В зависимости от назначения прически подразделяются на бытовые и зрелищные. Конкурсные прически - тск "соло"

Стилисты из салонов по всей Америке потратили сотни часов и изъездили тысячи километров шиньонов, чтобы создать удивительную коллекцию причесок. Благотворительное событие было организовано «New Hampshire Food Bank». Главный приз – 7000 долларов.

(Всего 13 фото)

2. Судьи присуждали баллы не только за прически, но и за представление . Модель Кайла Смит демонстрирует наряд и прическу от Линн Кентц из школы Франклин Каунти в Тернерс Фоллс, штат Массачусетс. (AP)

3. Модель Даниэлла Бейкер демонстрирует прическу от Лоры Капланиз из салона красоты «Империя». (AP)

4. Модель Портиа Р. ДеКордова продемонстрировала, возможно, самый экстравагантный дизайн прически – корабль, «плывущий» на всех парусах (с попугаем). Стилист – Бен ДеКордова из салона «Salon DeCordova» в Тампа Бэй, штат Флорида. (AP)

5. Парик, умеющий надувать пузыри, от Стефании Мой на модели Танике Гамильтон. (AP)

6. Урбанистический вариант от Моники Андерсон демонстрирует модель Молли Санчес. (AP)

7. Модель Дестини Нкуен демонстрирует фантастический парик от Кевина Картера из школы парикмахерского исскуства «Artistry of Hair». (AP)

8. Лиственный вариант на модели Арамис Браун от того же Кевина Картера. (AP)

9. Коралловый парик на модели Рейчел Бишоп от дизайнера Джулии Джонсон. (AP)

10. Модель Таника Гамильтон ждет объявления результатов. Стилистка Стефании Мойе, сотворившая это чудо, победила в одной из категорий. (AP)


Несмотря на то, что в настоящее время возрастные грани нивелируются, при моделировании прически необходимо учитывать возраст клиентки.

Как правило, при моделировании прически учитывается ее назначение:

* повседневные,
* повседневно – нарядные,
* вечерние,
* для торжественных случаев или свадебные прически,
* конкурсные,
* эпоховые.

Повседневные прически

Основные требования к повседневным прическам – это простота исполнения, легкость, непринужденность, естественность, мягкость и раскованность линий, практичность, отсутствие начеса, допускается небольшая тупировка, отсутствие украшений, исключение заколки и гребня, отсутствие или минимум лака. В прическе важно выдержать стиль.

В основе прически - тщательно выполненная стрижка ножницами, филировочной бритвой или их комбинацией.

В деловых прическах применяются спокойные выдержанные формы, простые элегантные линии. Такие прически выполняются из волос различной длины и, как правило, не украшаются. Цвет волос в деловых прическах отвечает современному направлению моды и индивидуальным особенностям клиентки. Линии причесок могут быть гладкие, волнообразные, взъерошенные, естественные.

Укладка волос производится при помощи фена, бигуди, зажимов, электрощипцов и т. д.или комбинированным способом.

Повседневно нарядные прически

Такие прически получаем путем трансформации повседневной прически и дополнениями в виде жгутов, несложных сплетений, перечеса гладких или волнистых линий и предназначены для проведения презентаций, фуршетов, официальных встреч, участия в открытии выставок и пр. Допускается небольшая тупировка и использование лака. Учитывается стилевое сочетание одежды, макияжа и украшений.

Вечерние прически

Имеют, как правило, более сложное сочетание линий и деталей, подразумевают собранные волосы с различными вариантами оформления челок. Допускаются дополнения в виде локонов и кос, украшение ювелирными изделиями, бижутерией, цветами, лентами, бантами, гребнями и пр.

Прическа требует предварительной

Элементы вечерней прически строятся в зависимости от ее предназначения. В театре наиболее неуместна большая прическа, а в ресторане – не желательны распущенные локоны.

Прически для торжественных случаев или свадебные прически

Такие прически создаются для специального назначения и предназначены для особо волнующих торжественных незабываемых случаев: выпускной бал, свадьба, юбилей, карнавал и т. д. Эти прически эксклюзивны и выбираются под стиль одежды с учетом возраста и торжества.

Прическа требует предварительной накрутки волос на бигуди, электрощипцы или комбинирования способов укладки с применением новейших приспособлений ведущих фирм – производителей профессионального инструмента.

Моделирование причесок для невест требует учета формы головного убора (фата, шапочка, веночек и пр.), места и способа его крепления к волосам.

Если желательно подчеркнуть юный возраст клиентки, для волос целесообразно выбрать естественные формы, прямые и выпуклые линии в сочетании с мягкими естественными локонами, косами и жгутами.

Для причесок женщин юбилейного возраста нежелательно использовать ленточки и бантики, украшения должны быть более сдержанными, рекомендуются маленькие прически асимметричных форм, силуэт которых должен отвечать направлению моды и индивидуальным особенностям клиентки.

В фантазийных прическах мастер создает образ, который гармонирует со всем обликом, дополняя свою работу клеевыми украшениями из волос, спиральными фантазийными локонами, пастижерными изделиями, вставными разноцветными прядями, перьями, бижутерией и т.д.

Конкурсные прически

Выполняются на конкурсах и кубках парикмахерского искусства. Условия конкурса оговариваются заранее, имеют свои законы и правила участия и выполнения определенных причесок.

Как правило, конкурсные прически имеют несколько номинаций на короткие и длинные волосы мужских и женских видов работ.

