Как выучить цифры с ребенком. Как быстро запомнить цифры

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр. Естественно и то, и другое - занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление. Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше). Основная цель этих игр - научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки. Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры . У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5. Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь. Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д. Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

    Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же , сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

    Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же ».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (грибочки , морковки , помидорки ).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любыесюжетно-ролевые игры . Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.

  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее : выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше. Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось - ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками - один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала . А можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет. Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем самым показывая, что число колец уменьшается. То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание. Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две». Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа - в пределах 4-5):

    Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов. Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять. Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?

  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два - мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.



9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры . Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

    Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);

  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);

  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры - длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;

  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon ,Лабиринт , My-shop )

или рамки-вкладыша (Ozon , My-shop ,Read )

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик» . Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon , Лабиринт , My-shop ). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon , Лабиринт , My-shop ), о нем я писала раньше .

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры ». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • . По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ .

  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

  • Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Содержание статьи:

Родители, у которых подрастают маленькие детки, сталкиваются с проблемой: начинать обучать их счету, чтению, письму как можно раньше, чтобы в школу ребенок уже шел подготовленный или же не отягощать детство ребенка занятиями, позволив выполнять учителям свою работу? Те, перед кем стоит такой сложный выбор, всегда могут найти компромисс: заинтересовать малыша настолько, чтобы он сам хотел учиться. Как эффективно выучить с ребенком цифры, чтобы ему было интересно, расскажет данная статья.

С какого возраста можно учить цифры с ребенком?

Многие полагают, что дети учатся считать практически перед поступлением в первый класс. Однако уже в полтора года, когда многие малыши еще не разговаривают и имеют слабо развитую моторику, дети начинают активно интересоваться количеством предметов и вырабатывают собственную стратегию подсчета количества предметов. Поэтому первые попытки знакомства ребенка со счетом можно начинать уже в возрасте восемнадцати месяцев.

Не стоит торопить события и ожидать, что ребенок сразу выучит цифры как они выглядят и называются. Четкие умения устанавливать закономерность между изображением цифры и количеством, которое она обозначает, приходит только в промежутке между 3 и 5 годами. В этом возрасте можно проводить осмысленные математические занятия.

Как научить ребенка запоминать цифры?

Цифры для детей 3 лет еще не очень понятны, поэтому важно, чтобы кроха постоянно слышал их употребление в разговорах. «Вставай! Уже восемь утра!», «Мы ждем автобус №7, а этот - №4, он нам не подходит», «Чтобы взять эту игрушку следует заплатить за нее 120 рублей» и другие простые предложения, связанные с повседневной жизнью помогут крохе быстрее понять суть цифр и запомнить их. Например, учим цифру 1 с ребенком. Во время прогулки на улице, можно обратить внимание на дом с номером 1, купить мороженное и сказать «Мы купили одно мороженное» и т. д.

Цифры для детей 4-5 лет легче запомнятся, если считать постоянно окружающие предметы. Можно пересчитывать ступеньки между этажами, количество деревьев возле дома, секунды до момента остановки лифта. Можно использовать считалки перед началом любых дел: «Раз-два-три - начали», «Раз-два-три-четыре-пять - побежали».

Развивающие мультики для детей - один из самых доступных, простых и весёлых способов познакомить ребенка с цифрами, их порядком и простейшими правилами сложения и вычитания.

На сегодняшний день родители без труда могут найти песенки-считалочки, которые можно включать малышу в поездке или напевать вместе в течение дня. Можно подбирать печенки в зависимости от цифры, которую учит ребенок в данный момент. Например, учим цифру 2, следовательно и песенку необходимо подбирать про двойку.

Когда учим цифрам малыша важно связывать цифры с его развитием. Например, можно оставлять отметки на ростомере. При этом обязательно следует говорить карапузу, что в два года его рост составлял 88 см, а в три года - целых 100 см. Таким образом, у малыша будет развиваться естественный интерес к цифрам, как к одному из способов познания самого себя.

