Занятие по логике в подготовительной группе. Свойства: размер. Конспект занятия по логике в подготовительной группе «Чудо дерево

Конспект ООД по логике для детей старшей группы "Беглецы из зоопарка" для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 6 г. Лебедянь Липецкой области

Подготовила: Красникова Н.В. – воспитатель МБДОУ д/с № 6 г. Лебедянь, 2016 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.

Образовательные: упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец; учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине) ; закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие, умение работать в коллективе; формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.

Развивающие: развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук; учить ориентироваться на листе бумаги, располагать необходимые части изображения в нужном месте на рисунке.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке» , К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе» , А. Клыков «Лисица» , Т. Скребицкий «Заяц» , «Белка» ; рассматривание альбома «Дикие животные» ; отгадывание загадок о диких животных.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор, наборы игр «Танграм» , «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Сложи узор» , «Математический планшет» , контурные изображения животных (по 1 на стол) , палочки Кюизенера (по количеству детей) , мягкие игрушки – дикие животные, мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей) , листы бумаги в клеточку, заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка) , простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.

Ход занятия

І. Вводная часть

Организационный момент

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся.

Сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы должны показать свои знания, умения и сообразительность. Но сначала давайте приведем свои мысли в порядок, выскажем свои пожелания и сделаем самомассаж.

Игра-тренинг «Заряд бодрости»

Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин) .

Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз) .

Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво.

Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы) .

Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук) .

Я желаю, чтобы мое тело было здоровым.

Молодцы, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать, и чувствовать.

Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает» . Если так бывает - улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает - хмуримся и топаем ногами.

Бывает круг с углами. - Бывает весна после зимы.

Бывает петух с 4 ногами. - Бывает у собаки 4 лапы.

Бывает после понедельника суббота. - Бывает ночь после утра.

Бывает у человека 3 глаза. - Бывает число два больше трех.

Бывает трава зеленого цвета. - Бывает число пять идет после семи.

Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.

II часть. Основная.

Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.

Я привык на юге жить.
Я умею говорить!
День-деньской могу летать,
Разным звукам подражать.

Кто такой я? Угадай!
Разноцветный -
Дети: - Попугай!

(Щелчок - раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)

Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. (Читаю) . «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!» .

Так что, поможем?

Дети: - Да!

В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …) . Я предлагаю сложить изображения этих зверей, используя игры на выбор.

Детям представляется выбор дидактического материала.

  1. «Колумбово яйцо» , «Вьетнамская игра» , «Танграм» .
  2. «Сложи узор» .
  3. «Математический планшет» .
  4. «Змейка» .

Молодцы! Справились с заданием. Теперь мы знаем беглецов, которых нужно найти.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие на поиски животных из зоопарка.

Возьмите простые карандаши и листочки в клеточку: мы обозначим наш маршрут. Я буду диктовать вам направление движения, а вы будете чертить.

Дидактическое упражнение «Рисунок по клеточкам» .

Дети, начиная с точки, «прорисовывают» свой маршрут.

Отсчитайте вправо 1 клеточку и проведите прямую линию. Отсчитайте вверх 1 клеточку и проведите прямую. Далее так: 1 клеточка вправо; 2 клеточки вниз; 1 клеточка вправо; 1 клеточка вверх; 1 клеточка вправо.

Дети двигаются в обозначенном направлении, находят игрушечных зверят: зайца, белку, лису, оленя, льва, тигра и др.

Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...» .

Дети садятся за столы.

Дидактическое упражнение «Кто чем питается» .

Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.

Дети выполняют задания.

Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.

Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.

Дидактическое упражнение «Вольеры для животных» (с использованием палочек Кюизенера) .

Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных) . Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания) .

Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок» .

Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.) .

Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)

Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные

пальцы зажать в кулачке)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук,

остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть!

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики

слегка согнутых пальцев - это «крокодилова пасть» ).

Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.

ІІІ. Заключительная часть

Вот и вечер наступает
Зоопарк наш засыпает,
Засыпает до утра,
Нам уже домой пора.

Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?

Спасибо! Мне с вами было очень интересно!

Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.

Пусть помогут вам старания,

Память, логика, внимание!

Сюрпризный момент. - Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.

Грошева В.А., воспитатель МБДОУ дет. сад №31 «Радуга», г. Йошкар-Ола

Конспект урока по логике в подготовительной к школе группе. Путешествие по сказке «Три поросенка».

Тема: Путешествие по сказке «Три поросенка».

Цель: Учить детей решать логические задачи, используя чертеж.

Закрепить умение отгадывать загадки, загадки-шутки, уметь классифицировать.

Воспитывать интерес к решению логических задач.