Конкурсная прическа не предназначена для каждого дня. Создавая ее, мастер раскрывает свой творческий потенциал, фантазию, показывает мастерство и умение в работе, видение современной моды.

Эпоховые прически

Используются в театре и кино в эпоховых спектаклях и исторических фильмах для раскрытия стиля и особенностей той или иной эпохи.

Эпоховые прически имеют сложное каскадное построение с использованием пастижерных изделий: кос, накладных локонов, шиньонов и т. д., дают понятие о моде в данный отрезок времени.

Конкурсные прически

На сегодняшний день многие соревнования парикмахеров стали традиционными и приобрели устойчивое наименование "конкурс-показ", но нужно сказать, что "показ" в условиях конкурса имеет свою специфику и принципиально отличается, предположим, от показа работ во время демонстрации коллекций причесок для населения. В чем же разница?

В общих рамках моды сосуществуют два параллельных пути ее развития. Один путь (скажем "мода № 1") - это то, о чем в основном говорится на страницах этой книги, т. е. постепенное изменение бытовых моделей, разрабатываемых для непосредственного использования их людьми. Прически, отвечающие требованиям этой моды, мы видим в обществе, на улице, их ежедневно делают в парикмахерских - это "мода большим тиражом" (на ее
изменение иногда оказывает прямое воздействие "мода улицы").

Другой путь (назовем его "мода № 2") в принципе имеет экспериментальный характер. Моду № 2 создают модельеры, улавливая и творчески осмысливая ожидаемые изменения моды и предлагая свои модели, являющиеся шагом к новому. Особенность этой моды заключается в том, что поиски во многом сводятся к профессионально очень специфическому экспериментированию с формой: разработка моделей новой формы часто ведется отвлеченно от таких житейских требований к прическе, как практичность, прочность, удобство, простота и т. п. Неподготовленный зритель, увидев конкурсные модели, может не заметить их связи с модой № 1, настолько он будет ошеломлен изощренной сложностью их форм, необычностью декоративных решений, филигранной чистотой выработки, т. е. порой абсолютной непохожестью на то, что он привык видеть в бытовых прическах. Однако связь чаще всего имеется, и профессионал чутко ее улавливает, поскольку он знает, чем руководствуется модельер, показывающий свою работу на конкурсе.

Мастер, выступающий на конкурсе, должен показать модель, наиболее полно выражающую его понимание моды, причем по возможности в ее развитии, т. е. отвечающую требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Чтобы максимально конкретно показать свой замысел и привлечь внимание зрителей-профессионалов к новому решению, модельер всегда несколько утрирует детали, фиксируя их на определенном месте очень четко, а значит, новый силуэт и форму показывает в статичном виде. Учитывая соревновательный характер конкурса, да и по эстетическим соображениям он украшает модель технически трудновыполнимыми деталями и т. п., ведь убедить профессионалов в правоте своей идеи модельер может только при помощи самой высокой техники

исполнения, поэтому многие конкурсные модели, особенно вида "большая фантазия", приобретают характер поистине уникальный.

Все эти усложнения призваны заинтриговать зрителя, вызвать его интерес и внимание, т. е. модельер стремится выгодно подать новую модель, показать, как можно оригинально обыграть новый силуэт.

Поскольку глаз человека - очень большой консерватор, новые формы людям поначалу кажутся странными, иногда некрасивыми, опытный модельер, работающий на конкурсе, помогая глазу зрителя освоиться с новой формой, в той или иной степени использует эффект узнавания, т. е. старые и хорошо известные, привычные глазу детали вписывает в новую форму, или по-новому сочетает их между собой, или почти старую форму создает из новых деталей и т. п.

Чтобы убедительнее продемонстрировать свою модель, модельер, выступающий на конкурсе, подбирает манекенщицу, туалет, целиком создает некий идеальный образ, цель которого - представить во всем блеске новую модную прическу.

Назначение конкурсных моделей состоит в том, чтобы показать направление дальнейшего изменения моды, дать импульс к дальнейшей разработке на этой основе (в сторону упрощения) бытовых моделей.

Освоив основные модные идеи, характер модных деталей (т. е. поняв, как "работают" волосы в новых деталях и формах), уяснив основные принципы сочетания новой прически с модной одеждой, можно понемногу пробовать вводить модный силуэт или некоторые модные элементы причесок моды № 2 в повседневную работу, а затем, оценив результаты, попытаться разработать модель для массового внедрения, используя элементы декора причесок моды № 2 (в упрощенном виде) в индивидуальном моделировании.

Обычно на внедрение в жизнь премированной конкурсной модели уходит не менее года. Да и в быту она появляется в сильно измененном виде, так как модная бытовая модель должна быть легковоспроизводимой, достаточно удобной, прочной, приемлемой для большинства людей (бытовые прически служат для оформления образов конкретных людей, т. е. прическа подгоняется к людям).

Поэтому в бытовой модели от конкурсной чаще всего остается лишь общее настроение, силуэт, от сложных элементов - только направление расчесывания волос и только одна (принцип доминантности) наиболее характерная деталь.

Таким образом, можно сказать, что мода № 2 не прямо передает в быт свои находки, а именно оказывает влияние. Новые силуэты и детали появляются в быту не сразу и в достаточно упрощенном виде. Правда, многие вообще не появляются: бытовая модель проводит очень жесткий отбор. Ну а находки, входящие в жизнь и делающиеся привычными, становятся теми отправными моментами, которые заставляют модельеров ломать голову над новыми

решениями, догадываться, что же может понравиться людям в ближайшем будущем, искать новые варианты и выносить свои замыслы опять-таки на конкурс. И этот процесс взаимовлияния постоянно двигает моду вперед.