Соотношение цифр и количества

Как только малыш постепенно освоит правильный порядок цифр в числовом ряду, следует переходить к формированию у него логической цепочкой «цифра – число – количество». Другими словами, крохе необходимо осмыслить счет, научиться соотносить цифру с неким числом и определенным количеством.

Чтобы ребенок усвоил, как выглядят цифры, можно воспользоваться готовым наглядным материалом. К примеру, плакатом с изображением цифр и соответствующим количеством предметов под каждой цифрой. Важно прикрепить его так, чтобы цифры всегда были на виду, и малыш мог при желании всегда подойти к плакату. Полезно будет приобрести детские книги с обучающим материалом, цифры-магниты на холодильник, интерактивные игрушки или книги со специальными упражнениями на знание цифр.

Параллельно в работу можно подключить счетный материал. Его можно изготовить самостоятельно, например, из цветного картона, или купить готовый (пластмассовый, бумажный, деревянный). Можно использовать любые подручные средства, с которыми малышу понравится заниматься, учить цифры и разбирать состав числа. Счетный материал помогает визуализировать то количество, которое обозначает каждая цифра, а также будет проще объяснить малышу состав числа. Сначала это делает взрослый, затем малыш сам пробует разбивать число на составляющие. У каждого последующего числа способов его разбора будет больше.

Игровые формы обучения ребенка цифрам

Чтобы помочь карапузу быстрее выучить цифры, следует использовать игровые методики обучения. Ниже приводятся простые примеры игр, которые эффективны при изучении названий цифр и понимании их значения.

Цифры на ощупь. Данная игра требует предварительной подготовки. Взрослому необходимо заранее вырезать цифры разных размеров и обклеить их бархатной или наждачной бумагой. Приготовленные цифры следует сложить в коробочку или непрозрачный мешок. Карапуз должен засунуть руку в коробку или мешочек, обследовать цифру пальцами, и, не глядя на нее, и угадать называние.

Еще один вариант игры: в тот же мешок или коробку сложить несколько предметов. Задача ребенка - засунуть туда руку и, не подглядывая, посчитать количество предметов внутри. Например, учим цифру 3 с ребенком, значит в непрозрачный мешочек можно сложить три предмета: конфета, печенье, яблоко. Когда малыша посчитает первоначальное количество предметов, можно предложить ему съесть один или два из них и посчитать заново.

Найди пару. На альбомном листе бумаги необходимо нарисовать или наклеить вразброс цифры разного цвета и размера. Из этого разнообразия цифр ребенок должен найти одинаковые, несмотря на отвлекающие признаки.

Цифры на спине. Взрослый рисует пальцем на спине ребенка задуманную цифру. Задача ребенка угадать цифру. Потом можно поменяться ролями.

Авторские методики обучения ребенка цифрам

Некоторые родители с целью обучения детей счету обращаются к авторским методикам, которые отличаются оригинальным подходом к развитию детей, и обычно представляют собой системы упражнений, игр, занятий. Рассмотрим наиболее популярные методики для обучения цифрам:

Методика Глена Домана разработана для малышей в возрасте от 1 до 3 лет и предполагает оперирование не цифрами, а реальным количеством. Для обучения используются карточки с нанесенными на них точками в установленном количестве;

Методика Зайцева предлагает обучать детей счету, начиная с 3-4-летнего возраста. Дидактический материал данной системы включает кубики, карточки и таблицы с цифрами;

Методика Никитиных рассчитана на детей самого раннего возраста. Система интеллектуальных игр способствует математическому развитию крохи;

Методика Монтессори направлена на то, что малыш с помощью уникальных игрушек-сортеров обучается счету и арифметическим действиям.

