Что такое дружба аргументы. Лучшие примеры мужской дружбы в литературе

Это тот, кто готов сделать все для своего товарища, кто никогда не обманет и всегда поддержит в трудной ситуации. Друг – это тот, кому ты можешь доверить самое сокровенное. Друзья всегда честны друг с другом. Они не будут льстить товарищу в глаза или наговаривать на него за его спиной, чтобы получить какую-либо выгоду. У друга всегда можно получить добрый и честный совет. Но может ли случиться так, что друг станет врагом? Может ли настоящая дружба перерасти во вражду?

Многие писатели и поэты обращались в своих произведениях к теме дружбы. Моим любимым произведением на эту тему, является роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой романа, Евгений, приезжает в деревню и там встречает Владимира Ленского. Эти двое мужчин быстро становятся друзьями. Они были совершенно разными, но, тем не менее, сошлись и долгие вечера проводили вместе.

Но однажды крупная ссора разделила их, и на дуэли Онегин убил Ленского. Могло ли случиться так, что ода ссора сделала друзей врагами, или Евгений и Владимир никогда и не были настоящими друзьями? Я считаю, что их дружба не была искренней, по крайней мере, со стороны Онегина. Ему просто было скучно в деревне, и он нашел себе товарища и собеседника, с которым можно убить время. Я не считаю, что их дружба переросла во вражду, потому что дружбы как таковой не было с самого начала.

Еще одним произведением, описывающим дружбу, является роман Гончарова «Обломов». Илья Обломов и Андрей Штольц – главные герои романа – были друзьями с самого детства. Несмотря на то, что долгое время они не имели возможности общаться, друзья не потеряли теплых чувств друг к другу и продолжили общение спустя несколько лет разлуки.

Штольц, как настоящий друг пытался помочь Обломову справиться с его пагубным образом жизни, стать более активным. Несмотря на то, что его попытки не увенчались успехом, он не бросил друга и до последних дней старался помочь ему всем, что было в его силах. Я считаю, что дружба Андрея Штольца и Ильи Обломова – это настоящая крепкая дружба, которая просто не может перерасти во вражду. В общении этих двух мужчин было довольно много трудностей, но они не перестали быть друзьями.

Приведенные выше литературные примеры доказывают, что настоящая дружба, какими бы тяжелыми не были испытания и ссоры между людьми, не может перерасти во вражду. Настоящие друзья всегда найдут в себе силы простить или попросить прощения друг у друга. Дружба помогает людям превозмогать любые трудности. А если друзья в одночасье стали врагами, стоит задуматься, а были ли они друзьями вообще.

Каковы признаки истинной дружбы?

Академик Лихачев, размышляя о проблемах отношений между людьми, вспоминает о своих детских и юношеских представлениях о наступающем периоде «взрослой жизни». Он пишет, что в детстве его мысли о грядущих переменах, сводились к неизбежным кардинальным изменениям обстановки, в которой будет протекать его дальнейшая жизнь. Будучи ребенком, он практически не сомневался в том, что лишится нынешнего окружения, и от привычных привязанностей и сформировавшегося круга общения, не останется ничего. В действительности же все вышло совсем не так. «Мои сверстники, по-прежнему оставались рядом со мной, а друзья детства так и остались самыми близкими и верными», — писал он. Несмотря на то, что со временем круг знакомых значительно разрастается, настоящая дружба своими корнями уходит именно в детский и юношеский период. Друзья детства и юности остаются друзьями на всю жизнь.

Какими должны быть отношения между друзьями? В чем заключается настоящая дружба?

«Письма о добром и прекрасном». Д. С. Лихачев.

Основным признаком настоящей дружбы является ее неизменность в различных жизненных обстоятельствах. Тяжелые жизненные периоды очень трудно пережить без друзей, а счастливыми моментами жизни необходимо делиться с окружающими. Если этого не делать, то самая светлая радость обратится для человека в неразделенную тоску и кроме вреда не принесет ничего. Поэтому друзей необходимо беречь.