Конкурсные успехи парикмахера закладываются его серьезной повседневной работой.

Как же протекает процесс подготовки парикмахера к конкурсу?

Уже говорилось, что изменение моды часто выражается в изменении силуэта, поэтому особое внимание необходимо обратить именно на силуэт.

Каждодневная работа в салоне над современными прическами, обращение к профессиональным журналам, обмен мнениями с коллегами, присутствие на показах и конкурсах, посещение показов коллекций одежды и т. д. дают специалисту возможность досконально разобраться в силуэтах сегодняшнего дня, характере деталей, особенностях техники как предварительной обработки волос, так и причесывания, направлении прядей и их сочетаний, проработать множество вариантов решения современных моделей и нащупать некоторые пути дальнейшего развития моды на прическу. Творческая, вдумчивая "работа у кресла" позволяет модельеру "держать руку на пульсе времени", учитывать характер изменения моды в одежде, изменения вкусов. В результате этого появляется смутное, а иногда и довольно конкретное понимание общих тенденций развития моды.

Большую поддержку своим взглядом модельер находит при обращении к профессиональным журналам. Работа с журналами не должна носить случайного характера, т. е. не должна превращаться в беглый просмотр картинок. Журналы нужно смотреть регулярно и аналитически. В одном журнале может оказаться целая сотня фотографий причесок, но, зная модели вчерашнего дня, хорошо разбираясь в сегодняшних линиях и силуэтах, выявляя общую тенденцию изменения моды, можно увидеть только одну-две модели, говорящие что-то о завтрашнем дне.

Не следует ограничиваться только профессиональными журналами. Любая информация, касающаяся проблем моды вообще, должна вызывать пристальный интерес модельера. Даже изменение моды на головные уборы парикмахер-модельер не должен оставлять без внимания. Правильная оценка этого факта косвенным образом дает представление о том, какие детали могут быть использованы цдя обрамления лица, т. е. здесь уже есть что искать для повседневной прически. То же можно сказать и о силуэте: он должен быть удобен для головного убора и составлять с ним единый ансамбль. И хотя на конкурсах даже не возникает мысли о шляпах, тем не менее такие факты находят отражение в моделях конкурсных причесок (сходным образом прочитывается зависимость воротников платьев и длины волос на шее и т. п.).

Регулярно просматривая профессиональные журналы, отмечая модные силуэты, т. е. наблюдая моду в развитии, парикмахер-модельер должен обращать внимание не только на силуэты, но и на детали, из которых они

созданы, на пряди, имеющие модное направление расчесывания. Очень часто бывает, что модный силуэт, в сущности, создан из старых, известных деталей, только вычесаны они, предположим, в другую сторону. Парикмахер, который не следит за развитием моды, обнаруживает это значительно позже других, и в его работе возникают большие трудности технического порядка.

Особенно заметно такое бывает при радикальном изменении моды. Например, в конце 60-х - начале 70-х годов детали, расположенные на височнобоковых частях, создавались из прядей, имеющих направление к лицу. И у большинства парикмахеров за долгий период работы в такой манере выработался определенный навык: глаз видел в этом красоту, а рука вычесывала необходимые детали. Постепенное изменение этого положения, поиски модельерами новых вариантов решений в свете требований изменившейся моды оказались для таких парикмахеров незамеченными. И когда в новых моделях пряди височно-боковых частей потребовалось причесывать от лица, для многих парикмахеров это оказалось прямо-таки непосильной задачей. Инерция в работе, выработанная связь глаз - рука, характер движения рук (устойчивый стереотип) мешают работать по-новому. И хотя прически после сложных моделей 60-х годов выглядели очень простыми и детали были в общем-то знакомые, а красиво, чисто "вычесать" такую несложную модель для многих оказывалось делом далеко не простым (кроме того, в таких случаях наблюдается и непонимание логики развития формы прически: откуда берутся эти детали, что предопределяет их возникновение на этом направлении и т. п.).

Поэтому, просматривая фотографии в журналах, модельеру необходимо анализировать и постоянно пробовать исполнять самому новые силуэты и встречающиеся элементы причесок в своей повседневной работе. Во-первых, он таким образом набивает руку, во-вторых, в его сознании закрепляются новые идеи (и дают в свою очередь импульсы новым), в-третьих, многие женщины вообще любят, когда в работе применяются некоторые новинки, - все это позволяет ему испробовать множество вариантов одной модели, ведь в повседневной работе парикмахер в основном использует 3-4 схемы накручивания (или, как чаще говорят, накрутки). При одной и той же схеме накрутки можно делать довольно много различных причесок, добиваясь разнообразия силуэтов и нюансирования элементов, только варьируя технику расчесывания. Чтобы причесать к лицу, мы может перекладывать пряди, по-разному соединять их и т. п. Парикмахер, хорошо чувствующий модные идеи, если у него не получается задуманная прическа или он видит, что она женщине не идет, может поискать другой вариант, отвечающий требованиям моды, который будет клиентке к лицу. Поэтому в дальнейшем при работе с модными силуэтами у него практически не возникает технических трудностей.