Детские психологи и педагоги разработали простые заметки для родителей, которые помогут им в процессе обучения их ребенка:

Чем раньше начинать обучение, тем легче оно будет проходить в дальнейшем;

Дети должны запоминать показатели количества предметов при помощи разных рецепторов: слуха, зрения и осязания;

Какая бы методика обучения ни использовалась, активное участие родителей в играх необходимо. Чтобы помочь малышу быстро запомнить цифры, родитель должен включать совместную с ним деятельность;

В процессе обучения родитель должен быть максимально деликатным и толерантным с малышом. Ни в коем случае нельзя повышать голос на кроху или говорить, что он медленно соображает;

Занятия должны быть интересными и яркими, чтобы поддерживать интерес малыша во время урока;

Длительность занятия должна составлять 10-15 минут. Но это плавающая цифра. Всегда нужно ориентироваться по состоянию крохи и его настроению. Если ему грустно или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие на пару часов;

Занятия должны быть систематическими и проводиться в одно и тоже время суток. Таким образом у ребенка сформируется привычка учиться.

Как быстро выучить цифры с ребенком можно узнать из видео:

Какой бы способ обучения малыша счету родители не выбрали, важно помнить: во время занятий, помимо получения новых знаний, ребенок должен научиться ощущать уверенность в своих силах. Не стоит ставить перед малышом цель преодолеть недосягаемые вершины в математике – главное в дошкольном возрасте привить ему любовь к процессу обучения.

Учиться считать можно начинать, если Вашему ребенку уже исполнился годик.Но какой бы умный и смышленый не был Ваш малыш - начинать надо с малого и постепенно двигаться дальше.
Для годовалого ребеночка будет полезно организовать "игру в пальчики" .Знакомить кроху с цифрами в этом возрасте конечно еще рано.Лучше во время прочтения стишков-считалочек загибайте пальцы у себя на руках и пальчики малыша.Считать до пяти будет вполне достаточно для маленького ребенка и не обязательно,чтобы он запоминал последовательность счета.Тренировка мелкой моторики пальчиков и развитие образного мышления закладывают фундамент в формирование математических способностей - такие традиционные игры,как "Куй-куй башмачок" или "Сорока-ворона" будут полезны и интересны для Вашего крохи.

В 2 годика познакомим ребенка с таким понятием,как "много".Обращайте внимание ребенка на то,сколько у него игрушек в ящичке,а сколько сейчас машинок у малыша в руке. Очень полезно для ознакомления ребенка с числовыми величинами давать поиграть с матрешкой.Покажите малышу,как из одной матрешки вдруг получается две,три и так далее.Ближе к 3 годам знакомим малыша с таким понятием,как сравнение.Все,что окружает ребенка,сравниваем друг с другом - толстая книжка и тоненькая,большая кукла и маленькая,длинные волосы и короткие.

В 3 годика начинайте постепенно знакомить ребенка с цифрами.На начальном этапе осваивайте цифры от 1 до 5 .Показывая как выглядят эти цифры ,одновременно демонстрируйте соответствующее количество предметов - два яблочка,одна машинка,четыре орешка.Когда одеваете ребенка,акцентируйте внимание на количество вещей - два носка,одна рубашка,две руковички,четыре пуговицы т.д. Прогуливаясь с малышом по улице,посчитайте вместе с ним объекты,мимо которых проходите: сколько машин стоит у обочины,сколько деревьев,домов,скамеек - старайтесь выбирать для подсчета объекты количественно не более пяти.Вернувшись домой,попросите малыша сосчитать количество ботинок в коридоре и поразмыслить,сколько человек можно обуть в них.Читая малышу сказку на ночь,рассмотрите с ним внимательно иллюстрации и попросите сосчитать количество,например,гномов или других сказочных героев.Обращайте внимание ребенка на нумерацию страниц - у малыша будет откладываться в памяти,как выглядит та или иная цифра.