Как нужно дружить? Что может объединить людей? Как начинается дружба? Чем отличается настоящая дружба? В чем разница между знакомыми, друзьями и приятелями? Каково значение дружбы в жизни людей?

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов.

Другом называют человека, который при любых обстоятельствах, в нужный момент окажется рядом. Он предложит помощь, когда ты в ней будешь нуждаться и, не задумываясь, разделит твою радость и горе. Люди могут сближаться по различным причинам. Это могут быть общие интересы, близкий социальный статус, совместное дело, работа и прочее. Вот только к дружбе это никакого отношения не имеет. При отсутствии душевного и духовного родства, люди не могут сойтись, как друзья. Они могут стать лишь хорошими знакомыми, партнерами или приятелями.

Главному герою романа М. Ю. Лермонтова Печорину, судьба много раз посылала людей, которые проявляли к нему искренние дружеские чувства. Как минимум три персонажа этого произведения предлагали Печорину свою дружбу. Отставной офицер Максим Максимыч, вообще воспринимал его как родного сына, а для доктора Вернера и г-на Грушницкого он был примером во всем, они прекрасно понимали его и относились с неподдельным уважением. Каждый из них мог бы стать другом Григорию Александровичу, но Печорин никогда не понимал и не воспринимал всерьез подобную близость между людьми. Его отношение к друзьям и к самому понятию «дружба», сводилось к убежденности в том, что никакой искренней привязанности между посторонними людьми вообще быть не может. Для него дружба – это зависимость, а быть зависимым от кого либо, он не хотел.

Способность к дружбе – это дар свыше, и посылается он далеко не каждому. Эгоизм Печорина позволял концентрироваться ему только на своей персоне, а отношение к окружающим ограничивалось лишь его собственными интересами. Такая позиция Печорина определила всю его дальнейшую жизнь. Он остался совершенно один. Все соискатели дружеских отношений с ним, видя полное равнодушие и безразличие Печорина, один за другим, отказались от этих попыток и прекратили с ним дальнейшее общение. Григорий Александрович умер в полном одиночестве, так и не испытав истинных чувств и радости чистых искренних отношений.

Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?

Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды!

Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.

Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится.

Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна)

Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)

Доброго времени суток, уважаемые друзья. В данной статье мы предлагаем сочинение на тему «».

Будут использованы следующие аргументы:
– Э. Асадов, «Сердца моих друзей»
– А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Ценность дружбы для каждого из нас различна, но бесспорно очень высока. Иметь настоящего друга – значит быть уверенным в человеке и его отношении к тебе. Он не предаст и не бросит в трудную минуту, а оказывая помощь, не станет делать из этого одолжения. Такая сильная связь между людьми может выдержать любые испытания, но при этом оберегать её нужно, как самую хрупкую вазу.

В стихотворении «Сердца моих друзей» Эдуард Асадов говорит о силе дружбы и её способности преодолевать любые невзгоды. Поэт благодарен своим друзьям за искреннюю веру в их дружбу и в него самого. Любая беда бесследно исчезнет перед той силой, которую таит в себе столь крепкая связь.

Настоящий союз может существовать только между благородными достойными людьми, которые не потерпят таких проявлений, как подлость, ложь и всякого рода низость. Когда настоящие друзья вместе, каждый из них становится сильнее, и никакие «горсти соли» не страшны. Для такого крепкого единства становится естественным делить радости и беды, делать всё необходимое ради друга в трудную минуту.

Порой людей сближает схожесть характеров, в других случаях наоборот – их различия. Самая крепкая связь зарождается там, где есть оба условия. Пример подобного столкновения судеб мы можем наблюдать в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Образованность, живой ум и круг интересов связали двух героев – Владимира Ленского и Евгения Онегина. При этом у молодых людей разный жизненный опыт, взгляды на мир, ценности. Это вызывает частые споры между героями, что лишь подогревает их интерес друг к другу.

