Где хранится большая императорская корона. Тайна короны российской империи

Драгоценности российской императорской короны разделили печальную участь сокровищниц крупнейших европейских монархий — английской (до 1848 года), французской и австро-венгерской, безвозвратно утраченных в вихре войн и революций.

В 1719 году, согласно указу Петра I, для особого хранения «принадлежащих государству вещей» было организовано специальное помещение — «рентерея», где хранились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. С 1839 года это хранилище стало именоваться Бриллиантовой комнатой.

Русские императоры и императрицы, соревнуясь в роскоши с монархами других европейских стран, стремились увеличить богатство и пышность своего двора. При дворе в Петербурге работали многие выдающиеся ювелиры — И.Позье, отец и сыновья Дюваль, Л.Пфистерер, Г.Экарт. На средства казны приобретались драгоценные камни, часть их поступала в виде подарков. Кроме императорских регалий в состав коронных драгоценностей входили различные ювелирные изделия и украшения.

Для коронации Екатерины Второй, взошедшей на престол в результате государственного переворота. была изготовлена большая императорская корона. Уже 8 июля 1762 года, на десятый день после расправы с Петром III, появился указ за подписью Екатерины, согласно которому камергеру Ивану Бецкому отпускалось 50 тысяч рублей на расходы по коронации, включая оплату ювелирам. Разработку эскиза короны поручили ювелиру Жереми (Иеремии) Позье (1716—1779), выходцу из Швейцарии.

Главный придворный ювелир Георг-Фридрих Экарт замысел Позье забраковал. Получив из казны золото, он сам изготовил ажурный каркас короны. Но украшал корону камнями все же Позье. «Я выбрал между вещами все самые большие камни, не годящиеся на модную отделку, отчасти бриллиантовые, отчасти цветные, — позже вспоминал Позье в своих «Записках». — Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать в ней камни, в ней оказалось пять фунтов весу».

Позье прекрасно справился с задачей подбора камней, выявил их красоту, очень удачно нашел переходы от одного цвета к другому и умело использовал завораживающее мерцание жемчуга. Оценили корону в два миллиона рублей — сумму по тем временам астрономическую. Добавим, что этот шедевр ювелирного искусства XVIII столетия был создан всего за два месяца.

Корона Российской империи выглядит традиционно для этого символа государственной власти. Она состоит из двух ажурных серебряных полусфер, осыпанных индийскими бриллиантами различной величины — всего их насчитывается 4936 штук (общая масса — 2858 каратов). В нижней части венца ритмично чередуются крупные белые и розовые бриллианты.


Единственное цветовое пятно — большая темно-красная шпинель на вершине короны, под бриллиантовым крестом. Эта шпинель массой 398,72 карата — один из семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде. Она была куплена в 1676 году русским посланником в Пекине Николаем Спафарием.


Общий вес короны составляет 1,907 кг. Длина нижней окружности короны 64 см, высота с крестом — 27,5 см. Независимо от величины и сложности композиции, она изящна и легка. Это истинный шедевр ювелирного искусства XVIII века.

Наряду с короной для коронации Екатерины II были изготовлены другие императорские регалии — держава и скипетр.

Держава — полированный полый шар, увенчанный крестом, — сделан из так называемого «красного золота». Шар окружен двумя рядами крупных алмазов, сапфир на вершине весит приблизительно 47 каратов. Золотой скипетр изготовлен в строгих формах; он состоит из трех гладких частей, разделенных бриллиантовыми поясками, и увенчан двуглавым орлом, украшенным черной эмалью и бриллиантами. Ниже орла, многократно усиливая парадность скипетра, укреплен знаменитый алмаз «Орлов» (189,62 карата).



Хранящаяся сегодня в Алмазном фонде так называемая Малая императорская корона была изготовлена в 1801 году братьями Дюваль для Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Вес ее составляет 378 г, корону украшает 48 крупных (от 2 до 9 карата) и 200 мелких бриллиантов. Этот венец, первоначально предназначавшийся для коронации, а позже служивший для особо торжественных случаев, изготовлен как изящное женское украшение.

Историческая справка


В начале Первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуированы из Петрограда в Москву. Там их приняли в Оружейную палату Московского Кремля. В 1922 году, спустя пять лет после октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевиками коронные ценности поступили на хранение в Гохран. А уже в 1923 году в Амстердаме и Антверпене неожиданно появились бриллианты, в которых специалисты узнали часть русских императорских драгоценностей...

Разразился скандал. Зарубежные газеты писали, что некоторые европейские предприниматели и банки используются советским правительством для валютных операций с награбленными золотом, алмазами и церковными ценностями. Чтобы заглушить возмущение, в конце 1925 года в Москве поспешно была организована выставка коронных драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и невредимы.