Материал: книга С.Маршака «Три поросенка», иллюстрации к логическим задачам, схемы, игра «Засели жильцов».

Ход занятия:

(Дети стоят около воспитателя).

Дети, вы любите сказки? (Ответы детей). Я тоже люблю. Моя любимая сказка «Гадкий утенок», которую написал Г.Х.Андерсен. Поиграем в игру «Башня любви» и я узнаю, какие сказки вы любите.

(Игра-упражнение «Башня-любви»).

Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Но название сказки вы узнаете, если отгадаете загадку о его главном герое:

-Пятачком в земле копается, В грязной луже искупается.

Вопросы к детям:

    Кто это?

    Почему решили, что это свинья?

    Что характерно для свиньи?

    Выберите главные признаки и скажите, что обозначает слово свинья?

(Свинья – домашнее животное, у нее крупное туловище, короткие ноги, она хрюкает. Купается в грязи для защиты кожи).

    Какую сказку вы знаете о свинье или поросятах?

(«Три поросенка»).

Садитесь за столы поудобнее, слушайте и вспоминайте английскую сказку «Три поросенка».

(Дети сидят за столами).

Жили-были на свете три поросенка, три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с веселыми одинаковыми хвостиками. Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнце, нежились в лужах.

(Вывешиваю на доске картинку «Кто есть кто?».

Задание:

Угадайте, кто есть кто? В луже плещутся 3 поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф - слева от Нуф-Нуфа. Нуф-Нуф – справа от Наф-Нафа.

(Варианты ответов детей).

Как узнать, правильно или нет?

(Надо проверить).

Давайте проверим. Нарисуем схему. Что известно? Что еще известно? Можно ответить на вопрос? Да, первый Наф-Наф, второй – Ниф-Ниф, третий – Нуф-Нуф.

«Но вот наступила осень»

Вопросы:

    Какое время года наступило?

    Что было до осени?

    Что будет после осени?

(Использование пространственной модели времен года).

«Но вот наступила осень. Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом.

«Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода».

(Вывешиваю картинку).

Задание:

«Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов в это же время показывают 2 термометра?».

(Варианты ответов детей).

Почему так считаете?

(Ответы детей).

«По дороге они пели и плясали, когда вошли в лес, то так расшумелись, что разбудили волка, который спал под сосной».

Кого в лесу больше волков или зверей?

(К зверям относятся зайцы, лисы, олени, медведи, а волки относятся к этой группе. Поэтому волков меньше, чем зверей).

«Что за шум? - недовольно проворчал голодный волк и поскакал к тому месту, откуда доносились визг и хрюканье маленьких, глупых поросят. Волк приготовился к прыжку, щелкнул зубами, моргнул правым глазом, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутек».

Вопросы и задания:

    Каким глазом моргнул волк?

    Моргните не правым глазом, закройте глаза, поморгайте глазами, посмотрите на кончик пальца, на круг.

«Никогда еще не приходилось им так быстро бегать. Они неслись, сверкая пятками и поднимая тучи пыли».

Вопросы и задания:

Попробуем узнать, кто бежал быстрее, кто медленнее. Слушайте подсказку. Ниф-Ниф бежал быстрее Нуф-Нуфа. Как бежал Наф-Наф – неизвестно. Кто бежал медленнее Ниф-Нифа?

Можно ответить на вопрос?

Почему?

(Известно, что Ниф-Ниф бежал быстрее Нуф-Нуфа. Значит, Нуф-Нуф бежал медленнее Ниф-Нифа. А про Наф-Нафа нам ничего не известно).

Проверим ваш ответ. (Вывешиваю схему).

Вопросы по схеме:

    Что известно?

(Ниф-Ниф бежал быстрее, чем Нуф-Нуф, значит, он был ближе к лесу. А Нуф-Нуф дальше от леса, Он бежал медленно.)

    Что известно про Наф-Нафа?

(Ничего).

    Значит, как надо ответить на вопрос задачи?

(Нуф-Нуф бежал медленнее Ниф-Нифа).

Как можно помочь поросятам спастись от волка?

(Варианты ответов: в лесу, на небе, в городе и др.).

Давайте выберем три места для спасения поросят: лес, город, небо. Возьмите листы со схемами, нарисуйте дорожки – возможные пути спасения братьев. Подпишите. Сосчитайте, сколько всего дорожек получится. По какой дорожке надо бежать друзьям поросятам и волку? (В-1, П-2).

«Прибежав в город Веселых поросят» они упал от усталости. А потом решили строить новый дом все вместе.

Физкультминутка:

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь

Не откроет эту дверь,

Эту дверь, эту дверь.

Откройте тетради. Что нужно для строительства?

(Игра «Это правда или нет?»).

Вопросы:

    На рисунках есть предметы, которые нужны для строительства. Все предметы нужны для строительства?

    На рисунке нет ни одного предмета для строительства,

    Некоторые предметы нужны для строительства.

    Что лишнее?

(Работа в тетрадях, стр. 26).

Построили дом поросята и пригласили жить к себе друзей. Все они были разные: грустные, веселые, серьезные. Расселите друзей по этажам, чтобы они не повторялись.

(Игра «Засели жильцов»)

Проверьте правильность заселения жильцов у своего соседа и поднимите карточку.

Поросята послали вам ценное письмо. Найдите его среди других писем.

(Игра-лабиринт «Найди письмо).

Поросята благодарят за помощь и на память дарят вам свои портреты.

Итог занятия.

Тема: Сравнение предметов по двум признакам

Цели: сформировать умение выделять признаки предметов, анализировать, сравнивать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь.

Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Осенью Мышонку нравится собирать красивые опавшие листья. А вам нравится? Какого цвета бывают осенью на деревьях листья? (Ответы детей.)

2. Игра «Листья»

На планшетах фигуры красного, желтого и зеленого цвета. Дети выходят по одному и выполняют задания. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все листья.

Мышонок увидел много красивых листьев. Сначала он взял желтый овальный листок. Кто его найдет? Потом он нашел красный круглый лист. Кто его покажет? Теперь покажите треугольный зеленый лист.

3. Работа в тетради

Задание 1. Летом листья на деревьях какого цвета? А осенью они какого цвета? Мышонок определяет, какие деревья потеряли свои листочки. Помогите ему. Скажите: сколько деревьев осталось без листочков; какие это деревья. (Дуб, клен, береза.) Нарисуйте эти деревья: в середине - ель, слева от ели - березу, справа от ели - дуб.

4. Физкультминутка

Осень в город к нам идет.

Ветер дует, дождик льет.

Листья падают, кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Птицы все на юг летят,

Машут крыльями, спешат.

5. Работа в тетради

Задание 2. Белочка осенью делает запасы на зиму. Что она не может найти в своем лесу? Зачеркните.

Задание 3. Помогите Белочке собрать грибы. Нарисуйте ее путь. Поместите каждый гриб в дупло (нарисуйте).

Задание 4. Белочка загадала Мышонку загадку. Отгадайте ее. Какие ягоды медведь запасает на зиму? (Никакие. Зимой oн спит.)

Конспект НОД в подготовительной группе

«Путешествие в город Логики»

Составила учитель-дефектолог ГБОУ СОШ 1155 Марьина Т.Н.

Коррекционно-развивающие задачи:

Закреплять представления о свойствах предметов.

Продолжать учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать, сравнивать предметы по определенному признаку, вычленять лишний предмет, умению высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Развивать логическое мышление (умение решать логические задачи), слуховую память, концентрацию и устойчивость внимания, воображение.

Развивать зрительно-моторную координацию.

Воспитательные задачи: Воспитывать настойчивость, смекалку, сообразительность, умение работать в паре, помогать друг другу в случае затруднения.

Оборудование:

1. Картинка «Железная дорога»

2. Блоки Дьенеша (3 набора)

3. Таблица для описания блоков

4. Чёрные и белые кружки, фигуры разделённые на части

5. Названия улиц, проспектов

6. Таблица «Клетки», цветные магниты

7. Листочки с инд.заданиями, планшеты, карандаши.

Ход:

    Организационный момент. «Логический поезд»

Сегодня мы отправимся в путешествие в город Логики.

В детском саду вы учитесь считать, читать, узнаёте много нового и интересного. Всё это вам пригодится в школе. Но, чтобы хорошо учиться, вам нужно уметь рассуждать, сравнивать, делать выводы, запоминать, быть внимательными. Всему этому вы можете научиться в этом удивительном городе Логики.

На нашем пути – железная дорога.

На чём мы поедем по железной дороге? (на поезде) Правильно, на логическом поезде, который сами построим. По символам определите, какой блок у нас будет паровозом.

Вагончики будут отличаться друг от друга только одним свойством-признаком, будьте внимательны!

На доске карточка с символами, фишкой показываем, какое свойство надо изменить. Дети подбирают вагончики.

    Улица «Утверждений»

Если вы согласны с утверждением, поднимите белый кружок, если не согласны – чёрный.

Показываем 1 фигуру: квадрат, разделённый на 4 равных части.

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 3 равные части?

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 4 неравные части?

    Верно ли утверждение, что этот квадрат разделён на 4 равные части?

Показываем прямоугольник, разделённый на 3 неравные части.

    Верно ли утверждение, что этот прямоугольник разделён на 3 равные части?

    Верно ли утверждение, что этот прямоугольник разделён на 3 неравные части?

    Пройди по маршруту

А сейчас я вам предлагаю погулять по переулкам этого удивительного города.

На доске таблица с клетками, на пересечении клеток различные цифры.

Мы находимся там, где синяя точка, т.е. в левом нижнем уголке. Сейчас будьте внимательны и следите глазками, где мы окажемся.

    Две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх и одна клетка влево. Где мы оказались, в какой точке?

    Одна клетка вправо, три клетки вверх, одна клетка по диагонали вправо вниз. Где мы оказались, в какой точке?

Пока мы гуляли, стемнело, мы сейчас закроем глаза и пойдём по воображению.

    Одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево. Откройте глаза и расскажите, в какой точке вы оказались?

Динамическая пауза «Дотянись рука»

    Дотянись правая рука до левого плеча.

    Дотянись левая рука до правого колена.

    Дотянись правая рука до правого уха.

И т.д.

    Проспект «Исключений»

Выкладываем 2 набора блоков: справа и слева.

Мы с вами оказались на проспекте Исключений. Найдите «лишний» дом по какому-нибудь свойству сначала справа этого проспекта.

Выслушиваются варианты, например, лишний этот блок, потому что он жёлтый, а все остальные красные и т.п.

А сейчас слева.

Выслушиваются варианты.

    «Кондитерская фабрика»

Как и в любом городе, здесь есть фабрики и заводы. Давайте посетим кондитерскую фабрику и примем участие в приготовлении конфет. Сегодня здесь должны получиться такие конфеты… (показать символы с отрицанием). Свои конфеты складывайте в коробочки.

    Задания от мера города Логики (на индивидуальных листочках)

Управляет городом Логики – мер, и он для вас приготовил интересные задания.

    Первое задание: логический квадрат, найдите недостающий элемент, проведите линию.

    Второе задание: найдите закономерность и добавьте недостающий фрагмент.

    Итог занятия. Оценка.

Сюрприз за блоком с такими свойствами: квадратный, жёлтый, маленький, тонкий.

Тема: Свойства: размер

Цели: сформировать умение выявлять свойства предметов (величину, цвет, форму), анализировать, рассуждать; развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение. Материал: планшеты с геометрическими фигурами.

Ход занятия

1. Актуализация знаний и опыта

Мышонок пошел в гости к Лягушонку. Ведь они друзья и часто вместе играют. Как вы думаете, во что могут играть Мышонок и Лягушонок? Представьте. (Ответы детей.)

2. Игра «Конструктор»

Воспитатель показывает детям планшеты с фигурами. На одном планшете фигуры маленькие, а на другом - большие. Игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны по парам все фигуры.

Сначала друзья решили поиграть в конструктор. Посмотрите внимательно. Чем отличаются детали одного конструктора от деталей другого? (В одном фигуры маленькие, а в другом большие.) Там, где фигуры большие, живут папы-фигуры, а там, где маленькие, - их дети. Помогите детям найти своих пап.

Ребята выходят по очереди и берут с каждого планшета по одной фигуре (например, большой и маленький квадраты; и т. д.).

Покажи большой квадрат (треугольник, круг, прямоугольник и т. д.). Покажи маленький квадрат (треугольник, круг, прямоугольник и т. д.)

3. Работа в тетради

Задание 1. Лягушонок показал Мышонку свои фотографии. Рассмотрите их. Соедините стрелками фотографии, чтобы было ясно, как рос Лягушонок. Сначала была икринка. А что потом? Расскажите.

Задание 2. Рассмотрите и правильно раскрасьте этих красивых рыбок. Все они родственники, поэтому сделайте их одинаковыми.

4. Физкультминутка

Солнце в небе высоко,

Тучи в небе далеко.

Тучи движутся, пыхтят,

Солнце скрыть от нас хотят.

Волны по реке бегут,

Волны парусник несут.

Ветер дует, завывает -

Ветер лодку подгоняет.

Мы поплаваем в реке.

Посидим мы на песке.

5. Работа в тетради

Задание 3. Посмотрите, как Лягушонок и Мышонок разложили ракушки. Расположите растения и животных на всех остальных картинках так же. Нарисуйте недостающие картинки.

6. Игра «Добавь слово»

Ребята, Мышонок и Лягушонок играют в игру «Добавь слово». Поиграйте и вы с ними. Нужно добавлять подходящие слова. Например: «снежок» - «снежинка». Почему подходит это слово? (Потому что слепленный снежок - это много-много снежинок.) Еще пример: «капля» - «лужа». Почему подходит это слово? {Лужа - это много-много капель воды.) Игра понятна? Тогда добавляйте слова.

Слова для игры: кирпич, колесо, дерево, яблоня и др.