Однако различие в отношении героев к жизни сыграло ключевую роль в их судьбах. Владимир верен своим идеалам судьбоносной любви, свободы и неразлучной дружбы. Онегин к своим годам уже стал скептиком: он разочарован в жизни, холоден и язвителен. Ситуация в доме Лариных стала показателем отличий в характерах друзей. Не придавая своему поступку глубокого смысла, Онегин позволил себе флирт с возлюбленной Ленского. У Владимира это вызвало бурю эмоций, он счёл недопустимое поведение Евгения предательством и вызвал его на дуэль.

Трагичный исход поединка можно назвать символичным: Ленский не смог выдержать крах романтических убеждений. Будучи мечтателем, у него было два пути: он мог прожить свой век, но неизбежно бы познал горечь разочарования, или должен был покинуть мир в столь молодом возрасте, оставшись верным своему видению жизни. Настоящим предательством было соглашение Евгения на дуэль. Испугавшись осуждения общества, которое он в душе не терпел, Онегин принял вызов. Репутация оказалась для него важнее чести и ценности дружбы.

Встретить человека, который со временем станет настоящим другом, редкое явление. Он не будет обманывать или льстить, предавать доверие, осуждать. Именно к этому близкому человеку мы обращаемся в первую очередь за советом и помощью. Верный друг нужен каждому без исключений. Он всегда выслушает, направит, придет в трудную минуту и искренне порадуется за нас в счастливый момент.

Необходимо ценить ту крепкую связь и самого человека, с которым она нас связывает. Ведь настоящие друзья принимают наши минусы, недостатки и слабости, помогают в трудную минуту и не требуют ничего взамен. Дорожить этим ценнейшим даром должен каждый человек.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема дружбы: аргументы из литературы “. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

⁠аргументы к сочинению

Другие сочинения на тему дружбы на нашем сайте

- итоговое сочинение: «Согласны ли вы с высказыванием «Не бывает плохих наций – бывают плохие люди» »?

- итоговое сочинение: ⁠«Согласны ли вы с высказыванием П. Бови, что ⁠«ложные друзья подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим на солнце, и тотчас покидают нас, как только мы вступаем в тень⁠»⁠»?

⁠ ⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С.И. Ожегов в своём словаре даёт такое определение слову «дружба »:

А вот определение вражды :
Можно много говорить о значимости дружбы в жизни каждого человека, о том, как отдельные люди, их группы, а также страны достигают взаимопонимания и чем иногда приходится жертвовать ради дружбы и мира тем, кто ценит эти важнейшие на земле понятия. Наверное, ещё больше можно сказать о том, как иногда дружба переходит в неприязнь, а подчас и открытую вражду и что движет людьми, решившими разорвать дружеские отношения. Важно также понимать, что некоторые в принципе не способны на такое светлое и тёплое чувству, как дружба. Удел таких людей - порождать конфликты, оставаясь трагически одинокими.
Тема дружбы и вражды – одна из важнейших в мировой литературе. А.С. Пушкин, сохранивший дружеские отношения со многими лицеистами, характеризовал настоящую дружбу так:

Отношения Пушкина с лицейским другом Иваном Пущиным - яркое доказательство того, какой может быть дружба. Именно его в стихотворении «И.И. Пущину» Александр Сергеевич называл «первым и бесценным другом» в благодарность за то, что он навестил его в Михайловском, куда поэт был отправлен властями за «вольнодумство». Стихотворение написано в 1826 году, когда Пущин уже был сослан на каторгу за своё участие в декабрьском восстании 1825 года. Произведение имеет двухчастную композицию: в первой части лирический герой (=поэт) говорит о той радости, которую принёс ему приезд друга в его печальном уединении, во второй он выражает надежду, что и его голос, а также воспоминания о ясных лицейских днях в свою очередь принесут Пущину утешение. Через своих знакомых, имеющих влияние при дворе, Пушкин ходатайствовал о смягчении вынесенного Пущину приговора – пожизненной каторги, но тщетно. Именно этого друга лицейской юности Александр Сергеевич вспоминал на смертном одре и печалился, что не может его увидеть.
Тема дружбы важнейшая и