Шум, поднятый в прессе, по всей видимости, сорвал готовящуюся сделку по продаже за рубеж через Маньчжурию всех реликвий бывшей Бриллиантовой комнаты, включавших в себя собрание императорских корон, императорский скипетр с алмазом «Орлов», державу, коллекцию бриллиантовых подвесок и диадем, бриллиантовые орденские знаки и цепи, подарочные золотые кубки, коллекцию вееров и перстней, императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое.

Впрочем, большинство этих предметов все равно были распроданы в 1920—1930-е годы.
Некоторые позже обнаружились в частных собраниях США и Европы, например, брачный венец русских императриц, изготовленный из бриллиантового пояса Екатерины II, — осенью 1926 года она (вместе с бриллиантовой шпагой Павла I, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских алмазов и индийских изумрудов, бриллиантовой табакеркой императрицы Елизаветы, коллекцией императорских пасхальных яиц Фаберже) была продана новыми хозяевами страны американскому торговцу Норману Вайсу.

Местонахождение некоторых других предметов неизвестно до сих пор (в их числе — несколько яиц фирмы Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, принадлежавший Александру II, икона «Введение Богородицы во храм» в драгоценном окладе работы Фаберже и др.).

История Российской Империи... Пётр I

Есть в истории имена, за которыми шлейфом тянутся слухи, сплетни, домыслы. Встречаются личности столь незаурядные, что интерес к ним не ослабевает на протяжении веков. Петр Великий – один из них. Казалось бы, до тонкостей изучена его биография, затвержена его роль в мировой истории, известны интимнейшие подробности личной жизни. И все же, и все же… И рождение, и смерть первого русского императора связаны с обстоятельствами таинственными и загадочными...

"Он будет знаменит на весь мир и заслужит такую славу, какой не имел никто из русских царей. Он будет великим воином и победит многих врагов. Он будет встречать сопротивление своих подданных и в борьбе с ними укротит много беспорядков и смут. Искореняя злодеев, он будет поощрять и любить трудолюбивых, сохранит веру и совершит много других славных дел, о чем непреложно свидетельствуют и что совершенно точно предзнаменуют и предсказывают небесные светила. Все это я видел, как в зеркале, и представляю все сие письменно".

Симеон Полоцкий..

Были ли у царя основания сомневаться в словах звездочета, или по какой иной причине, но к дому ученого монаха была приставлена стража, которую осторожный и подозрительный Алексей Михайлович повелел снять только тогда, когда получил неоспоримые доказательства действительной беременности жены.
28 Мая Царица почувствовала приближение родов, и Симеон был призван в царские палаты. Роды были долгими и мучительными, царь уж было впал в отчаяние... Царица изнемогала так, что на третий день сочли нужным приобщить ее Святых тайн, но Симеон Полоцкий приободрил всех, сказав, что она родит благополучно через пять часов. Так все и случилось... Младенцу при крещении дали имя Петра... тоже по совету Монаха...

Короне Российской империи предшествовала Шапка Мономаха. Но это было до воцарения Петра I. Впервые корону использовали для коронации именно Петра Алексеевича....

Императорская Корона создана из более 5 тысяч роскошных бриллиантов из Индии и увенчана великолепной красной шпинелью в 398,72 карата. Она стала не только символом власти, но и произведением искусства. Сегодня Корону Российской империи можно видеть в Алмазном фонде Кремля. Однако некоторые историки утверждают, что это копия, а настоящая Корона спрятана....
Тяжела ты, шапка Мономаха – произнес Борис Годунов, имея в виду тяжесть ответственности Царской Власти. Самый знаменитый Царский головной убор, как и все Венцы и Императорские Короны, и в самом деле был тяжел....




Шапка Мономаха - Символ Русской Монархии... Ею Венчались на Царство все Русские Цари в XVI-XVII века.

Есть легенда, что в XII веке византийский Император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям.

Правда, есть версия, что шапка - дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами. Установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III, Дмитрий, которому так и не суждено было стать монархом.

Не легкой была и большая Императорская Корона, которой венчался на царство 22 августа 1826 г. в Успенском соборе Московского Кремля император Николай I.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр - примерно 20 сантиметров.

Казанская Шапка...

Казанская Шапка – Золотой Венец, изготовленный по легенде ювелирами покоренного Казанского ханства, для Ивана Грозного. Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя.

В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит...

Астраханская Шапка – Венец Большой наряд...

Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова. Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства.

Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон - «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.

Сибирская шапка или Альтабасная

Альтабасная шапка была названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг.

На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями.
Алмазная шапка Ивана V
Алмазная шапка - запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования.

Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.
Шапка Алтабасная (Сибирская) и Шапка Алмазная в настоящее время находятся в Оружейной палате.

