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, регистр, строение музыкальной речи). Занятия хореографией помогут успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. На занятиях постоянно уделяется внимание технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.

  1. Способы и направления детской инициативы

Танцевальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности - танцевльно-музыкальных игр и творческих импровизаций, в движении, театрально-исполнительской деятельности. Руководитель танцевального коллектива консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной танцевальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная танцевальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 5-7 лет:

− Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.

− Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.

− Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

− Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

− Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.

− Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.

− При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

− Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

− Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

− непосредственное общение с каждым ребенком;

− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

− развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

− оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

По целевым установкам программы можно выделить направления взаимодействия с семьями воспитанников:

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает следующие подходы:

Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.

Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.

Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.

Родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации, планирования и развития образовательной системы МАДОУЦРР - детский сад.

Направления деятельности при взаимодействии с родителями:

планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

практическая помощь семье в воспитании детей;

организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

вовлечение родителей в планово - прогностическую, организационную, аналитико - оценочную деятельность детского дошкольного учреждения.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи:

доверительные отношения - обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность педагогов, их умение понять и помочь в решении проблем семейного воспитания;

подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия - полноправные партнеры воспитания и обучения детей;

единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;

помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагога и родителей;

личная заинтересованность родителей - изменение педагогической позиции родителей, которая поможет правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком.

Формы работы с родителями:

− информационные стенды (наглядная агитация);

− папки - передвижки;

− консультации;

− буклеты;

− памятки;

− родительские собрания;

− индивидуальные и групповые беседы;

− анкетирование, тестирование.

Мероприятие

Организационное родительское собрание

сентябрь

Ознакомление родителей с работой хореографического кружка. Цели и задачи, форма одежды.

Анкетирование родителей

сентябрь

Выявление уровня осведомленности родителей о хореографическом кружке, потребности в нем.

Родительское собрание по итогам обучения

По запросу, не чаще 2 раз в год

Организация совместных усилий по достойному образованию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.

Итоговое родительское собрание

Познакомить с итогами года, перспективным планом на следующий учебный год.

Открытые занятия, концерты

В рамках открытых мероприятий МДОУ ЦРР - детский сад

Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями.

Анкетирование родителей

Выявление уровня удовлетворенности образовательным процессом

Распространение информационных материалов

В течение года

Успехи детей

Предстоящие мероприятия

Консультации

В течение года

По запросу родителей

Участие в совместных праздниках, выступлениях и

конкурсах

В течение года

Сплочение коллектива

Привлечение родителей к изготовлению костюмов к

праздникам и конкурсам

В течение года

Способствовать укреплению сотрудничества между семьёй и хореографическим коллективом

III .ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы:

Технические средства обучения

ковровое покрытие;

музыкальный центр, с записями ритмичной музыки для сопровождения

видеозаписи разнообразных танцевальных движений

5. мультимедийная система;

6. индивидуальные коврики.

Учебно-наглядные пособия

Дидактические игры, картотека игр, способствующая развитию музыкального слуха, чувства тритма, которые необходимы для занятий хореографией;

Детские музыкальные инструменты

Презентации

Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением животных, сказки, стихи, подборка музыкальных произведений

Подборка упражнений и этюдов

Видеофильмы

9.Комплекс игр и заданий по разделам тем.

10.Альбом с фотографиями выступлений, занятий, жизни творческого коллектив DVD материалы с записями выступлений коллектива

11.DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов

3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Азбука хореографии - Барышникова Т.(г. Москва 1999год).

Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста. 2-е изд., СПб, ЛОИРО, 2007.

«Танцевальная мозаика» - хореография в детском саду - Слуцкая С.Л.(2006 год).

Ладушки «Потанцуй со мной дружок» - Каплунова И., Новоскольцева И..

«Са-фи-дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей - Фирилёва Ж.Ё.

Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду - М.,Линка-Пресс. 2006.

Танцевальная ритмика - Суворова Т.

8. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство- пресс, 2001.

3.3. Расписание занятий.

Срок реализации программы рассчитан на один год обучения. Программа дополнительного образования реализуется 2 раза в неделю. Продолжительность 1-го занятия 30 минут. Занятия организуются в помещении музыкального зала.

Организация образовательной деятельности

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Программа рассчитана на 64 учебных часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Структура занятия по хореографии - общепринятая и состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально - подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкально-¬ритмическая композиция.

Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и классические танцы, гимнастика.

Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.

Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, волосы должны быть собраны в пучок, на ногах чешки. Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки.

Формы подведения итогов:

Выступления детей на открытых мероприятиях;

Участие в тематических праздниках;

Итоговое занятие;

Открытые занятия для родителей;

Отчетный концерт (2 раза в год).

Основные формы работы:

По подгруппам;

Групповая.

Условия, необходимые для реализации Программы.

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

Личностное общение педагога с ребенком;

Правильное покрытие пола;

На каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;

Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);

Атрибуты, наглядные пособия;

Зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;

Результативность каждого занимающегося по итогам года.