На примере отношений главного героя и Владимира Ленского мы видим, как легко разрушить связи между людьми. Конечно, отношения между Ленским и Онегиным сложно назвать дружескими, потому что начаты они были, по крайней мере со стороны Евгения, «от делать нечего». Главный герой скучал в поместье дяди: чтение быстро ему надоело, занятия хозяйством тоже. И юный Ленский, восторженный романтик, верящий в вечную любовь, искренность людей и мировую гармонию, пришёлся как нельзя кстати. Онегин чувствуется себя в отношениях с Владимиром умудрённым опытом человеком, но не хочет разочаровывать его, показывая истинные силы, движущие людьми и миром. Он полагает, что время само всё расставит на места и развеет романтические иллюзии героя. Отношения Онегина и Ленского дали трещину в тот момент, когда друзья, приехав в поместье к Лариным на именины, видят там дом, полный гостей, тогда как Владимир уверял Евгения, что праздник пройдёт в кругу семьи. Гордость Онегина, его самолюбие не стерпели маленькой лжи, сказанной, конечно, без злого умысла. И далее происходит то, о чём все мы знаем: Онегин весь вечер танцует с Ольгой, та хохочет, откровенно флиртует с Евгением, разозлённый Ленский вызывает друга на дуэль, Онегин принимает вызов, дуэль, смерть Ленского… Несомненно, многие задавались вопросом: мог ли главный герой отказаться от дуэли. Формально Онегин не нарушил ни одного правила: он принял вызов, то есть достойно ответил на упрёк, высказанный ему Ленским, и честно победил в поединке. Но обращаясь к совести, говоря начистоту, мы, понимаем, что честнее и порядочнее было отказаться от дуэли и примириться с Ленским, объяснившись с ним. Ведь конфликт родился из-за пустяка, и он точно не мог быть помехой для истинной дружбы, которая идёт на компромиссы, а иногда даже на отказ от личных интересов ради отношений. Но в том то и дело, что отношения Онегина и Ленского изначально были построены не на равноправии, доверии и искренности, поэтому малейшее препятствие и разрушило их. Евгений не смог отказаться от дуэли, побоявшись мненья света. Боясь осуждения, он смалодушничал и не пошёл на объяснение и примирение с Владимиром. Эта дуэль, несомненно, была горьким уроком главному герою. Мы понимаем это по реакции Онегина, увидевшего убитого Ленского.
так же, как и Онегин, избалован светом, он рано понял его цену и, будучи ещё совсем молодым, разочаровался и в нём, и в жизни в целом. Печорин говорит, что не способен на дружбу, ведь в дружбе

Сам герой никогда не сможет стать рабом другого человека: он слишком горд и самолюбив для этого. Но и сделать другого своим рабом тоже не может. Мы видим, как Печорин холоден с Максимом Максимычем при встрече после долгой разлуки, хотя не так давно их связывали и общая служба в Кавказских горах, и печальная история с Белой, прямым свидетелем которой был Максим Максимыч. Печорин был также дружен в Пятигорске с доктором Вернером, так как тот бы умён и проницателен и Григорию Александровичу не приходилось долго объяснять ему мотивы своих поступков, но даже Вернер уходит от Печорина после его дуэли с Грушницким.
Отношения Печорина и Грушницкого заслуживают отдельного разговора. Уже в момент знакомства читателей с Грушницким, во время его встречи с Печориным на водах, видно, что из себя представляет этот герой: самолюбив, даже болезненно самолюбив, позёр, то есть любит «играть на публику», чего только стоит его вид в солдатской шинели, но при этом весьма неуверен в себе. Уже здесь Печорин заявляет, что, хотя и встретились они с Грушницким как приятели, когда-нибудь им придётся столкнуться на узкой дорожке. По ходу романа автор постоянно показывает, как Грушницкий то принимает решение, то отказывается от него, нередко следуя не за своим разумом или сердцем, а прислушиваясь к советам и мнениям других. На наш взгляд, виной этой неуверенности во многом стало воспитание в незнатной и небогатой семье. Несомненно, Грушницкий завидует Печорину: его уму, деньгам, умению держаться с людьми, способности влюблять в себя женщин. Он понимает, хотя и боится себе в этом признаться, что Печорин – «герой», тогда как он, Грушницкий, лишь пародия на героя. На мой взгляд, именно зависть была главной, хотя и скрытой, причиной дуэли, ситуация с княжной Мери послужила лишь толчком к разрешению назревшего конфликта между ограниченностью и самодостаточностью, между чувством собственного достоинства и неуверенностью в себе.
Пример дружеских отношений мы находим