Императорские КОРОНЫ

Одной из первых императорских корон была корона, которой Петр I короновал Екатерину I. Увы, от нее остался лишь каркас, так как украшающие ее бриллианты последующие Российские императоры использовали на свое усмотрение.
Корона российской императрицы Анны Иоанновны...

Корона российской императрицы Анны Иоанновны - драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730-1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин.

Большая императорская корона Российской империи
Ювелирное чудо, олицетворявшее императорскую власть в России от Екатерины II до последнего российского императора Николая II…

Заказанная Екатериной Великой для коронации в 1762 году, она была создана по эскизу Георга-Фридриха Экарта и под руководством Иеремии Позье всего за два месяца. Лишь одно условие поставила императрица – вес не должен превышать 5 фунтов. Этой короной венчались на царство все последующие после Екатерины II императоры России. После Октябрьской революции корона послужила имущественным залогом Ирландии за заем 25 000 долларов. До 1938 года ценности хранились в доме матери посла Ирландии Гарри Боланда. В Россию драгоценности были возвращены в 1950 году после соблюдения процедуры возврата заема. Большая императорская корона - главный экспонат Алмазного Фонда.
Малая императорская корона
Малая императорская корона была создана специально к коронации Императрицы Марии Федоровны, супруги Александра II

Владимирская тиара
Удивительная история связана с Владимирской тиарой, получившей свое название от английской формы титула великой княгини Марии Павловны - The Grand Duchess Vladimir of Russia, которая была женой великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III.

До 1920 года тиара принадлежала Марии Павловне, заказавшей ее ювелирам в 1890 году. Владимирская тиара была выполнена из бриллиантов и жемчуга. Оставленная вместе со всей ювелирной коллекций Великой Княгини во время революционных событий в сейфе Владимирского дворца в Санкт- Петербурге, тиара была вывезена британской разведкой через дипломатическую почту.
После смерти Марии Павловны тиара была выкуплена королевой Мэри у принцессы Елены Владимировны, дочери Марии.
Именно королева Мэри придумала усовершенствовать тиару таким образом, чтобы жемчужные подвески заменялись изумрудными, чтобы ее можно было надевать с разными нарядами.

Любимая тиара перешла в наследство внучке королевы Мэри – Елизавете II, которая давала ее поносить принцессе Диане… Сама Елизавета II носит Владимирскую тиару во время неофициальных торжественных мероприятий в качестве замены официальной королевской короны, но это уже другая история – история Британских корон…

В январе мировая пресса взорвалась очередной сенсацией, связанной с тайной исчезновения сокровищ последнего русского царя. Похоже, символ царской власти надо искать в пустыне Гоби.

Как известно, Большая Имепаторская корона Российской империи использовалась для коронации царей, начиная с Петра I, и заменила шапку Мономаха, которая использовалась русскими царями и великими князьями (с ней, заметим, у историков тоже много неясностей). Последний император Николай II также был коронован Большой Императорской короной. Последний вариант короны был изготовлен по приказу императрицы Екатерины II для её коронации. Сегодня корона экспонируется в Алмазном фонде московского Кремля.

Новой версией американцев, конечно, можно было бы и пренебречь. Если бы вокруг сокровищ последнего русского царя не существовало огромного количества загадок, раскрыть которые историкам не удается по сей день.

Американцы: Корона Российской империи – в Гоби

Итак, в январе Los Angeles Times опубликовала рассказ жительницы США Пэтт Бархем, которая уверена в том, что корона и другие драгоценности российских императоров зарыты в пустыне Гоби. Бархем уже 80 лет вращается среди элиты Лос-Анджелеса. Она также была корреспондентом во время войны в Корее и является соавтором книг о загадочной гибели Мэрилин Монро и Григория Распутина.
«Бриллианты, яйца Фаберже, короны и диадемы русских императоров, инкрустированные драгоценными камнями золотые рамы, жемчужные, рубиновые, сапфировые и алмазные ожерелья спрятаны в семи гробах в яме 7х10 футов посреди монгольских пустынь», – утверждает Бархем.
Все это, по ее словам, 3 октября 1917 г. закопал там ее отчим – бывший русский князь Георгий Месхи-Глебофф. Он часто рассказывал о сокровищах после того, как приехал в США и женился на матери Пэтт Бархем – наследнице серебряных рудников. По словам Пэтт, незадолго до смерти в 1960 г. отчим вручил ей запечатанный конверт с нарисованной картой, на которой было точно указано местонахождение клада. Но он попросил ничего не предпринимать, пока правительство России не признает факт казни семьи Романовых и не устроит убитым официальные похороны (что и случилось в 1998 г.). Но карта вскоре загадочно исчезла, хотя Бархем уверяет, что запомнила координаты клада, так как в свое время лично переписывала документ для отчима.