Другое дело конкурс. Иногда во время конкурсного причесывания может вдруг мелькнуть такая красивая линия, что бывает очень трудно не поддаться искушению получше выявить ее и закрепить. Чаще всего это означает, что модель недостаточно отработана на тренировках. В процессе подготовки необходимо испробовать как можно больше вариантов и выбрать из них наилучший. Но если вдруг подобное возникнет (предположим, в последний

момент кто-то посоветовал "лучший" состав для укладки - фактура волос изменилась), и покажется, что можно сделать работу интереснее, нужно постараться удержаться от соблазна, ведь тогда придется связать эту линию с другими элементами, вписать ее в нужный силуэт, соотнести в лицом манекенщицы, т. е., по существу, сделать новую композицию, а на это может не хватить отведенного времени. Даже если мелькнувшая деталь имеет явно второстепенный характер, все равно от нее, вероятно, следут отказаться из опасения перегрузить модель. Думается, что во время конкурсной работы совершенно не должно быть места импровизации, нужно постараться с блеском выполнить ранее найденные решения, т. е. основное внимание уделить только отделке уже давно готовой, выношенной модели.

Как можно больше импровизировать надо в процессе подготовки и затем очень строго отобрать элементы, позволяющие точно и логично "собрать" силуэт, наиболее конкретно выражающий понимание мастером модных идей.

Чтобы полностью исключить возможные неожиданности на конкурсе, при разработке модели, особенно при работе над силуэтом, нужно очень внимательно учитывать форму головы манекенщицы и, найдя наилучшую с этой точки зрения накрутку, повторить работу несколько раз, располагая бигуди требуемого диаметра или клипсы каждый раз на одном и том же месте, добиваясь, чтобы нужный силуэт получался без осечки. В этом и состоит главная особенность конкурсной работы. Накрутка конкурсной модели должна быть запрограммирована довольно жестко только на один вариант, чтобы как можно меньше времени тратить на выявление силуэта, чтобы нужные элементы оказались на заранее запланированных местах и все внимание можно было бы уделить главным образом их отделке, т. е. технике.

Между моделированием прически и техникой исполнения существует непосредственная связь. При работе с конкурсными моделями эта взаимосвязь еще более обостряется. И если мастер стремится сделать свою работу как можно лучше, найти наиболее изящное решение, то он, безусловно, выработает и необходимую для решения этих задач хорошую технику. Правильное исполнение самого технического приема возможно только тогда, когда парикмахер четко видит, что ему может дать именно эта техника исполнения, т. е. он прежде всего должен видеть смысл в целесообразности применения того или иного технического приема.

Только такое отношение к работе способствует совершенствованию техники.

Взаимосвязь технических приемов и моделирования особенно заметна при работе над мужской конкурсной прической. Рассчитывать на чистоту укладки мастер может только в том случае, если он безукоризненно выполнит стрижку, а правильно и точно подстричь, т. е. обработать все зоны и формы в целом, он может только тогда, когда очень точно представляет, как он будет укладывать все волосы в форме. В работе над мужской прической, особенно конкурсной, чистота укладки процентов на 90 зависит от точности и чистоты самой стрижки.

Только модельер, обладающий техникой, постоянно работающий над ее совершенствованием в свете модных требований, способен решать задачи по моделированию все новых и новых причесок, представляемых им на конкурс. Что же касается непосредственно работы над конкурсными прическами, то она проходит практически по тем же правилам и в том же порядке, как и при индивидуальном моделировании, поскольку в условиях конкурса необходимо особенно точно привязывать свою модель к манекенщице.

Однако прежде чем приступать к работе над конкурсными прическами, необходимо самым внимательным образом ознакомиться с условиями конкурса и только после этого приступить к моделированию самих причесок и тренировкам, постоянно имея в виду главные пункты этих условий. Четкое знание регламента и требований конкурса во многом помогает успешному выступлению в соревновании.

В чем заключаются такие условия и что понимается под ними?

Условия каждого конкурса содержат, во-первых, количество видов соревнования, во-вторых, более конкретные определения ограничений или расширений требований, предъявляемых устроителями конкурса к какому-то конкретному виду соревнования, в-третьих, точные указания сроков исполнения отдельных работ.

Два первых пункта требуют дальнейших разъяснений.

Конкурсы возможны в самых разных вариантах. Организаторы соревнований вводят отдельные виды по разным причинам: это может быть связано, например, с девизом конкурса (как это было в Московском международном конкурсе на "Кубок дружбы" в 1978 г. - вид прически "олимпийская фантазия") или с появлением в текущей моде каких-то видов работ, которые раньше не представляли особого интереса.

В детальных определениях расширения или ограничения условий одного вида соревнования речь может идти о повышении требований к качеству работы, например из-за особенностей моды текущего периода, и для уравнивания возможностей всех соревнующихся может предписываться определенная длина волос, запрещаться или разрешаться использование волосяных изделий, украшений и оговариваться их величина, пользование теми или иными инструментами, принадлежностями. Кроме того, часто по условиям конкурса бывает нужно перечесать, например, повседневную прическу в вечернюю или путем добавления небольшого шиньона повседневную прическу трансформировать в прическу "для коктейля" и т. п. Эти преобразования, особенно их степень, требуют конкретного уточнения. Особого уточнения требует и работа над так называемой перспективной прической. Все эти уточнения во многом определяют характер подготовительной работы. Особенно важна степень трансформации: разрабатывая технологию одной модели, необходимо предусмотреть возможность оформления другой, которая по условиям конкурса может внешне не очень отличаться от предыдущей.

Четкое понимание условий дает возможность и рационально организовать свое рабочее место непосредственно во время конкурсного причесывания, т. е. расположить инструменты и принадлежности именно в том порядке, который требует технологическая последовательность работы (бывает очень неприятно, когда в полном разгаре состязания вдруг обнаруживается отсутствие необходимого в данный момент какого-то важного инструмента или вспомогательного материала).