друзья «по идее». Нигилизм, что переводится с латыни как «отрицание», владеет их умами. Отрицание, по словам Базарова, всего: любых принципов, идей, нравственных категорий, то есть всего того, что не проверяется опытом и не несёт практической значимости. Несомненно, первую скрипку в этих отношениях играет Базаров. Аркадий во всём послушен своему старшему товарищу, хотя в душе и не вполне разделяет его взгляды. Увлечённость нигилизмом была для Аркадия лишь модным поветрием, распространенным среди университетской молодёжи. И Базаров, и Кирсанов-младший довольно быстро понимают, что им не по пути. Так, в поместье Кирсановых Евгений постоянно работает: проводит опыты, помогает крестьянам, Аркадий же сибаритствует. Очень важным в отношениях друзей можно считать то «разногласие», которое возникает во время их разговора о значимости природы в жизни человека. Базаров утверждает, что

в то время как Аркадию Кирсанову ближе точка зрения его отца, Николая Петровича, который видит в природе в первую очередь красоту и наслаждается ею. Аркадию также ближе стихи Пушкина, чем произведения немецких практиков. А на саркастическое замечание друга о том, что Кирсанов-старший, почтенный отец семейства, живущий в захолустном поместье, в 44 года играет на виолончели, несмотря на всё благоговение перед своим учителем, он даже не улыбнулся. Базаров называет Аркадия «нежной, ранимой душой», тем самым противопоставляя его себе. Но, влюбившись в Анну Одинцову, Евгений сам становится уязвимым, так как рушатся все его представления о мире, а в душе царят чувства, которые он прежде категорически отрицал. Таким образом, мы можем говорить, что отношения Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова, несмотря на то, что друзья разошлись, оказали на них важное влияние. Аркадию они помогли понять самого себя, осознать, что ему ближе точка зрения «отцов», провозглашающих самой своей жизнью такие ценности, как любовь к женщине, природе, искусству. А Евгению Базарову они доказали, что почва нигилизма бесплодна и человек не может жить одним отрицанием, а такие понятия, как красота и любовь придают значимость людскому существованию и помогают преодолевать сознание бренности и быстротечности бытия.

Пример дружеских отношений мы может также видеть

университетские товарищи и знакомы уже полтора года. Именно с Разумихиным, Раскольников, вообще не имевший друзей, как-то сходится и имеет доверительные отношения. Впрочем, сам автор пишет, что с Разумихиным и нельзя было по-другому: был он весел, открыт, очень общителен и добр, а главное, никогда, даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, не опускал руки. К нему-то и идёт Раскольников незадолго до совершения преступления в надежде получить поддержку и напутствие. Разумихин искренне рад Раскольникову, и, несмотря на то, что сам в это время вынужден был оставить университет, так как не в состоянии оплачивать обучение, предлагает Родиону денег и некоторых своих учеников. Начиная с этого времени, Разумихин почти постоянно будет рядом с главным героем. Именно он найдёт его после убийства старухи процентщицы, лежащего в бреду в своей похожей на гроб комнате, приведёт к нему доктора Зосимова, а позже будет ухаживать за ним. Разумихин возьмёт на себя заботу о матери Раскольникова и его сестре Дуне – Авдотье Романовне. В «Эпилоге» мы узнаём, что Разумихин становится мужем Дуни, и оба они обещают, что расстаются с Родионом не навсегда. У Дмитрия уже в голове сложился твёрдый план: в последующие три-четыре года скопить денег и отправиться вместе с женой в Сибирь, где поселиться поближе к острогу Раскольникова и вместе строить жизнь по-новому. Ему невозможно было не верить, ведь, по словам Достоевского, у него была железная воля, а ещё предельная честность и трудолюбие.