Теперь Бархем планирует отыскать сокровища и вернуть их русскому народу. Она рассказывает, со слов отчима, что тот был помощником хранителя императорской казны, и 28 февраля 1917 г. царица Александра поручила ему отвезти личные драгоценности Романовых в банк в Пекине. «Ценности были спрятаны в 7 гробах, причем, в двух, для прикрытия, также лежали мертвые тела детей, которых везли в Китай для погребения», – утверждает Бархем, ссылаясь на дневник Месхи-Глебоффа. В пустыне Гоби на караван напали разбойники. Месхи-Глебофф отбил атаку, но решил более не рисковать и закопал сокровища на месте. Через год он переселился в США. По словам Бархем, в 1930-е годы он и ее мать снарядили экспедицию, истратив на подготовку $300 тыс., но власти не пустили их дальше Турции.
Сама Бархем уверовала в сокровище после того, как близко познакомилась с дочерью Распутина Марией Григорьевной, вместе с которой написала кулинарную книгу и повествование о ее отце. Мария поведала Пэтт, что царица в ее присутствии поручила Месхи-Глебоффу отвезти сокровища в Пекин. В 1999 г. Бархем сама попыталась организовать экспедицию в Гоби, но возникли проблемы с финансированием.

Что касается пропавшей карты, то она спрятана в гробу самого Месхи-Глебоффа, похороненного на кладбище Hollywood Forever, говорит Бархем. Но также не исключает возможности, что карта случайно попала в ворох бумаг из семейного архива, подаренный какому-нибудь учебному заведению.

Сама Бархем уверена, что сможет узнать нужное место с высоты птичьего полета, так как карта отчима в точности совпадала с топографической картой Монголии от 1912 г. Американка планирует полетать над пустыней на вертолете, зафиксировать GPS-координаты предполагаемого клада, а затем отыскать его вместе с монгольскими властями.

Версия 1: корона была среди сокровищ Романовых

Комментируя версию Бархем, американский специалист по российской истории Дж. Арч Гетти выразил сомнения в том, что русская царица пожелала бы отправить сокровища в Китай, а не в Европу: «В 1917 г. не было более ненадежного банка, чем китайский».

Также в воспоминаниях Бархем настораживает дата отправки царских сокровищ в Китай – февраль 1917 г. В то время как историки всегда указывают август 1917 г. – именно тогда семью последнего русского императора Николая Второго по распоряжению Временного правительства отправили в изгнание в сибирский город Тобольск. С собой Романовы взяли все фамильные драгоценности, которые были упакованы в несколько сундуков. Все прочие ценные вещи, оставшиеся в Александровском дворце, Временное правительство отправило в Москву, в подвалы Исторического музея.

В Тобольске Романовы якобы тайно передали часть драгоценностей на хранение местным служителям церкви, монахиням из монастыря и членам своей свиты.

Когда в апреле 1918-го Николая, Александру и их дочь Марию отправили в Екатеринбург, сокровища опять поделили: часть увезли в столицу Урала, а часть осталась у дочерей. После расстрела царской семьи в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге оказалось, что от огромной коллекции фамильных украшений почти ничего не осталось. Лишь бриллианты, зашитые в одежды великих княжон и царицы (полпуда), и несколько десятков небольших золотых вещей (в трех небольших шкатулках).
Куда же исчезла большая часть царских сокровищ? Над ответом на этот вопрос исследователи бьются уже на протяжении 90 лет. Одна из последних версий изложена в российском фильме-расследовании «Золото царской семьи» (2008 г.). В нем выдвинуто предположение, что наиболее ценная часть царских драгоценностей была спрятана сознательно – чтобы спасти их от пришедших к власти большевиков. Здесь-то, если следовать версии Пэтт Бархем, и можно допустить, что среди них вполне могла находиться корона Российской империи. К тому же, от сибирской тайги до пустыни Гоби здесь почти что рукой подать.

Версия 2: корону хранили вместе с золотым запасом империи

Второй путь, по которому корона Российской империи могла бы попасть в Монголию, – это путь, по которому исчез золотой запас Российской империи. Но для этого надо допустить, что, кроме денег, в кладовых Казанского банка (куда, начиная с 1915 г., свезли почти весь золотой запас империи) могли находиться, в том числе, и сокровища царского двора.

Согласно официальной истории, в августе 1918 г. взбунтовавшийся в мае того же года 40-тысячный Чехословацкий корпус, следовавший по Транссибирской магистрали во Владивосток, захватил золотой запас Российской империи (в виде денег) – в эквиваленте 507 т 144 кг золота. Правда, историки признают, что в Казань золото уже попало «без соответствующих инвентарных документов» – то есть, никто не знал, какая часть золотого запаса была утрачена еще по пути. В конце 1918 г. золото попало в Омск, где поступило в распоряжение адмирала Колчака, объявившего себя к тому времени верховным правителем России.

Когда 3 мая 1920 г. золотой запас вернулся в Казанскую контору Народного банка РСФСР, он составлял в эквиваленте лишь 318 т 848 кг золота. Пропавшие 189 т по сей день не дают покоя историкам и российским политикам, а в еще большей степени нелегальным владельцам этих сокровищ за рубежом. Правда, этот подсчет исключил 4,6 т драгметаллов, которые большевики успели вывезти из Казани, когда в августе 1918 г. белые завязали бои за этот город. Кроме того, есть версия, что несколько десятков тонн колчаковского золота до сих пор покоятся в сибирской тайге, украденные и запрятанные неизвестно кем.

Еще часть золота Колчака исчезла вместе с чешским корпусом. По утверждению окружения министра финансов правительства Колчака Новицкого, добыча легионеров составила 63 млн. золотых рублей. Однако, по свидетельству исследователя В. Врангеля, в пражском военном архиве хранится документ о передаче в руки легионеров… 18 вагонов(!) с российскими ценностями.

По версии еще одного российского исследователя В. Черепахина, «чехословацкие легионеры вывезли 30563 пудов золота (1 пуд равен 16 кг) в монетах, слитках и ювелирных изделиях».

Также известны случаи кражи золотого запаса. Они произошли в тот период, когда эшелон охранялся смешанными чехословацко-российскими силами. Например, только на станции Тырет пропало 13 ящиков золота (обнаружено 14 января 1920 г.).

Ленин знал, где золото Колчака?

Здесь-то и появляется почва для предположений, которые могут показаться неуместными, хотя они могут пролить свет на судьбу царских сокровищ.

Например, беседуя как-то в 1970-е годы с местным краеведом, работником одного из уральских краеведческих музеев, я столкнулся с тем, что официальная история о расстреле Колчака (так же, как и о гибели Чапаева) в его глазах выглядит подозрительной, а то и неправдоподобной. Главное, что вызывало недоверие у этого исследователя, – что тело Колчака после расстрела утопили в реке Ангаре. Для чего это было делать, если даже тела расстрелянной царской семьи и то, пусть спрятав, захоронили в земле? А от Колчака, почему-то, надо было не оставить никакого следа. Краевед считал, что большевики могли тайно отпустить Колчака – в обмен на его обязательство не вести войну против Советской России (ранее подобное уже делалось в отношении других царских генералов).
Версия, конечно, абсолютно не вписывается в официальную историю. Однако, если смотреть на нее сквозь призму открытий последних десятилетий, когда выяснилось, что зачастую догмы официальной советской истории были далеки и от фактических событий, и от науки в целом, то она вполне имеет право на существование.

Тем более, что она могла бы помочь выяснить тайну исчезновения колчаковского золота. Например, то, каким образом оно попало в Манчжурию к известному атаману Семенову? В пользу существования такой версии я в свое время слышал мнение одного из партийных чиновников советской поры, который, в свою очередь, ссылался на секретаря ЦК КПСС Г. Разумовского, а тот – на М. Суслова и, порой, А. Громыко. Так вот, согласно кремлевской легенде, Ленин лично участвовал в поисках пропавшего колчаковского золота. И в начале 1920-х годов направил своего специального уполномоченного куда-то в Северный Китай, чтобы тот оповестил руководителей китайского революционного движения о передаче им правительством Советской России всех прав на владение той частью колчаковского золота, которая ушла в Манчжурию. И китайские революционеры якобы использовали легендарное золото на нужды своей революции.

Кстати, именно этот неясный исторический след и наталкивает на мысль о том, что версия Пэтт Бархем о захоронении короны Российской империи в пустыне Гоби не лишена основания. Но чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует выяснить судьбу части колчаковского золота, которая неведомо каким образом была переправлена (или нет) в Манчжурию.

Версия 3: корону спрятали в Чугуеве

А вот еще одна версия, где же все-таки находится настоящая корона Российской империи (соответственно, та, что выставлена в Алмазном Фонде в Москве, вновь объявляется копией). Ее отстаивает харьковский краевед-любитель Елена Чернышова, которая утверждает, что символ монаршей власти следует искать… в Чугуеве.

Официально легенда, конечно, не подтверждается. Однако слухи о том, что где-то в этих местах закопана корона Российской империи, поддерживались не одним поколением чугуевцев. Многие даже были убеждены в их достоверности – ведь представители царских династий не раз бывали в Чугуеве и его окрестностях. Сами чугуевцы даже стали считать корону энергетическим символом города, способным притягивать в эти места известных людей и важные события.

По мнению Чернышовой, царская корона закопана где-то в центральной части города. Раскопки здесь пока не проводились, а попытки отыскать корону искателями ценностей ни к чему не привели. Хотя, по мнению историков, рассказы о зарытой в Чугуеве короне Российской империи, скорее всего, напоминают красивую легенду.

В заключение, остается добавить, что большевики никогда не делали из Алмазного фонда, где сегодня выставлена корона Российской империи, священной коровы. Общеизвестно, что в 1920–1930-е годы большая часть предметов фонда была продана на Запад (569 предметов из 773). Причем, они не осели ни в одной из известнейших коллекций мира. В наши дни на западных аукционах несколько раз появлялись сокровища дома Романовых, но это были вещи XVIII в., проданные на аукционе в 1927 г.
Поэтому стоит ли удивляться, что некоторые исследователи по сей день не могут согласиться с тем, что Советской России удалось сохранить главные ценности русских царей, в том числе, и Большую Императорскую корону Российской империи?

Подготовил Олег Лобанов
по материалам В. Сироткин «Зарубежные клондайки России», «Эхо Москвы», АТН, «Википедия», «ЧКС», И. Бунич. «Золото партии», Los Angeles Times , Inopressa.ru, ИноСМИ.Ru

Конец 13 - начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 см. Оружейная палата. Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха. Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно: четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.

Шапка Мономаха


Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 - 15 июля 1015) По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.

Шапка Казанская


Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская - золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец."Большой наряд" . Астраханская шапка. 1627 .


Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Оружейная палата. Москва. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля. Астраханской же шапкой она навана потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани. Как известно, после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра, для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы.

Шапка Алтабасная . (Сибирская) . 1684


Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная . 1682 - 1687 .


Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.

Шапка Алмазная . 1682 - 1684 .


Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля.

"Шапка Мономаха второго наряда" . 1682 .


Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля. Далее идут императорские короны. Одна из первых императорских корон была корона, которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас, т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны - драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730-1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец, ценнейший экспонат Алмазного фонда


Большая Императорская Корона России.

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие - корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу, министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» - советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери - Кэтлин Боланд О’донован, проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло, принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России.

Малая императорская корона Российской империи - одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Диадема . 1810 .


Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты. Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне, жене Александра I .

Корона российской империи из одноименного кинофильма. Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью. Обошлась «Мосфильму» в 2000 долларов.

24 марта 2014, 14:10

До февраля 1917 г. российский императорский двор считался одним из самых богатых в Европе. Украшения августейшим особам создавали лучшие мастера тех лет. Ювелиры Романовых развивали модные направления, придавали им национальные черты. Как только появлялись новые тенденции, они тот час же учитывались, но роскошью и композиционным решением часто превосходили европейские аналоги.

Большая императорская корона. Была заказанна Екатериной Великой к своей коронации в 1762г. придворному ювелиру, выходцу из Швейцарии, Иеремии Позье и использовавшаяся для коронации всех представителей династии Романовых, впоследствии восходивших на престол. Венчает корону крест и колоссальная тёмно-красная шпинель массой около 398,72 карата, которая была куплена в Пекине в 1676 г. русским послом Николаем Спафарием.

По воспоминаниям Бозье: Екатерина приказала ювелиру пересмотреть казённые драгоценности, разломать то, что окажется в несовременном вкусе и употребить на новую корону, которую она желала иметь к коронации. Несмотря на все старания облегчить вес, корона весила 2,3 кг. Драгоценные камни были взяты из царской сокровищницы, также было куплено 6кг серебра и 0,5 кг золота.

Держава была создана ювелиром Георгом Фредериком Экартом в 1784 г. и, как и большая императорская корона, дошла до нашего времени почти в первозданном виде. Только в конце XVIII в. к ней были добавлены крупный бриллиант и сапфир. Гладкий, полированный, полый внутри шар из красного золота обвит по верхней половине поясками гирлянд из серебра и бриллиантов, бывших, по всей видимости, частью более ранних государственных регалий – времён императрицы Елизаветы Петровны. Наверху державы укреплен овальный сапфир в 200 каратов, привезённый с Цейлона; громадный камень окаймлён бриллиантами, которыми усеян также и венчающий его крест. В месте соединения декоративных поясков помещен старинный алмаз из копей Голконды. Весом в 46,92 карата этот, абсолютно чистый камень, имеет светло-голубой оттенок и крошечные трещинки. Форма огранки – грушевидная, с множеством граней и практически плоским основанием – типична для старинных индийских камней.

Скипетр. Массивный скипетр состоит из трёх гладких золотых частей, разделённых между собой парными бриллиантовыми поясками. Четвёртая пара поясков обрамляет венчающий скипетр знаменитый алмаз «Орлов» весом 189,2 карата в оправе из серебра с бриллиантами. На оправе закреплён российский герб – двуглавый орел, покрытый чёрной эмалью и также украшенный бриллиантами. Орел съёмный – по особым церемониальным случаям его заменяли гербом Польши.

У алмаза «Орлов» захватывающая история. Этот, сохранивший старинную индийскую огранку, камень является осколком гораздо большего кристалла. Он был найден в XVII веке и огранён октаэдром. После огранки алмаз существенно потерял в весе. Камень очень чистый и имеет лёгкий голубовато-зеленоватый оттенок. Согласно легенде, этот великолепный алмаз вместе с другим, подобным ему красотой и ценностью, камнем был глазом идола в Серингане (Южная Индия), откуда его выкрал французский солдат в начале XVIII в.

Неизвестно, что было с этим камнем, пока им не завладел правитель Персии Надир-шах, после его смерти алмаз выкрали второй раз и камень оказался в руках купца из Джульфы в Армении Григория Сафраса. Сафрас поместил камень в банк Амстердама, позднее продал камень племяннику своей первой жены, придворному ювелиру Ивану Лазареву, который впоследствии перепродал алмаз графу Орлову. Орлов подарил камень Екатерине II.

Малая императорская корона. Малая императорская корона представляет собой уникальное произведение ювелирного искусства, которое было создано для того, чтобы осуществить коронацию супруги Александра II – Марии Александровны. Ювелир Зефтиген, изготовил эту уникальную корону в 1856 году по эскизам сделанным Л. Д. Дювалем еще в 1797 году.

Для того, чтобы изготовить корону понадобилось 1393 бриллианта, общим весом 586,92 карата, а также 2167 алмазов, ограненных огранкой роза, несмотря на такое большое количество, вес алмазов составил 9 карат. На изготовление малой короны ушло 256,96 граммов серебра и 2,26 граммов золота.

В общем корона весила 378,39 граммов, а высота ее всего 13 см. Диаметр нижней части малой короны российской империи составил всего 12 см. Чтобы она держалась на голове, ее прикрепляли к прическе специальной шпилькой. По своей форме малая императорская корона напоминает большую корону российской империи, украшенную благородной шпинелью. Поражает своей красотой бриллиантовое кружево в серебряной оправе.

Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного. Бриллиантовой цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из двадцати съёмных звеньев. В ней чередуются розетки с вензелем Павла I и с Андреевским крестом и двуглавым орлом.

Малая бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного, состоящая из двадцати трёх звеньев, соединенных между собой кольцами и усыпанных бриллиантами общей массой более 180 каратов. Датируемая в описи 1798 г. – то есть периодом правления Павла I, эта цепь, вне всякого сомнения, была создана в первой половине XIX века.

Императорский венчальная корона. Бриллиантовая корона - часть подвенечного наряда Великих княгинь. Императорский венчальная корона была создана в 1840г. ювелирами Николем и Плинке с использованием бриллиантов из большого пояса времен Екатерины II, автором которого принято считать придворного ювелира XVIII в. Людовика Давида Дюваля. Уцелевшая часть пояса с двумя бриллиантовыми кистями состоит из отдельных элементов, соединенных вместе серебряной проволочкой; камни оправлены в монолитное серебро.

Свадьба принцесса Елизаветы Гессенской и Рейнской с Великим князем Сергеем Александровичем, 1884 г.

Венчание Их Императорских Величеств, 14 ноября 1894 г.

Бриллиантовая диадема с розовым бриллиантом. Диадема с розовым 13-каратным бриллиантом – единственная из диадем 19-20вв., находящаяся в России. До начала 20 века использовалась в подвенечном костюме великих княгинь. Почти треугольная форма диадемы до сегодняшнего дня сохранила название «кокошника».


Большая диадема императрицы Александры. “Lovers knot” диадемы, мода на которые началась в Европе не позднее 1825 г. также пользовались популярностью при русском дворе. У супруги Николая I императрицы Александры было как минимум две диадемы, в стиле lovers knot. Первая – большая бриллиантовая диадема 1831(1833) г. (возможно авторство Я.Эрнста) с 113 жемчужинами.

Звездным часом этой помпезной диадемы стал 1906 год. 27 апреля на торжественной церемонии открытия Государственной думы в Георгиевском зале Зимнего дворца императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) предстала перед придворными и депутатами в роскошном бело-золотом наряде, с орденской цепью и лентой, и в большой жемчужной диадеме со шлейфом.

художник Н.Бодаревский портрет Александры Федоровны

на открытии Гос.Думы

Жемчужная диадема работы К. Болина. Вторая жемчужная диадема была создана К.Болином в 1842 г. В бриллиантовых арках подвешены 25 жемчужин. В русском костюме известен головной убор – очелье – и работа Болина отдаленно напоминает его.

Сегодня эта диадема находится в собственности И.Маркос (правительство Филлипин пытается выставить диадему и другие ценности из коллекции Маркос на аукцион).


Диадема и ожерелье из парюры императрицы Марии Федоровны. Диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Фёдоровны в начале 1880х годов. Все жемчужины – из хранилища кабинета Его Величества – поражают безукоризненной правильной формой и изумительным блеском.

Справа – брошь из парюры из этой же папюры. В центре – браслет из трёх ниток восточного жемчуга с застежкой из овального сапфира массой более 20 каратов, окаймлённого бриллиантами. Слева – брошь с жемчужиной, окаймлённой бриллиантами безупречной чистоты, к броши крепится розоватый бриллиант классической круглой огранки массой 9 старых каратов, ниже – подвеска из розовой овальной жемчужины, окантованной круглыми бриллиантами желтоватого оттенка.

Ожерелье Великой княгини Марии Павловны . Колье, выполненное Картье в 1900 г. для великой княгини Марии Павловны, с шестью нитками жемчуга и двумя большими императорскими орлами, усеянными бриллиантами.

Сollier russe. Русское колье предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Ещё один свадебный подарок дочери Александра II – роскошная бриллиантовая tiare russe (русская тиара). Эту тиару унаследовала дочь Марии Александровны, королева Румынская Мария.


Мария герцогиня Эдинбургская и Саксен-Кобург-Готская, в русской тиаре.

Диадема с бирюзой (Фаберже, 1890-е гг.) Бриллиантовая диадема с 54 бирюзовыми кабошонами в золоте и серебре принадлежала Императорской семье России, утрачена во время революции.

Диадема с сапфирами. Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Федоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902г. Рисунок тиары слагают переплетенные полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклепками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Мотив цветков василька, переплетающихся линий и королевской лилии – пример эклектики 1890-х гг. Подобные мотивы использовались еще в 1870 гг. ювелирами Бушерон в рубиновой диадеме 1878 г.


Изумрудная диадема с чередующимися арками и бантами в стиле рококо. Диадема из парюры, заказанной императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже в 1900 г. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты – южно-африканского происхождения). Все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырехугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.


Императрица Александра Фёдоровна с венцом на голове запечатлена на портрете, написанном Н.К. Бодаревским в 1907г

Диадема "Русское поле". Диадемы с мотивами колосьев и лавровых листьев – один из самых популярных типов украшений первой трети 19в. Для вдовы Павла I императрицы Марии мастерской Дювалей создана бриллиантовая диадема из колосьев с лейкосапфиром в центре. Она была причислена, согласно завещанию Марии Федоровны, к числу коронных драгоценностей после ее смерти.


Большая сапфировая диадема. Классицизм и ампир, как его позднее проявление – это большая сапфировая диадема. Предположительно, работа мастерской Дювалей. Большая сапфировая диадема (реконструкция) могла вернуться в Россию после смерти дочери Павла I Александры. Аналогичная по рисунку диадема принадлежала королеве Нидерландов Софии (супруга Вильгельма III), но вместо 5 сапфиров между стилизованными ветвями лавра были закреплены геммы. Известно, что нидерландский вариант украшения создан в мастерской Дювалей, следовательно, и сапфировая диадема, хранившаяся в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца, вышла из знаменитой мастерской. Эскиз подобного композиционного решения хранится в ГИМе, а в 1902 г. великая княгиня Елена Владимировна получила от матери диадему, созданную Картье, мотив которой очень напоминает дювалевские произведения.

Сапфировая папюра. Состоит из сапфировой диадемы-кокошника и броши.

История кокошника с сапфирами восходит к первой половине XIX в. В 1825 году русский император Николай I подарил тиару с сапфирами своей супруге Александре Фёдоровне, урождённой принцессе Фpедеpике-Луизе-Шаpлотте-Вильгельмине, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы, в честь их восшествия на Российский престол. Кокошник дополняла великолепная сапфировая брошь с подвесками.

Следующим владельцем кокошника стал внук Александры Фёдоровны, третий сын Александра II, дядя императора Николая II, великий князь Владимир Александрович. Кокошник стал подарком супруге великого князя – великой княгине Марии Павловне, урождённой принцессе Марии-Александрине-Елизавете-Элеоноре Мекленбург-Шверинской, при дворе её сравнивали с Екатериной II. При жизни мужа Мария Павловна кокошник не носила и только после его смерти в 1909 году решает обновить старую сапфировую тиару, и заказывает ювелирному дому Cartier переделать тиару и брошь в новую, более современную форму. Все элементы с сапфирами и бриллиантами были съёмными и могли носиться, как броши. Картье лично передал это уникальное ювелирное изделие заказчице в Санкт-Петербурге.

В 1910 году великой княгине захотелось иметь корсажное украшение, которое составило бы парюру с полюбившимся ей кокошником. Она снова предоставила Картье несколько украшений с тем, чтобы ювелир разобрал их и использовал камни в новом изделии (на снимке – внизу). В качестве центрального элемента украшения ювелир использовал овальный сапфир массой 162 карата.


Великая княгиня Мария Павловна в сапфировой парюре. Портрет кисти Бориса Кустодиева. 1913 г.