Приготовив еду ребенку,попросите его помочь накрыть на стол,подавая нужное количество тарелок и приборов: Подай мне, пожалуйста, 2 вилки, две тарелки, три столовые ложки и т. д. Попросите его поровну разделить ломтики хлеба.
Собираясь в магазин за покупками вместе с ребенком,расскажите ему,что надо купить из продуктов: сыр, молоко, буханку, хлеба творог.Перечисляя продукты,загибайте малышу пальчики и с серьезным видом попросите,чтобы он напомнил Вам в магазине весь список продуктов,которые надо купить.А в магазине сделайте вид,что забыли,какие продукты нужны и попросите малыша напомнить список,загибая пальчики (не забыть бы чего...).Если ребенок с успехом справился с поставленной задачей,в следующий раз расширьте список товаров для покупки,добавляя к перечню весовые параметры того или иного продукта: хлеб,масло,2 килограмма печенья,1 килограмм орехов.
Дома Вы можете закрепить навыки счета, разыгрывая сцены покупки товаров в "домашнем магазине".В качестве денег можно использовать любую "валюту" -фантики, пуговицы или вырежьте "купюры" из бумаги.Меняйтесь ролями - сперва вы продавец,а малыш покупатель,потом - наоборот.Старайтесь поощрять малыша за точно выполненные подсчеты.Например,попросите его разделить 5 конфеток на троих,а все что останется - забрать себе.

К пяти годам ребенку вполне по силам освоить числа до 10 и выучить цифры.Но старайтесь добиться того,чтобы малыш не просто заучил названия и последовательность цифр,а также имел представление о том,какое количество предметов обозначается той или иной цифрой.И,например - четыре шарика,четыре яблока или четыре щенка обозначаются одной и той же цифрой - 4 .Ребенку нужно помочь уловить взаимосвязь между количеством предметов и соответствующей цифрой. Для запоминания цифр очень полезно развесить их изображения в разных местах квартиры - есть еще цифры на магнитных липучках - Вы можете прилепить их на холодильник и они всегда будут перед глазами во время трапезы малыша.Если цифры будут постоянно попадаться на глаза ребенку,то он быстро запомнит их.
Когда ребенок хорошо усвоит счет от 1 до 10 ,Вы можете начинать знакомить его с цифрой "ноль" .Ребенок уже хорошо понимает,что если было 2 конфетки,он съел одну - осталась одна конфетка.А если съесть еще одну конфетку,то не останется ни одной конфетки,Ноль конфеток и нарисуйте цифру "0".

Ближе к дошкольному возрасту начните обучать ребенка ряду цифр свыше десяти.Для начала продемонстрируйте визуально,как они образуются.В этом Вам помогут счетные палочки.Положите в ряд 10 палочек (с этим количеством предметов и цифрами до 10 ребенок уже должен хорошо быть знаком).Расскажите,что когда-то в далекие времена десять называли "дцать".Положите на этот ряд счетных палочек еще одну (для акцентирования- другого цвета) и скажите "Один на дцать ".А на листке бумаги напишите цифровое обозначение - 11.Добавляйте "На дцать" по одной палочке и дойдите до цифры 20,иллюстрируя каждую цифру на бумаге. Конечно же мгновенного понимания,а тем более запоминания не произойдет.Но занимаясь ежедневно,ребенок быстро усвоит новые "премудрости" математики.
Когда ребенок разберется с числовым рядом до 20,можно приступить к знакомству с цифрами до ста и посмотреть,как образуются десятки.Положите на наши десять счетных палочек еще десять штук (желательно другого цвета) и поясните сколько всего получилось "два дцать",где дцать, как нам уже известно, обозначает десять.Затем - "три дцать".Сопровождайте свои объяснения написанием цифр.О числе "сорок" расскажите отдельно - в древности оно обозначало "очень много".Затем комбинируйте десятки с единицами - положите,например,на двадцать счетных палочек еще три - получится 23.Напишите число и предложите ребенку сделать свою комбинацию из палочек.