Постаравшись окончить работу чуть раньше отведенного времени, нужно, отойдя от манекенщицы на два-три шага, спокойно, внимательно и критически
осмотреть свою модель. В этой проверке следует придерживаться определенной системы. Сначала следует обратить внимание на общее впечатление, создаваемое прической, т. е. особенно внимательно проверить форму в целом, силуэт, формообразующие линии, контуры композиционных узлов (если необходимо, можно чуть уточнить форму шпилькой или хвостиком, выявляя объемность, или тем же хвостиком где-то чуточку утопить форму), далее (идя от общего к частностям) проверить декор, локоны, завитки и т. п., после чего обрезать ножницами отдельно торчащие волосы. Отыскав мелкие недостатки и устранив их, надо помочь манекенщице принять наиболее эффектную позу с учетом ее отражения в зеркале.

Необходимо сказать несколько слов и о выборе манекенщицы. Для качественного исполнения выдающейся конкурсной работы и для ее успеха немалую роль играет и сама манекенщица (в мужской работе удачный выбор манекенщика - это половина успеха). Даже самая красивая модель не произведет нужного впечатления на зрителей, если манекенщица не умеет подать себя, свою прическу.

При выборе манекенщицы участник соревнования с самого начала испытывает довольно большие затруднения. Среди большого количества красивых женщин найдутся очень немногие, которые по своему профилю, форме головы, чертам лица и т. п. подойдут для создаваемой модели. Одновременно с этим очень важное значение имеет нужное качество волос, а также расположение манекенщицы к своему мастеру. Манекенщица должна вполне доверяться соревнующемуся, разделять с ним стремление к успеху. Она должна быть готова к утомительному занятию "сидеть моделью" как при длительных тренировках, так и во время самого соревнования. Ведь бывает, что во время конкурса манекенщица вынуждена сидеть неподвижно и нередко в неудобной для нее, но эффектной позе до 30 мин и более, а иногда, демонстрируя фантазийные или исторические модели, носить на голове и довольно значительные тяжести. Так что и к выбору манекенщицы, и к ней самой нужно относиться с величайшей внимательностью.

В заключение добавим, что подход к моделированию причесок типа " фантази" в чем-то напоминает поход к моделированию исторических причесок с той лишь разницей, что историческая модель производит впечатление на зрителей преимущественно образностью своей формы, тогда как конкурсная прическа в большей степени интересна зрителям выдающейся сложностью своей

формы, изощренной техникой выработки как формы, так и отдельных элементов, ювелирной чистотой вычесывания (рис. 107). Здесь, конечно, тоже важна образность формы, которая находит поддержку во взаимосвязи с одеждой, лицом, особенностями грима манекенщицы, но главным все же остается техническое воплощение новой сложной, порой неожиданной формы. Конкретных рекомендаций по этому вопросу дать невозможно, поскольку все здесь зависит от фантазии и технического мастерства самого автора композиции.

Рис. 107. Конкурсная прическа "Каменный цветок"

Международные конкурсы моды и красоты начали проводить уже в конце XIX в. Впервые международный конкурс красоты был организован П. Т. Барнум в июне 1853 г. в США. Парикмахерское искусство стало составной частью программы конкурсов. В 1947 г. в Париже состоялся первый мировой чемпионат по парикмахерского искусства. К 1960 г. официальные соревнования между отечественными парикмахерами практически не проводились.

Парикмахерское искусство в Советском Союзе в первое послевоенное десятилетие только набирало силу: открывались новые парикмахерские, приобретая постоянных клиентов и веса в профессиональном мире. В конце 50-х годов начали проводиться городские конкурсы на лучшего парикмахерские и лучшую прическу. Начали такое движение парикмахеры Москвы — первый конкурс состоялся в 1959 г. Начали формироваться и республиканские команды для участия во всесоюзных и международных конкурсах парикмахеров.

В 1961 г. впервые мастера из СССР, которые считались тогда настоящими звездами, поехали на конкурс в Будапешт, где представляли советское парикмахерское искусство. Этот конкурс вызвал большой интерес, и именно с него начался конкурсный движение среди отечественных парикмахеров. Первый Всероссийский конкурс парикмахерского искусства состоялся в 1966, журнал «Служба быта», печатный орган работников всех коммунальных служб Советского Союза, писал: «Москвичи были свидетелями девяти городских турниров и одного областного. Но одиннадцатый конкурс открыл новый счет — он был первым Всероссийским, организованным Министерством бытового обслуживания населения РСФСР». В 70-80-е годы одним из крупнейших предприятий службы быта в Киеве было городское объединение парикмахерского хозяйства.

В распоряжении находилось более трехсот парикмахерских с оборудованными женскими и мужскими залами, маникюрными, педикюрных и косметическими кабинетами. В составе хозяйства был цех по изготовлению и ремонту париков, шиньонов и других изделий. Ежегодно объединение оказывало киевлянам и гостям столицы услуги почти на 14 млн. рублей. Объединение осуществляло также консультационную, абонементную и другие формы обслуживания. В нем работало 2700 квалифицированных специалистов, среди них — 117 парикмахеров-модельеров. Вслед за Будапештским состоялся первый международный конкурс на «Кубок дружбы «между парикмахерами социалистических стран.