перед нами пример дружеских отношений двух главных героев произведения Пьера Безухова и Андрея Болконского. Князь Андрей – умный, хорошо образованный, с рациональным сладом ума человек, принадлежащий к богатому, знатному роду, хорошо знает высший свет, его мораль и ценности. Пьер – полная его противоположность. Вследствие своего положения незаконнорожденного ребёнка, он провёл значительную часть времени за границей, куда отправил его отец – богатый вельможа Кирилла Безухов. Не имея привычки бывать в высшем свете, Пьер ведёт себя там слишком эмоционально, наивно предполагая, что люди, собирающиеся в салонах и на званых ужинах, интересуются чем-то ещё, кроме себя. Но тем не менее именно с Пьером Андрей может говорить откровенно на волнующие его темы, не боясь быть осуждённым или непонятым. Именно Пьеру князь рассказывает о том, что тяготится положением женатого мужчины, так как не видит в браке искренности и радости, ему первому Андрей признаётся и в любви к Наташе Ростовой. Именно после разговора с Пьером о смысле жизни, произошедшем во время приезда Безухова в поместье Андрея, в душе Болконского проснулось чувство сопричастности к Богу и бесконечности жизни, которое он впервые испытал, лежа тяжело раненный на поле Аустерлица. Слова Пьера о том, что жить надо для людей, делая им добро, и этим только можно приблизиться к высшей правде, несомненно, оказали огромное влияние на князя Андрея. Толстой пишет, что с этого момента во внутреннем мире Болконского началась новая жизнь, которая в итоге привела его на Бородинское поле, где он сражался бок о бок со своими солдатами, любовно называвшими героя «наш князь».
Надо отметить, что Пьер, несмотря на своё длительное положение байстрюка, то есть незаконнорожденного ребёнка, никогда не искал в дружбе с Андреем Болконским какой-либо выгоды. Он также, остаётся благородным и в тот момент, когда узнаёт о разрыве отношений между Андреем и Наташей Ростовой. И не допускает мысли о каком бы то ни было сближении с девушкой, хотя уже давно влюблён в неё.
Но в романе есть множество отношений, доказывающих нам мысль о ложных друзьях. К таким людям можно отнести Бориса Друбецкого, который в начале романа живёт в доме Ростовых, дружит с Наташей и Николаем Ростовыми и всячески пользуется помощью их семьи. Но характер Бориса таков, что главное в жизни для него не честь, не дружба, не помощь близким, а личная выгода. Поэтому он отдаляется от Ростовых, так как понимает, что отношения с ними не помогут ему продвинуться по карьерной лестнице. Попав на службу в армию во время военной кампании 1805 года, он ищет расположения Андрея Болконского – штабного офицера, и вовсе не рад Николаю Ростову, приехавшего к нему с просьбой. Николай не находит радушия в Борисе, напротив, друг детства как будто стесняется его, грязного после длительной скачки на лошади, грубоватого гусара, для которого служить при штабе означает вовсе не службу, а протирание штанов.
В другом герое романа, Фёдоре Долохове, отсутствие понятий о чести и совести, приводит к тому, что и с товарищами он ведёт себя соответственно. Так, он, не стесняясь, заводит роман с Элен Безухой, женой вчерашнего приятеля Пьера Безухова, с которым была проведена ни одна бессонная ночь и выпито немало бутылок шампанского. Долохов же жестоко втягивает в карточную игру и обыгрывает на огромную сумму своего вчерашнего друга Николая Ростова. Причина такого поведения в том, что дальняя родственница Ростовых Соня, давно влюблённая в Николая, отказалась стать женой Долохова. Герой не в состоянии быть благородным и простить Ростову того, что тот оказался счастливее.
В романе мы также находим историю взаимоотношений двух стран – России и Франции. Переходя от дружбы (хоть и дружбы «со сжатыми кулаками») к вражде, вступая периодически в открытые столкновения, отношения эти закончились, как известно, знаменитой войной 1812 года. Автор подчёркивает, что, хотя событие это было следствием задуманного где-то свыше хода истории, а Наполеон и Александр I – лишь марионетки в руках высших сил, он всё же показывает, как эгоизм и тщеславие Наполеона вносят свою лепту в разжигание огня войны. Бонапарт постоянно разыгрывает роль великого императора, повелевающего миром. Поле сражение для него – шахматная доска, а он знаменитый гроссмейстер. Но Толстой всем ходом романа развенчивает теорию «великих людей в истории». Он пользуется приёмом сатирического гротеска при изображении Наполеона: император переполнен самолюбованием, его помыслы преступны, а патриотизм отдаёт фальшью (вспомним эпизоды с Лаврушкой, где Бонапарт вначале «играет» с пленным, а потом признаётся ему, преисполненный гордостью, что он и есть Наполеон, сцену с портретом сына, утренние сборы перед Бородинским сражением и пр.).
перед нами также история войны, но войны гражданской. События этого времени ставят перед главным героем произведения – казаком Григорием Мелеховым – новые вопросы. Он мечется между двух враждующих сторон: красными и белыми. Но не видит правды ни там, ни там. Обе стороны жаждут мести: красные – за многовековые притеснения бедняков господами; белые, отстаивая свои привилегии, которыми они считали себя наделёнными по праву рождения. Григорий сам участвует в казни пленных матросов, рубит безоружных людей. Придя в себя, герой кричит о том, что нет ему прощения и просит окружающих зарубить его. Уже позже он признаётся матери, что война сделала его жестоким, что он перестал жалеть даже детей.
Главная боль гражданской войны – это то, что это война братоубийственная. Вчерашние родственники, даже родные братья, добрые соседи, друзья в одночасье оказались по разные стороны. Старое казачество распадается. На примере казаков хутора Татарского Шолохов показывает, как каждый становится сам за себя. Михаил Кошевой, приняв сторону большевиков, казнит Мирона Коршунова – хуторского богатея; также он расправляется с Петром Мелеховым – старшим братом Григория. Но сын Коршунова, Митька, не остаётся в долгу и убивает мать Кошевого. Последний, узнав о смерти матери, поджигает несколько домов хутора, не разбирая ни вчерашних соседей, ни друзей.
рассказывается о взаимоотношениях трёх девочек: Ляли Ивашовой, Маши Завьяловой и Дуси. Ляля – красавица, Маша – умница и талантлива, «как Леонардо да Винчи», а Дуся, как она сама говорит о себе, просто их подруга. Именно Дусино отношение к девочкам показывает нам, какой должна быть настоящая дружба. Чувство зависти она называет «изнуряющим чувством», поэтому испытывать его совсем не хочет. Девочка искренне гордится красотой Ляли и талантами Маши, а потому потихоньку собирает сочинённые и записанные на обрывках бумаги Машины стихи и ставит на них даты. Дуся уверена, что Маша обязательно или изобретёт что-то удивительное, или напишет произведение, равного которому ещё не видели. Для неё Маша и Ляля как будто второе «я», а вместе они неделимое целое. Поэтому, когда отца Ляли Ивашовой во время Великой Отечественной войны отправили руководить строительством большого завода, Дуся, её мама Тамара Степановна и Маша отправились вместе с ними. И хотя Тамара Степановна просит дочь не жить чужой жизнью не сиять отражённым светом, она тут же поправляет себя: «Смотря чьим светом!»