Занимайтесь с малышом постепенно и поэтапно - важно добиться того,чтобы ребенок не только запоминал цифры,но и понимал счет.В корне не верно заставлять ребенка запоминать,что,скажем, 3+4 будет 7.На столе было три яблока,потом положили на стол четыре груши и получилось в результате 7 фруктов. Ребенок должен понимать механизм складывания - Сначала смотрим,сколько было,затем сколько прибавили и сколько стало всего.Аналогичным образом объясняется и механизм вычитания.Сейчас в продаже появилось много иллюстрированных книг для деток с математическими заданиями,составленными в увлекательной,игровой форме.Такие книги будут полезны для развития математических способностей у Вашего ребенка. И помните - математические способности - это никакой не дар природы.Занятия математикой не требуют каких-то незаурядных способностей от ребенка и способствуют развитию смекалки,логического мышления, повышают умственные способности.

Многие родители озадачены дошкольным образованием малыша. И это понятно хочется, чтобы отпрыск пошел учиться в первый класс уже подготовленный. Тем не менее, в связи с этим появляется масса вопросов и один из них, как научить ребёнка запоминать цифры.

Как научить ребенка запоминать цифры

Нередко родители делают ошибку в подходе к занятиям. Они забывают о юном возрасте учащегося, а этого делать не стоит.

Приступая к обучению, и решая проблему, как выучить с ребёнком цифры, помните, что малыш в дошкольном возрасте не может быть долго сосредоточенным на чем-то одном.

Если вы будете проводить обучение в форме игры, малышу понравится, и он будет сам просить вас позаниматься с ним.

Рассмотрите несколько вариантов занятий, которые смогут увлечь карапуза:

  1. Достаньте яркие кубики, на которых изображены цифры. Показывайте их крохе и озвучивайте каждое число. Возьмите сначала диапазон чисел от одного до пяти. На первое время этого достаточно. Потом постепенно вы дойдёте до десяти.
  2. Показывайте цифры, не только нарисованными. Чтобы лучше запомнить, малышу нужно потрогать, взять их в руками. Вырежьте из картона цифры и дайте рассмотреть крохе поближе. Спросите, как он думает, на что похожа та или иная цифра.
  3. В вопросе, как обучить ребёнка цифрам, главное терпение и понимание, что перед вами не взрослый человек, а малыш, который ещё не знает что такое счёт вообще.
  4. Прежде чем познакомить ребёнка с цифрами, нужно дать ему основные знания о величинах. Карапуз должен представлять, что такое ‘меньше”, а что “больше”, как разделить предметы поровну.
Через какое-то время, когда малыш уже будет знать цифры от одного до десяти, вы можете сделать пазлы из картонных чисел. Вырежьте яркую цифру. Пусть это будет пять. Разрежьте её на четыре части и предложите крохе собрать цифру и назвать её. С течением времени задачу можно усложнить.
Помните старую пословицу “Повторение мать учения”? Эта поговорка именно для решения задачи, как научить ребёнка цифрам в 5 лет.

Пройденный материал нужно повторять ежедневно. Это совсем не значит, что вам нужно посадить малыша и устроить ему опрос по теме. Нет. Обращайте его внимание на те числа, которые встречаются вам на прогулке, или когда вы стоите на остановке и ждёте транспорт. Пусть малыш сам называет ту цифру, на которую вы ему укажите. Это может быть номер дома, номер трамвая и другое.

Перечисленные варианты обучения - это далеко не весь список идей привлечения внимания малыша к счёту. Понаблюдав за крохой, вы наверняка найдёте свой индивидуальный подход к освоению материала ребёнком.

Вы хотите запоминать телефонные номера с первого раза, как их услышите? Думаете, как хорошо было бы вбивать номер своей банковской карты во время онлайн-покупок, никуда не подсматривая? Мечтаете без проблем запоминать номера автобусов, страниц, почтовые индексы? Все это возможно, если подобрать для себя подходящую мнемотехнику по запоминанию чисел и цифр и как следует потренироваться в ее применении.