Он проходил в 1962 г. в Берлине по инициативе парикмахерских организаций Германской Демократической Республики. Конкурс на «Кубок дружбы» стал достаточно популярным; было принято решение о периодическом проведении. Конкурс показал, что лишь те мастера, которые, учитывая требования современной моды, владеющим прически и постоянно работают над ее совершенствованием, могут успешно выступить и одержать победу. По условиям конкурса определялись определенное количество видов соревнований (Номинаций), конкретный перечень правил к соревнованиям каждого вида, сроки выполнение отдельных работ. Каждая работа, выполненная на конкурсе, оценивалась квалифицированным жюри, в которое входили представители всех стран-участниц. Важным условием этого конкурса было то, что мастер, выступая, сумел показать модель, которая бы отражала его понимание моды, демонстрировала возможности стиля в ее развитии, то есть отвечала требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

Чтобы максимально ярко продемонстрировать свой замысел и привлечь внимание зрителей-профессионалов к новому решению, модельер несколько преувеличивает детали, четко фиксируя их, т. е. показывает новый силуэт и форму в статическом виде. Учитывая современный характер конкурса, да и с эстетических соображений, он украшает модель технически сложными деталями. Тем самым модельер пытается выгодно подать новый образ. Его задача — Показать свое понимание дальнейших изменений моды, а также создать на этой основе возможности для выполнения повседневных модельных причесок. В начале 70-х годов в Украине начали проводить республиканские конкурсы парикмахерского искусства, их талантливым организатором был Анатолий Ямпольский — одна из ярких фигур в истории парикмахерского дела в Украине, на то время единственный в СССР судья международной категории (мужская номинация). Вместе с русским мастером Долорес Кондрашовой, судьей международной категории в женской номинации, он судил международные конкурсы стран социалистического содружества. В Международном конкурсе парикмахеров, который состоялся в 1970 г. в Москве принимали участие команды социалистических стран в составе восьми мастеров — пяти женских и трех мужских парикмахеров. Женские мастера выполняли вечернюю, модельную и повседневную прически мужские — повседневную и классическую. Основные требования по каждой модели — современность и максимальная соответствие прически внешности и ансамбля одежды модели.

Следующим шагом в развитии конкурсного движения стал VIII Всесоюзный конкурс профессиональных парикмахеров и косметологов, который состоялся в Киеве 1988 г. Именно на этом конкурсе украинская команда добилась наивысших результатов! В разные времена в состав сборной команды украинских мастеров и сборной Советского Союза входили Раиса Потапова, Александр Ляпич, Евгений Факторович, Людмила Степанова, Татьяна Бондаренко, Людмила Деревянко, Александр Фурман, Светлана Сас, Иван штыревой, Валентина Михеева. Некоторые из них впоследствии судьями национальных и международных конкурсов, кроме того, они воспитали плеяду ныне известных украинских мастеров. По сравнению с первыми конкурсами современные требования к их участников значительно возросли. Усложняются способы окрашивания волос, которые подчеркивают новые формы и линии причесок; появились оригинальные приемы оформления волос с использованием современных косметических препаратов, совершенствуются инструменты, оборудование. Конкурсные работы становились зрелищны. Они четко делятся на повседневные, вечерние и фантазийные. Прически выполняются согласно с конкурсными правилами и задумкой мастера. Только при выполнении фантазийных причесок разрешаются экзотические украшения и яркая окраска волос. Участие в конкурсах требует от мастера значительных технических знаний, творческой фантазии и неординарности художественного мышления. Он должен представить модель, полно выражает его понимание моды в развитии. То есть такую, что соответствует не только требованиям, но и демонстрирует самобытное видение ее перспектив.

В наше время важную роль в развитии направлений парикмахерского дела, в повышении квалификации мастеров в области моделирования причесок играют учебно-методические центры, где преподают и работают мастера высокого класса, призеры международных конкурсов. На основе обобщения зарубежного и отечественного опыта здесь проводится учебный процесс, воспитывается новое поколение мастеров, работают курсы повышения квалификации, создаются новые стрижки и прически, формируются новые направления моды, разрабатываются новые технологии, внедряются новые виды услуг, совершенствуются предыдущие. Участие в конкурсах способствует профессиональному развитию и карьерному росту участников, является важным событием в развитии отечественного парикмахерского искусства. Лучшие из лучших присоединяются к ветеранам, ведь это большое счастье защищать честь своего государства на профессиональных соревнованиях. Теперь парикмахеры, косметологи, дизайнеры, стилисты могут также принимать участие и повышать свое профессиональное мастерство на самых парфюмерно-косметических выставках, конференциях, семинарах, мастер-классах, показах моделей причесок, которые проводят известные производители парфюмерно-косметической продукции.

________________________


++++++++++++++++++++++

В Великобритании 22 апреля 2010 года проходил международный конкурс парикмахерского искусства «Fantasy Hair & Modeling» с главным призом в размере $7000.

Международный конкурс парикмахерского искусства «Fantasy Hair & Modeling»

Мероприятие проходило в манчестерском Verizon Wireless Arena, а организатором выступил New Hampshire Food Bank. Все средства, собранные от продажи билетов на мероприятие пойдут на борьбу с голодом. Мастера-парикмахеры показали на стоящую магию прически, сооружая замки, высокие фермы и просто невероятно красочные композиции. Оценка проводилась не только за прическу, но и соответствие ей костюма модели, а также креативность и саму презентацию. Мастера использовали проволочные сетки, мириады мигающих огней, искусственные волосы и многое другое ради того, чтобы показать весь свой профессионализм и богатую фантазию.

Конкурс парикмахерского искусства "Вдохновение-2011" состоялся в Могилеве

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++++++++++++++++++

Международный конкурс парикмахерского искусства / Style.uz 2012

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++








Конкурсы на лучшие прически, которые систематически проводятся в городах нашей страны, являются своеобразными творческими отчетами мастеров-парикмахеров. Каждый из участников конкурса не может и не должен ограничиваться простым копированием, пусть даже самых оригинальных причесок. Он обязан руководствоваться стремлением создать новое направление в моде, показать что-то свое, особенное. Вполне понятно, что такой мастер должен обладать хорошим вкусом, высокими профессиональными знаниями и общей культурой.

Обычно для каждого конкурса вырабатываются специальные условия. Их следует заранее изучить и, разрабатывая эскизы будущей модели, которую автор предлагает демонстрировать на конкурсе, иметь в виду главные и решающие пункты конкурса. Было бы затруднительно перечислять различные пункты конкурсов, так как в каждом отдельном случае условия конкурса вырабатывает жюри. Но наиболее характерные процессы работы, которые, как правило, входят в программу каждого конкурса, сводятся к следующему:

умение создать модную, но повседневную прическу; превращение повседневной прически в праздничную, выходную;

владение в совершенстве способами мокрой завивки. Изготовление модных причесок с помощью различных вариаций мокрой завивки (бигуди, плоскозавитые локоны, комбинированная укладка и т. д.);

умение создать с оригиналов (например, картин, скульптур) исторические прически или прически так называемые "фантазийные", в основе которых лежит фантазия мастера, сочетающаяся с направлением современной моды.

Конечно, исторические и "фантазийные" прически "звучат" не по-современному. Носить их в наше время нельзя. Но исключительно высокое профессиональное мастерство, без которого невозможно создать эти прически, является подчас подлинной школой парикмахерского искусства. К тому же нужно отметить, что многие детали причесок, отдаленных от нас веками, широко применяются в самых модных современных прическах.

Для создания конкурсных работ очень часто применяются добавочные волосяные изделия (пряди, косы, локоны, шиньоны), а также всевозможные украшения (драгоценные камни, бусы, цветы, перья, разнообразные металлические ювелирные изделия). Разумеется, украшения должны сочетаться с формой, "мотивами" прически и подчеркивать ту или иную "идею" модели. Например, на одном из московских конкурсов, который проходил в день запуска первого искусственного спутника Земли, была показана оригинальная прическа, символизирующая момент взлета ракеты. Украшением этой прически являлась маленькая блестящая модель спутника. Так мастер своим своеобразным произведением отразил волнующее событие в жизни нашей страны.

Прежде чем перейти к описанию моделей конкурсных причесок, следует остановиться еще на одном вопросе: что лежит в основе оценки конкурсных работ? Что нужно понимать под оценками трансформации (преобразования), техники, аккуратности и общего впечатления? Уже само слово трансформация ясно определяет смысл требуемой работы. Этим показывается, как, например, путем искусных изменений можно переделать простую будничную прическу в выходную. При этом недостаточно обновить прическу каким-нибудь пером или вработать в нее кусочек тюля или несколько украшений, а здесь важно то, чтобы при помощи точной техники причесывания достигнуть изменения самой формы прически.

Только лишь в последнее время развилось стремление против так называемого "кондитерского способа работ". Мастерство требует высокого качества исполнения, достигнуть которого можно не постоянным упражнением над моделью одной и той же прически, а кропотливой, повседневной работой. Под самой техникой подразумевается выработка исходной партии прически, линии волн и распределение локонов, а также работа над частями прически из искусственных волос. С техникой связана также и аккуратность исполнения. Вспомогательные принадлежности, как, например, клеммы, шпильки, а также тупированные и отдельные пряди волос не должны быть видны.

Рис. 37. Прическа "фантазия"

Создавать следует прически, имеющие естественный вид, а не такие, которые бросаются в глаза своими особенностями, зачастую граничащими с безвкусицей.

Линия конкурсной прически должна гармонировать с силуэтом. Тут только настоящий специалист может создать прическу, подходящую к лицу и форме головы. Но и цвет волос, косметика лица, модели платья должны быть эффектно согласованы между собой.

Для успешного исполнения конкурсной работы немалую роль играет и сама модель прически.

В отделе конкурсных причесок молодым мастерам показываются модели, которые служат доказательством того, что из волос можно создавать любую форму задуманной прически.

Следует обратить внимание на затылок, оформленный в виде гребня волны. Вырабатывается он так: волосы на затылочной части делят низким поперечным пробором. Нижнюю часть затылочных волос накручивают подниз.


Рис. 38 прическа "лилия"

Прическа "фантазия" показана на рис. 37. Она сделана холодным способом путем накручивания волос на бигуди. Перед этой операцией волосы делятся следующим образом. Отделяют челку и накручивают вертикально на три толстые бигуди. Затем отделяют теменную часть волос от уха к уху, от этой части волос отделяют пряди височной части. И остальные волосы разделяют поперечным пробором. Первая отделенная прядь от челки делится на две части. Накручивают тонкие пряди на крупные бигуди, волосы при расчесывании и накручивании подают вперед, а бигуди накручивают на себя, слегка повернув вправо (мастер стоит позади кресла). Левая часть волос накручивается так же, но с легким поворотом влево, остальную теменную часть волос накручивают на себя, поддавая волосы немного вперед. Первые височные локоны от пробора нужно накручивать и расчесывать подниз, поддавая волосы вперед, насколько возможно, остальные височные пряди так же накручивают подниз с поддачей вперед.

После сушки следует оформление прически. Волосы после снятия бигуди расчесывают щеткой в нужном направлении, создавая форму прически. Затем отделяют нижнюю часть волос затылка, делают тупировку их, расчесывают подниз в виде валика и приступают к оформлению волос верхней части затылка. Волосы тупируются, начиная от темени и вниз к затылочному пробору. При оформлении этой части прически используются волосы передней части головы до места, разделенного поперечным пробором. После тупировки волосы нужно сбрызнуть лаком и, быстро работая расческой и щеткой, оформить верх затылка. После этого заканчивают оформление нижней части волос, для чего расчесывают расческой с кончиком нижний валик, сбрызгивают его лаком и закрывают пробор небольшими колечками.

Оформление волос затылочной части головы производится таким образом: правую часть волос тупируют и оформляют по направлению к затылку при помощи лака, щетки и расчески. Левая прядь так же тупируется и оформляется, но волосы направляются уже к лицу. Левую височную прядь тупируют, сбрызгивают лаком, расчесывают вверх. При этом концы волос расчесывают влево. Правую же височную часть тупируют и вчесывают в верхний гребень затылочной части волос. Челку тупируют, покрывают лаком и оформляют расческой так, чтобы закрыть проборы, которыми разделены волосы.

После окончательной обработки прическу вновь нужно покрыть лаком и украсить брошью или другим украшением.

Прическа, показанная на рис. 38, сделана по форме лилии. Выполняется она холодным способом. Волосы могут быть средней длины, на теменной части - 7 см. Прическа делается следующим образом: отделяют глубокую челку и накручивают на бигуди косо слева направо. Височные волосы накручивают на себя, а теменные разделить на пряди так, чтобы из них можно было сделать пять лепестков, накручивают их на бигуди в соответствии с формой* цветка. Затылочную часть волос накручивают на себя подниз. После сушки волосы по всей голове, кроме теменной части, расчесывают щеткой, делают тупировку и укладывают челку легкой волной. На ушах делают легкие ракушки в виде волны. Затылочная часть волос укладывается так, чтобы внизу они были тонкими, а вверху - слегка приподнятыми. Концы волос нижней части затылка можно счесать на одну сторону. После оформления волос нужно приступать к созданию самого цветка. Это делается так: каждая прядь расчесывается и тупируется, сбрызгивается лаком и оформляется в виде лепестка, серединка образовавшегося цветка украшается жемчугом или чем-то другим, подходящим к стилю прически, маскируется пробор, который отделяет лепестки от остальной массы волос. Прическа закрепляется лаком.

Вечерняя прическа показана на рис. 39. Она может быть выполнена на волосах средней длины и густоты, красиво выглядит на темных и светлых волосах. Сделана прическа холодным способом на бигуди в следующем порядке. Вначале отделяют прядь волос для тонкой челки и накручивают на бигуди. Передние волосы нужно накручивать так же, как на колокол, то есть на себя подниз. Височные волосы и затылочные накручивают наверх. После сушки, расчесывания и тупировки волос следует оформление прически. Спереди волосы имеют слегка приподнятую форму, челка обозначается легкими изящными штрихами.

Характерными деталями отличаются затылочная и височная части волос, которые укладываются вверх с уклоном на обе стороны. Концы волос вычесывают на уши и они падают красивыми прядями. В качестве украшения может служить изящная блестящая брошь или красивая заколка и т. п.

Эффектную вечернюю прическу вы видите на рис. 40. Она сделана холодным способом из волос средней длины. Приемы работы следующие. Отделяют волосы для челки. Затем из ваты делается толстый валик, концы которого смачивают пивом или соком лимона. Валик прикрепляется на лбу для того, чтобы уложить на него волосы, приготовленные для челки. Их нужно расчесать и придать им легкую выпуклую форму. Затем четыре первые пряди накручивают на бигуди на лбу, а две пряди с боков на бигуди подниз, височные пряди также накручивают подниз. После сушки волосы расчесывают и тупируют. Волосы на затылке укладываются в виде ракушки. Челка начесывается на лоб. Валик из ваты придает ей естественную, слегка приподнятую пышность. Теменная часть волос делится согласно намотке на бигуди на 5 локонов. Первый и второй закручивают наперед, боковые - на себя и затылочный локон - подниз. Височные волосы укладывают ломаными локонами в виде волны на уши. Концы волос закручивают колечками. Прическа украшается ниткой жемчуга, которой переплетают каждый локон.

Такая прическа не только красива, но и практична. Ее можно расчесывать, причем форма от этого не изменяется. Расчесывать ее нужно по частям. Сначала расчесывают челку, после этого один за другим расчесывают локоны, накручивают на палец и прикалывают зажимом. Затылочные волосы счесывают на одну сторону и закрепляют шпильками. Височные части волос слегка подчесывают, приглаживают и прикалывают зажимом. Прическа закрепляется лаком.

Вечерняя прическа "колос" показана на рис. 41.


Рис. 41. Вечерняя прическа "колос"

Сделана она холодным способом. Волосы накручивают на бигуди в обычном порядке на себя. Челку оформляют в зависимости от овала лица. После сушки все волосы расчесывают и тупируют. Вначале оформляется челка. Затем берутся небольшие равномерные пряди и волосы сбрызгивают лаком, отрабатывается и заворачивается каждая прядь волос в противоположные стороны. Укрепляют пряди приколками-невидимками.

Прическа очень хорошо выглядит на светлых волосах.