Существует несколько приемов, как запоминать цифры быстро и без особых усилий. При этом многие способы строятся на преобразования цифр в слова или образы — запоминать конкретные (предметные) образы значительно проще, чем цифры. Мнемотехники такого рода можно разделить на несколько подвидов.

Цифры — образы

Один из самых простых приемов, как научиться быстро запоминать числа, — просто закрепить за каждой цифрой образ и для запоминания последовательности цифр связывать эти образы между собой последствием некоей цепочки действий. Связанный рассказ и образы запомнить намного проще, чем сухую последовательность цифр. Соответственно, при воспроизводстве, например, телефонного номера, вы вспоминаете свой рассказ и разворачиваете цепочку наоборот – от образов к цифрам.

Есть несколько мнемотехник, как выстаивать подобные ассоциации. Некоторым проще ориентироваться на внешнюю схожесть цифр и предметов . Например, один может быть жирафом, подъемным краном, стелой, маяком… Двойка — лебедь, лекало, ноль — сушка-челнок, зеркало. Таким образом, 20 — это может быть лебедь, смотрящийся в зеркало. 120 — сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало. Сидящий на подъемном кране лебедь, смотрящийся в зеркало, увидел матрешку — 1208.

Другая вариация этого метода — ассоциации с «содержимым» той или иной цифры, а не с ее внешним видом . Например, 2 — это палочки для суши (потому что их две), 7 — это радуга, 0 — фантик от конфеты (сама конфета уже съедена, остался только фантик). Тогда 27 — это палочки для суши, воткнутые в радугу. 270 — палочки от суши, которыми кто-то пытается положить на радугу фантик.

Цифры — слова

Основа этого метода быстрого запоминания чисел — присвоение каждой цифре буквенного эквивалента . Он может быть связан с формой (о — 0, з — 3), быть первой буквой названия цифры — (н — 0, т — 3), быть связанным с какой-либо вашей ассоциацией (5 — о, потому что пятерки получают только отличники) или быть смесью этих методов. Главное — запомните десять букв для десяти цифр. И тогда при запоминании вам надо будет придумать слова, которые начинаются с нужных букв .

Далее вы просто придумываете предложение, где каждое слово начинается с нужной буквы (по аналогии с «Каждый охотник желает знать…»). Аналогичный принцип используется во фразах-запоминалках – приеме, который позволяет запоминать последовательность. Что касается чисел, то можно несколько усложнить задачу и для двузначных цифр взять слова, где первая и вторая или первая и третья буквы кодируют цифру . Если вспомнить примеры, с которых мы начинали описание метода, то 30 — это «зонт» или «тон». Здесь главное не запутаться, какое слово какими буквами и за какое число отвечает.

Еще один интересный методподбор слов, где количество букв совпадает с цифрой, которую нужно запомнить . Например, это предложение поможет запомнить число 830795 («например» — 8 букв, «это» — 3 буквы и т.д., для обозначения нуля используется слово, в котором больше 10 букв). Данный метод требует определенного времени, так как вам надо будет подобрать слова на нужное количество букв и составить из них предложение. С другой стороны, он проще тем, что вам не придется запоминать какие-либо образы — только собственно предложение.

Числа — числа

Не все мнемотехники по запоминанию чисел базируются исключительно на преображении цифр в слова. Также можно использовать ассоциации и связи с хорошо знакомыми вам числами . Например, число 2302 легко превращается в 23 февраля. 8 сентября можно запомнить по связи — ровно через неделю посла начала учебного года или через полгода после 8 Марта. Также можно использовать номера автобусов и трамваев, пин-коды, которые вы точно не забудете, номера домов и прочее, и прочее, и прочее. Мы окружены цифрами, поэтому подобрать необходимые ассоциации, как правило, не составляет проблем.

Помните: чтобы процесс запоминания цифр был более простым и эффективным, необходимо соблюдать общие правила применения мнемотехник по запоминанию цифр. Мы подробнее рассмотрим их в следующей статье.

Если вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (