Проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию. Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании детей

«Скажи – и я забуду.

Покажи – и я запомню.

Вовлеки – и я научусь»

(Китайская пословица)

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства.

Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося. Дополнительное образование создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Говоря о патриотическом воспитании, мы понимаем взаимодействие взрослого (педагогов и родителей) и ребенка, в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Подчеркивая социально важные качества: доброту, уважение, желание и умение помочь другу, заботу о других. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся. Современный образовательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность.

Участие в проектной деятельности способствует самореализации учащихся, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.

Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учащихся в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.

Реализация проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского - projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое - «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых - совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых - это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) , а также его учеником В. Х. Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно в 1931 году метод проектов был осужден. С тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Проектная деятельность учащихся - совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проект или исследование с точки зрения учащегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект или исследование с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у детей, а именно учить:

    проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

    целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

    самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

    представление результатов своей деятельности и хода работы;

    презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

    поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

    практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

    выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

    проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Выделяют проекты следующих типов:

Исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

Творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

Информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

Практико-ориентированные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, зимнего сада школы, экологического щита, справочный материал, словарь, дизайн дома, квартиры, пр.).

В чем заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

    Открывается возможность формирования жизненного опыта.

    Стимулируется творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

    Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

    Ведет учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.

Этапы работы над проектом

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

    актуальность и важность данной проблемы;

    анализ разнообразной информации;

    программа действий;

    разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы)

    представляют проект

    оформляют портфолио

    готовят стендовую защиту

    разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта (применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Первые проекты могут быть индивидуальными и небольшими по объему.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. А именно: Темы детских работ выбираются интересные и значимые. Например:

    Моя семья;

    Все профессии нужны, все профессии важны;

    Моя родословная;

    Наш семейный альбом;

    Традиции моей семьи;

    Школа будущего;

    Мой родной город;

    Путешествия по России.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития, быть близкой пониманию. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Презентацию результатов проектирования или исследования целесообразно проводить на ярмарках идей, конкурсах детских конференциях.

Такая работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.

Так, поэтапно начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.

От проекта к проекту возрастает качество представляемого материала, формы его подачи. Наблюдается сплочение коллектива не только учеников, но и родителей, что способствует тесному взаимодействию семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. А когда есть взаимопонимание, когда работа проводится не формально, а от души и от сердца, непременно будет и положительный результат.

Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся.

Патриотическая работа с использованием проектной деятельности дает положительные результаты:

    знания по истории и культуре родного края, истории школы;

    ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края;

    реализация интересов учащихся, их творческих способностей;

    опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

    формирование духовного мира личности учащихся;

    опыт социальных отношений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Список литературы

    «Военно-патриотическое воспитание в школе» М.В. Видякин, Н.А.Касаткина, И.О. Усатова и др. Волгоград: Учитель 2006 г.

    Бузский, М. П.Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев; Волгоград: ВолГУ 2008.

    Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию /Ю. Гладкова// Ребенок в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 11-–14.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)

    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк и др. М.: «Просвещение» , 2009г.

    Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000

    Опыт патриотического воспитания Т. Тикаева. Волгоград.Учитель 2008г.

    «Патриотическое воспитание» И. Пашкович. Волгоград: Учитель 2006г.

    Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.

    Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (сост., ред. Семенова Г.С.) Издательство: Школьная Пресса 2008 г.

    Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара 2007 г.

    Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ / Л.Л. Тимофеева// Управление ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 22–28.

    Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу/ Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. – 2009. – № 1. – С. 83–85.

    Уроки служения Отечеству. А.Н. Вырщиков. М.: Глобус 2008г.

    «Я – гражданин России!» О. Жиренко, Е. Лапина М.: ВАКО 2008г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Адамовская средняя общеобразовательная школа №1

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ЭШЕЛОН ПАМЯТИ»,

посвященный 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Выполнили проект: учащиеся шестого

кадетского класса АСОШ№1

Руководитель: Задойная Л.А.

Адамовка

2013-2015 год

Одна война, одна судьба, одна строка…

Все вместе – память…

Актуальность проекта:

На крутых перевалах истории России наш народ преодолел немало исторических и трагических испытаний. В их ряду страшная по жестокости, по количеству жертв и масштабу разрушений Великая Отечественная война 1041-1945 годов, ставшая переломным этапом в судьбе всего человечества.

Исход этой войны, освобождение от фашизма не только нашей страны, но и мира, решили единство народа и святая вера в Победу. Все впитала в себя Великая Победа: мужество и самоотречение, стойкость и страдание, горе и слезы, достойный вклад опорного края державы. Навсегда, на все времена она стала нетленным достоянием России, неиссякаемой объединяющей силой для людей разных поколений, национальностей и убеждений, для государства и гражданского общества.

Когда человек обращается к своим истокам - его помыслы и дела становятся чище и добрее. В патриотическом, нравственном примере особо нуждается подрастающее поколение, которому принадлежит будущее России. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Мы приглашаем всех, для кого Победа 1945 года - национальная святыня нашего народа, участвовать в проекте "Эшелон памяти"- посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сохранение памяти о прошлом и рассказ, о событиях Великой Отечественной войны является одной из главных задач нашего поколения.

Кадеты не только будут непосредственными участниками реализации проекта, но и доносить информацию до своих сверстников, воспитанников детского сада. Активно вовлекать их в изучение исторических событий.

Материалы, подготовленные и оформленные в ходе реализации проекта, планируем передать в создавшийся школьный музей. А также порекомендуем использовать на классных часах. Творческие работы в виде рисунков, плакатов, макетов помогут сохранить нашу историю.

Проблема проекта: Все меньше и меньше остается свидетелей той Великой войны. В наши дни существуют различные интерпретации Великой Отечественной войны, осквернение памятников и монументов и даже простое человеческое равнодушие к прошлому. Это мешает правильно воспринимать историю мировую и истории России.

Цель: приобщится к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Донести изученное до подрастающего поколения

Задачи:

Продолжить формировать интерес к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;

Доносить информацию о ветеранах фронта и тружениках тыла, проявлять заботу о том, чтобы как можно больше людей имело возможность видеть и слышать представителей поколения, переживших Великую Отечественную войну;

Активно участвовать в массовых патриотических акциях и мероприятиях, посвященных дням воинской славы и памятным дням России;

Научиться самостоятельному поиску необходимой информации с целью развития исследовательских навыков и аналитического мышления;

Научиться анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей;

Развить чувство ответственности за порученное дело.

Целевая аудитория

Учащиеся школы 5"А",5"Б",5"В", 6"А", 6"Б", 8"Б", 4"А", 3"Б

Педагоги школы

Родители учащихся

Ветераны Великой Отечественной войны и труженники тыла

Сотрудники музеев

Воспитанники детского сада

Учащиеся Джарлинской школы 8 класс

Учащиеся Аниховской школы 7класс

Учащиеся Комсомольской школы 7-8 классы

Совет ветеранов

Районная детская библиотека

Детская школа искусств

Управление реализацией проекта

Руководитель проекта:

Задойная Лариса Александровна - классный руководитель

Исполнители:

Учащиеся шестого кадетского класса

Ресурсное обеспечение

Временное обеспечение:

Проект реализуется с 02.09.2013 по 25.05.2015 г.

Материально-техническое обеспечение:

Реализация проекта осуществляется совместно учащимися МБОУ Адамовская СОШ№1с использованием мультимедийных средств, музеев, районной детской библиотеки, детской школы искусств, ЦРТДЮ, совет Ветеранов

Виды ресурсов

Информационные ресурсы: личные архивы, архив школьного музея, музеев п Адамовка и Адамовского района, г.Ясный. Информация, полученная участниками проекта ходе исследования и бесед, Интернет - ресурсы

Человеческие ресурсы: Советветеранов, педагоги и учащиеся школы, выпускники школы, ДШИ, ДРБ, работники районного военного комиссариата, жители поселка, родители.

Материально – технические ресурсы: медиапроектор, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office , Microsoft Office PowerPoint , цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы, музыкальный инструмент (гитара), музыкальный центр, автобус

Этапы проекта

1 этап – подготовительный 02.09.2013 - 30.09.2013г

Осознания актуальности проблемы.

Создание творческой группы.

Работа творческой группы над созданием проекта «Эшелон памяти".

Работа творческих групп по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся.

Проведение мероприятий реализации проекта.

Презентация лучших исследовательских работ на ученической конференции.

Информирование общественности об итогах реализации проекта в СМИ.

Размещение лучших материалов в экспозиции школьного музея.

3 этап – итогово – аналитический (май 2015 год.)

Рефлексия.

Обобщение работы по реализации проекта.

Анализ деятельности всех участников проекта.

Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

Партнеры проекта

Партнерами в реализации проекта являются Совет ветеранов, ДШИ, ЦРТДЮ, родители, руководители образовательных образований.

География проекта

Проект реализуется на территории поселка Адамовка и Адамовского района.

Риски проекта

Цели проекта могут быть частично недостигнуты под влиянием следующих рисков:

Программа мониторинга проекта

объект мониторинга

Критерии

Показатели,

Методики изучения

Деятельность учащихся

Степень активности учащихся в рамках реализации проекта

Количество учащихся, задействованных в проекте;

Количество собранного материала

Наблюдение

Статистические данные

Статистические данные

учащихся

Исследовательские работы учащихся

Качество выполнения исследовательских работ

Мониторинг участия работ в конкурсном движении;

Интерес учащихся к работам

Статистические данные;

Портфолио учащихся;

Анкетирование учащихся;

Наблюдение

Анализ представленных материалов

Взаимодействие с социумом

Включенность в проект

Охват участников

Привлечение родителей к созданию работы

Статистические данные

Статистические данные

Ожидаемыйрезультат

Главными итогами реализации проекта должно стать: неформальное общение школьников с ветеранами Великой Отечественной войны, расширение знаний об исторических событиях.

Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

В реализации данного проекта будут задействованы кадеты, учащиеся 5-6 классов МБОУ Адамовская СОШ№1, родители, воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ Адамовского района, музеи, районная детская библиотека. Мы хотим, чтобы учащиеся района после проведенных совместных мероприятий сами стали в дальнейшем информационными носителями. Реализация проекта «Эшелон памяти» будет способствовать воспитанию чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; вовлечет учащихся в изучение исторических событий того времени. Пополнит создающейся школьный музей новыми экспонатами, экспозициями, исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвященными 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Бюджет проекта

Мероприятие

Виды расходов

Проведение литературно-музыкальных композиций, встреч с ветеранами

2. Цветы для ветеранов

270 рублей

600 рублей

Создание информационного архива по итогам реализации проекта на магнитных носителях

Приобретение магнитных дисков

100 рублей

Поездка вг.Ясный, п.Комсомольский, п.Аниховка, п. Джарлинка

Заправка школьного автобуса

3000 рублей

3870рублей

Поиск спонсоров.
Обратились к руководству ДРСУ за помощью. Предприятие выделило бензин для заправки автобуса. Остальные деньги, потраченные на проект были заработаны самостоятельно во время проведения школьной ярмарки.

Реализация мероприятий проекта позволит:

    Сформирует уважительное отношение к старшему поколению, их судьбе, таланту любить Родину, жить, трудится, и побеждать на благо великой России!

Оценка реализации проекта

Социальная оценка проекта может быть дана:

    Ветеранами Великой Отечественной войны и педагогического труда

    Семьями учащихся

    Учащимися

    Педагогическим сообществом

    Другими представителями общественности

План

реализации проекта «Эшелон памяти»,

посвященного 70- летию Победы в Великой Отечественной войне

2013-2014 учебный год

Название мероприятия

Исполнители

Сентябрь

Октябрь 2013

Акция «Тепло и радость в Ваш дом» - поздравление с Днем пожилого человека ветеранов ВОВ и тружеников тыла (Кулаева М А., Мукатаева М.,Наседкину А.И.)

Урок мужества: «М.Шеменев» экскурсия в музей.

«Россия Родина моя» с приглашением ВОВ

Кулаева М.А.

Кадетский класс

Работники музея

Учащиеся кадетского класса

Ноябрь 2013

«Москва за нами!»

Круглый стол: «Каким, по – вашему мнению, должен быть кадет»

Работник отдела пограничной комендатуры п.Адамовка Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области, работник военного комиссариата п. Адамовка Оренбургской области, кадеты, классный руководитель

Декабрь 2013

Трудовой десант: «Поможем ветерану». Оказание помощи ВОВ Кулаеву М.А., ветерану труда Кочетову Б.А.

Экскурсия на призывной пункт.

Учащиеся кадетского класса, Исенгулов Е.Т., Князькин С.,

Егоров В., Рахматулин М.Х., работники библиотеки

Учащиеся кадетского класса

работник военного комиссариата п. Адамовка Оренбургской области

Январь 2014

Трудовой десант: «Поможем ветерану».

«Незабываемые страницы блокадного Ленинграда» с приглашением работников детской библиотеки, ветерана ВОВ Мукатаева М.

«Музыкальные произведения о войне»

Конкурс рисунков, посвященный 70 летию снятия блокады Ленинграда

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, Коваленко З.А., классный руководитель

Детская школа искусств

Учащиеся кадетского класса, работник детской библиотеки

Февраль 2014

«Они сражались за Родину» литературно – музыкальная композиция посвященная героям – антифашистам.

«Сталинградская битва» встреча с ветераном ВОВ Зайцевым.

Литературно – музыкальная композиция «Афганистан в моей душе»

Спортивные соревнования «Встреча трех поколений» в рамках

Трудовой десант «Поможем ветерану»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, работники детской библиотеки, педагоги ЦРТДЮ

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, родители, представитель погранкомендатуры.

Учащиеся кадетского класса

«Я родом из Адамовки» (круглый стол с элементами викторины о знании истории нашего края с приглашением первоцелинников и ветеранов труда и ВОВ)

Экскурсия по улицам М.Шеменева и И.Ищанова.

Кадетский класс, классный руководитель, работники музея.

Экскурсоводы ЦРТДЮ, классный руководитель

Апрель 2014

«Огненная дуга», посвященный сражению на Курской дуге.

Кадетские корпуса России

Встреча с ветеранами «Мы хотим быть похожими на вас»

Акция «Обелиск»

Кадетский класс, классный руководитель

Работник районного военного комиссариата, классный руководитель, кадеты.

Классный руководитель, учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Акция «Обелиск», «Дари добро». Поздравление ветеранов ВОВ, тружеников тыла с Днем Победы.

«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» приглашенные ветераны ВОВ.

Задание на лето. Сбор информации, фотографий для оформления стенда в классе, создания электронной презентации к мероприятию «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, родители

Июнь 2014 года

6 июня 1945– дата учреждения медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

22 июня – День воинской славы России. День памяти и скорби – начало Великой Отечественной войны (1941–1945)

Литературно – музыкальная композиция: «Мы ничего не знаем о войне» для воспитанников детского сада №5

Акция «Мы помним!»

Выступление кадетов перед детьми посещающих лагерь дневного пребывания МБОУ АСОШ№1

Кадеты, классный руководитель, родители, организаторы митинга

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Сентябрь 2014 года

9 сентября - Международный день памяти жертв фашизма. Встреча с ветеранами труда и детьми войны: «Ты помнишь страна».

Запуск проекта «Славим подвиг и мужество» - информация о героях войны. Учащиеся на каждом классном часе делают сообщения.

Акция «Тепло и радость в Ваш дом»

Трудовой десант «Чистый двор у ветерана»

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Октябрь 2014 года

Героя Советского Союза» «Подвиг, что это такое?» Круглый стол (встреча ветеранов ВОВ, локальных войск, призывной молодежи)

Акция «Живи, ветеран!»

Литературно – музыкальная гостиная «Сказания о Музыке и Войне» (история войны в песнях)

Литературно-музыкальная композиция:" Они были молодыми»

Учащиеся кадетского класса, совет ветеранов, работник военного комиссариата

ДШИ, кадеты

Ноябрь 2014 года

Запуск проекта « Помню и горжусь» (в рамках школы выступить с инициативой выпуска сборника стихов и рисунков) работу завершить к апрелю 2015 года.

Экскурсия: «Памятники п.Адамовка»

«Они писали о войне»

Акция «Мы помним!»

Литературно-музыкальная композиция: " От героев былых времен»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, администрация школы

Учащиеся кадетского класса, экскурсоводы ЦРТДЮ

Детская библиотека, учащиеся кадетского класса

Декабрь 2014 года

1 декабря – День рождения Георгия Константиновича Жукова (1896–1974), Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза

«Если б не было войны…» литературно – музыкальная композиция

Учащиеся кадетского класса, детская библиотека

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, военный комиссариат, погранкомендатура

Январь 2015 года

«Отрывной календарь Победы»

«Они прикрыли мир собой» литературно – музыкальная композиция посвященная снятию блокады Ленинграда

Акция: «Поможем ветерану»

«Виват, таланты» работы по техническому творчеству

Коллегия по печати и информации

Учащиеся кадетского класса,

ветераны, ДШИ, детская библиотека

Учащиеся кадетского класса

Учитель технологии, учащиеся кадетского класса, ЦРТДЮ

Февраль 2015 года

«200 дней и ночей Сталинграда»

Работа над оформлением стенда «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

«Открытка ветерану»

«Аты баты шли солдаты» военно-спортивные соревнования

Учащиеся кадетского класса, дети военных лет

Учащиеся кадетского класса, работник райвоенкомата, ветеран

Родитель, учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, учитель ИЗО

Учащиеся кадетского класса, зам по ГПВ

Март 2015 года

Литературно-исторические композиции «Живая память»

«Солдатский подвиг»

Учащиеся кадетского класса, сотрудники музея

Работники детской библиотеки, ветеран ВОВ

Апрель 2015 года

«Это нужно не мертвым, это нужно живым» об узниках фашистских концлагерей

«Равнение на Победу» круглый стол

Брейн-ринг, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

« Помню и горжусь» рукописная книга учащихся МБОУ АСОШ№1

Акция «Мы помним!»

Трудовой десант «Чистый двор у ветерана»

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Ветераны ВОВ, учащиеся, родители, силовые структуры

Учащиеся кадетского класса, учащиеся 5-6 классов

Учащиеся школы, администрация

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Май 2015 года

Выпуск электронной версии стенда «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой»

Завершение проекта «»Славим подвиг и мужество»

Акция «тепло и радость в Ваш дом», «открытка ветерану»

Выступление кадетского класса с песнями о войне на вечере встрече с ветеранами

«Парад Победы»

Родители, учащиеся кадетского класса, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса

Учащиеся кадетского класса, учитель музыки, классный руководитель

Учащиеся кадетского класса, классный руководитель, воспитатель

Велик Бог русский! Мы пойдём с ним по стезям древней славы!

А. В. Суворов

Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, родная вера и родной язык каждого народа России – это духовно-нравственная основа воспитания подрастающего поколения. Этими тонкими, незримыми энергиями питается и возрастает наше многонациональное Древо. Как сохранить это богатство для будущего? Что для этого необходимо делать? Каждый из нас, будучи родителем и педагогом, гражданином своей страны решает самостоятельно. Для нас – педагогов, это важный вопрос, так как мы воспитываем человека будущего. Человек будущего, живущий в нашей стране – патриот, гражданин, знающий и уважающий историю своей страны, всё богатство наследия родной культуры, литературы. А это всё надо воспитывать с юных лет, прививать понимание ответственности за то, какой ценой совершены подвиги наших предков, хранить как «зеницу ока» то, что передано нам, и преумножить духовные богатства, чтобы, действительно, «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Потому, что будущее уже стучится в дверь, вопрошая у каждого: «А что ты сделал? Привил ли подрастающему поколению любовь и уважение к труду, любовь и уважение к старшему поколению, любовь и уважение к Отечеству, трепетное отношение к памятникам духовной и материальной культуры своей малой и большой Родины?»

Дополнительное образование, также как и семья (а семья в большей степени), даёт огромные возможности в воспитании юного человека – патриота и гражданина своей страны.

Я как педагог, как человек, осознаю свою роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. У меня возникла потребность в реализации таких проектов, которые были бы направлены на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Именно с этой целью в своей педагогической деятельности я реализую следующие проекты: «Родной язык», «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны». В реализации этих нужных проектов участвуют учащиеся, педагоги ЦВР «Галактика», учащиеся СОШ Дзержинского района и СОШ города Новосибирска, молодёжные и другие общественные организации. И самое главное, проекты рассчитаны на то, чтобы в них активное участие принимала вся семья ребёнка. Через ребёнка происходит, в какой-то степени, воспитательное воздействие и на родителей. Если у ребёнка нет примера перед глазами для возрастания, то педагог может «смягчить» ситуацию, не перевоспитать, но дать положительный пример своими устремлениями и, главное, делами. Таковыми и являются актуальные на все времена проекты: «Родное слово» и «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны».

И.С.Тургенев писал: «Во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора о, могучий Русский язык...». Действительно, наш родной язык – наша опора, каждое слово которого наполнено духовными образами. Что мы сейчас наблюдаем? Подрастающее поколение захлестнул поток искажений в речевом общении: жаргонизмы, англо – американизация языка. «Просторечно» – примитивное общение становится нормой не только в школе, но и в семье: «клёво», «прикольно» вместо «прекрасно» и «замечательно». Большинство детей не читает. Не потому что не хочет, а потому, что детям не привили любовь к чтению с детства. И ребёнок в этом не виноват. Все выдающиеся педагоги: Макаренко, Сухомлинский и другие прививали любовь к литературе, к чтению. Потому что прекрасно понимали, какое значение имеет классическая русская, советская литература, на самых прекрасных образцах которой воспитано не одно поколение.

«Спасибо, моя родная Земля, мой отчий дом,

За всё, что в жизни знаю,

Что в сердце ношу своём», – так писал Александр Трифонович Твардовский.

Для меня проект «Родное слово» не просто ряд мероприятий, посвящённых русским поэтам и писателям. Это жизнь, которую я наполняю смыслом, рассказывая детям то, что сама знаю о выдающихся людях литературы и их произведениях, об их стремлениях, об их времени, в котором они жили и творили, об их любви к родному Отечеству. Каждый литературно – музыкальный вечер это осознанные и осмысленные шаги – мои, детей, педагогов, родителей, всех нас в сохранении нашего наследия, наследия славянского народа. Нашей духовной жизни.

Как говорят: «И капля камень точит», – так и проект «Родное слово» по капелькам, малыми шагами, доносит крупицы драгоценного нашего прошлого, а без него нет у России и любого другого народа будущего.

Как не откликнется душа взрослого и ребёнка на пронзительные слова поэта Николая Рубцова:

Моя Родина милая,

Свет вечерний погас.

Плачет речка унылая

В этот сумрачный час…

Проект «Родное слово» проводится в течение всего учебного года (с 2012 г.). Так, например, мы ежегодно участвуем в Городской литературно-музыкальной программе «Марине Ивановне Цветаевой посвящается…» в рамках Всероссийского поэтического фестиваля «Цветаевский костёр».

В нашем Центре внешкольной работы «Галактика» были проведены литературно-музыкальные вечера, посвящённые творчеству С.А. Есенина, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, Ю.В. Друниной, К.М. Симонова, В.С. Высоцкого, поэтам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, Дню Славянской письменности и культуры. С большим успехом прошли встречи с новосибирским поэтом и писателем Валентиной Жбановой.

На этих творческих мероприятиях дети могут выразить себя: прочитать стихи, выступить с песней, приготовить свой рассказ даже просто из зрительного зала, может быть не профессионально, но так дети приобщаются к родному языку, к родной литературе, учатся говорить, общаться на красивом литературном русском языке, открывая нравственные вершины в своём сердце. Педагоги нашего Центра помогают жить этому проекту, участвуют сами и приобщают детей, засевая благодатные семена в души детей, и они обязательно прорастут в будущем добрыми мыслями, поступками, делами.

«Мы ничего не должны растерять из нашего великого наследия», – призывал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Детское сердце чутко чувствует правду, истину и её не надо приукрашать. Истина рядом – это наш родной язык, в нём наша сила, правда, вера и любовь к родному Отечеству всех предыдущих поколений.

Другой проект посвящён сибирякам – воинам Великой Отечественной войны. Открытый дистанционный конкурс «Сибирь и сибиряки в годы Великой Отечественной войны» проводится с 2014 года. Он раскрывает героическое наследие Сибири и сибиряков в годы войны. Проект направлен на сохранение общечеловеческих ценностей, исторической памяти, на изучение и сохранение истории Отечества, родного края, родной семьи. Дети совместно с родителями, педагогами, участвуя в этом и других подобных проектах, поддерживают огонь памяти, сохраняют для будущих поколений духовный подвиг народа.

У новосибирского поэта Ивана Краснова есть такие строки:

В Сибири не было войны,

Но бесконечны павших списки.

В Сибири не было войны,

Но в каждом парке обелиски.

В Сибири не было войны,

Но славилась Сибирь полками.

И лучших воинов страны

С тех пор зовут сибиряками.

Известен всем нам Мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 годов», сооружённый по проекту Александра Сергеевича Чернобровцева. Площадь Скорби и Печали со скульптурой Скорбящей матери и чашей с Вечным огнём, зажжённым от металлургической печи завода им. В. П. Чкалова, работавшей все военные годы. На пилонах этого ансамбля более 30266 фамилий только новосибирцев, погибших в годы войны, а в райцентрах и сёлах области есть памятники с именами своих героев.

«Нынешние годы – это конечно, не история, а бушующая, противоречивая современность… Мы, ныне живущие новосибирцы, являемся и заложниками, и творцами его истории и его будущего», – так метко написал новосибирский писатель Анатолий Никульков. И с ним нельзя не согласиться.

Приведу строки из работы учащегося 7 «Б» класса СОШ № 18 Александра Коржова: «Самое страшное память старается отбросить, иначе – как жить. В памяти остаются события, и они самые яркие, когда ты должен был погибнуть, но остался жить. И это кажется чудом. Но миллионы, отдавших свои жизни за детей, внуков, остались лежать на полях сражений. Память о них священна, никогда о них нельзя забывать! …В нашей стране совсем недавно появилась прекрасная традиция: 9 мая люди идут на Парад Победы, держа в руках портреты родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. На снимках не только погибшие на фронте, вернувшиеся с той войны, но и те, кто трудился в колхозах, выращивая хлеб, овощи, и те, кто стоял у станков…Бессмертный Полк – дань памяти всем, кто победил. …Как когда-то небесное войско помогло победить Александру Невскому иноземное войско, так сейчас Бессмертный Полк, сплачивает людей. Глядя на лица солдат, мы ещё больше утверждаемся в мысли, что наш народ мужественный, стойкий, целеустремлённый и непобедимый, как сказал Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!»

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс, в котором взаимодействуют все: педагоги, учащиеся, родители (семья). И направлен он на формирование гармоничной личности. На воспитание и развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения этой личности духовно-нравственных и базовых национальных ценностей, а именно отношение людей друг к другу, к семье и Отечеству.

В поступках и в деятельности проявляется весь человек. Каждый педагог обязан «сеять семена разумного, доброго, вечного», чтобы со временем наше любимое Отечество собрало добрые плоды в наших воспитанниках – мудрых и справедливых, способных на великие дела, способных любить Родину не по приказу, а по высокому велению своего сердца. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов произнёс такие слова: «Кто любит своё Отечество, тот подаёт лучший пример любви к человечеству».

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников

Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач - исследование. Проектная деятельность предполагает выполнение учащимися исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе проектной деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. (Белых, С. Л. 2001)

Целью организации проектной работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

Основные задачи проектной работы:

    развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

    формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

    выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

    развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;

    развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

    развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

    формирование чувства ответственности за порученное дело;

    воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы.

Кроме того, проектная деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе. В процессе занятий (над проектом, исследованием) формируются такие качества, как организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности, дисциплинированность, самоконтроль и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации творческого потенциала, самораскрытия и самореализации. В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов,

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов,

4 уровень – творческий, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Успешная проектная деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной школе. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательских навыков, в процессе которого необходимо сочетать соответствующие методы и приёмы урочной, внеурочной и внеклассной работы. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных Т.Д. Файн:

мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

специальные исследовательские умения и навыки.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения и воспитания в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Работая с младшими школьниками, руководствуются тремя принципами организации исследовательской деятельности:

    принцип доступности;

    принцип поуровневости;

    принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика. Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей и самих учеников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

При развитии проектной деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа для ученика должна иметь следующие результаты:

    Умение работать с информацией.

    Опыт целеполагания.

    Опыт планирования.

    Расширение кругозора.

    Развитие мышления.

    Развитие эмоциональной сферы.

    Опыт публичного выступления.

Исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Рекомендуется заниматься учебно-исследовательской деятельностью с учениками 2-х классов. С второклассниками и третьеклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования проводятся на уроках природоведения, истории, литературы и др. А протяжённые во времени – в течение учебного года.

Проектная деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

    постановка проблемы, формулирование темы;

    целеполагание, выдвижение гипотез;

    ознакомление с литературой по данной проблематике;

    овладение методами исследования;

    сбор собственного материала, его анализ;

    обобщение, выводы;

    защита работы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

    игры;

    работа в библиотеке с каталогами;

    интеллектуальные головоломки;

    практические занятия;

    работа в компьютерном классе;

    дискуссии;

    беседы.

Цель проетной работы: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи исследовательской работы:

    Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

    Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

    Обучить основам оформления работ.

    Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

    Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Проектная деятельность является мощным средством формирования патриотизма младших школьников.

Цель проектной работы по формированию патриотизма младших школьников: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих
задач :

    Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.

    Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.

    Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными подвигами своих предков – воспитание уважения к истории, сохранение и приумножение традиций.

Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, через учебный и воспитательный процесс.

Семья для младшего школьника неоспоримая ценность. Изучение истории своей семьи, составление родословных таблиц под руководством педагога, позволяет не только формировать информационную компетенцию, но, как правило, и благотворно влияет на семейный микроклимат. А возможность продемонстрировать результат во время праздника создаёт ситуацию успеха и социального признания результатов труда. Формирование чувства сопричастности к истории, следуя от частного к общему: от любви к своей семье, от физической привязанности к месту своего рождения, месту жительства до любви к Родине.

Огромная роль в проектной работе по формированию патриотизма отводится работе классного руководителя.
Каждый педагог, став классным руководителем нового для него детского коллектива, хочет, чтобы в школе ученикам было радостно и комфортно, а воспитание переросло в самовоспитание. Но как научить любить Родину, быть милосердным и трудолюбивым? Как воспитать чувство ответственности, долга, патриотизма?
Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию .
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология
исследовательской и проектной деятельности . Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.

В школе в проектно-исследовательскую деятельность могут быть активно включены дети, начиная с первого класса.

Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения.

Если проект – это желание как-то оформить накопленные знания и опыт, то исследовательская работа появляется в результате поиска новых знаний, неизвестного. Но тем не менее одно понятие не исключает другого.

Под проектом (исследованием) понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной (исследовательской) деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

    Направлены на достижение конкретных целей;

    Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

    Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;

    В определенной степени неповторимы и уникальны.

Участие в исследовательской проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Исследовательская проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Исследовательская проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Исследовательская проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Исследовательская проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
В содержании исследовательской проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Реализация исследовательской проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Выделяют проекты следующих типов:

    исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);

    творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);

    информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);

    практико-ориентиоованные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.).

Организация исследовательской проектной деятельности

I Этап – проектировочный:

Определение темы исследования-проекта;

Определение названия исследования-проекта;

Формулировка дидактических целей и задач исследования- проекта;

Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;

Обсуждение возможных источников информации;

II Этап – практический:

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;

Подготовка презентации по отчету о проделанной работе;

III Этап – заключительный:

Защита и оппонирование полученных результатов;

Оценка работы каждого участника группы;

Оценка работу группы;

Рефлексия.

При распределении ролей в исследовательских проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Технология исследовательской проектной деятельности может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Для классного руководителя и учителя, ключом к воспитанию патриота и социальноуспешной личности является деятельностный подход и технология исследовательской деятельности на межклассном уровне, соблюдая преемственность в обучении и воспитании. В основе педагогической работы лежат принципы уважения к личности ученика, вера в его творческие силы.
Каждое направление патриотического воспитания реализуется через систему учебно-воспитательных мероприятий: нетрадиционные уроки, тематические классные часы и родительские собрания, личные беседы, встречи с интересными людьми, конкурсы рисунков и плакатов, линейки, поездки и экскурсии, научно-исследовательские работы учащихся. Тесная связь поддерживается с музеями, библиотеками, общественными организациями.
В школьной практике хорошо работает методический прием шефских связей, когда сотрудничают классы старшей, средней и начальной ступени, когда передаются знания и воспитание идет по принципу преемственности поколений. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка: совместное определение темы и названия исследовательского проекта, обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков, источников информации.

Результатом работы над проектом-исследованием может быть проведение совместного мероприятия; представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности; передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др. Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению исследовательского проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого укрепляются шефские связи, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании учащихся.

Формы работы с учащимися разнообразны. В ходе занятий ученики не просто слушатели, они активные участники. Большую помощь в работе с младшими школьниками оказывают учащиеся среднего и старшего звена и родители: они руководят работой творческих групп, помогают делать презентации.

Проведенные мероприятия направлены на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, в том числе и патриотического воспитания школьников. Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся. Одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученики сопоставляют разноплановую информацию, должны следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать.

Патриотическая работа с использованием исследовательской проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

знания по истории и культуре родного края, истории школы;

ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

реализация интересов и творческих способностей учащихся;

опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

формирование духовного мира личности учащихся;

опыт социальных отношений.

Исследовательская работа формирует умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений. В процессе исследовательской работы решаются следующие задачи. 1.Формирование специальных исследовательских умений и навыков; 2.Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации; 3. Формирование знаний о структуре, содержании, этапах исследовательской работы и её методах; 4. Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности; 5.Овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, контролю и самооценке; 6.Формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений; 7.Формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием исследовательской деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

МДОУ д/с №23 «Радость» городской округ Серпухов.

«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне »

Практико-значимый проект

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельностьо Великой Отечественной войне»

Введение

Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. В дошкольном учреждении необходимо создавать условия для воспитания патриотов, приобщая детей к культуре своего народа, знакомя с историей жизни наших предков, развивая духовность, воспитывая любовь ребенка к семейному очагу.

Приобщение детей к культуре своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный патриотизм прививается ребенку с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Знакомясь с окружающим миром, дошкольник постепенно впитывает ценности своей нации, культуры семьи, близких людей, которые определяют образ его мыслей и поведение. Благодаря осмыслению этих ценностей ребенок приобретает черты ментальной группы людей, к которой принадлежит по образу и социокультурному окружению, родословной и т. д. Постижение общечеловеческих ценностей и смыслов открывает перед ребенком смысл его собственной жизни, назначение в обществе и в своей семье.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Патриотическое воспитание не исчерпывается содержанием отечественной культуры, развить интерес и чувство гордости за соотечественников доверено нам в доступной для дошкольников форме.
Постановка целей и задач исследования.

Цель исследования: изучение возможностей проектного метода в формировании нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи исследования:
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме исследования
Рассмотреть особенности воспитания нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Разработать проект «…Но разве о войне мечтают дети…»
Определить эффективность использования проектного методав воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: целенаправленная работа с применением проектного метода приведет к формированию устойчивых навыков нравственного поведения у детей дошкольного возраста

Методы исследования:
Анализ литературных источников по теме исследования
Наблюдение
Диагностическое обследование
Анализ полученных данных

Основная часть

Дошкольное детство является важнейшим периодом становления человеческой личности, поэтому гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в этом возрасте. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Большинство старших дошкольников могут ответить на вопросы, в какой стране они живут, в каком городе, кто президент России, а на вопрос о героях дети почему-то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: человек-паук, черепашки-ниндзя и прочие мутанты. Их дети видят везде: на экранах телевизоров, в журналах и детских книгах. Молодое поколение забывает русскую народную культуру, наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.

Сколько уже написано о войне…сколько сказано и спето…но тема эта неисчерпаема в России, пока хоть один человек будет о ней помнить.

22 июня 1941 года… жаркий летний день. Люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не знал, что именно в этот день, как черный ворон пронесутся над страной страшные слова: «Война!».

У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» — так называют сегодняшних ветеранов. Их воспитала война. Детство целого поколения совпало с великой трагедией народа. Детские мечты в один день разрушила война. Они навсегда стали взрослыми и обратной дороги в детство им уже никогда не найти.

С первых дней войны дети несли на своих плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль.

Для того чтобы дети могли наглядно убедиться, послушать и увидеть трудную и героическую жизнь детей во время ВОВ, мною в рамках проведения исследования был разработан проект«…Но разве о войне мечтают дети…».(приложение)

Мероприятия:
1.Подбор и изучение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и материалов военной хроники.
2.Подбор и разучивание стихов о войне и подвигах народа.
3.Прослушивание и разучивание песен военных лет.
4.Подготовка презентаций «История Георгиевской ленточки», «Парад Победы»; подготовка слайд-шоу «Серпухов в годы войны», «Награды военных лет», «Дети войны».
5.Изготовление дидактических игр.
6.Изготовление атрибутов к передвижным мини-выставкам и сбор фотоматериалов из семейных архивов. Консультации с родителями: как подготовить материал к акции «Бессмертный полк».
7.Участие в выставке фотографий «Бессмертный полк».
8.Совместное творчество с детьми: изготовление «Голубя мира», стенгазет.
9.Ознакомление родителей с консультативным материалом «Как и что можно рассказать детям о войне».

Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 28 человек.
1. На первом этапе экспериментальным методом был определен уровень знаний детей о ВОВ.
2. На втором этапе была организована работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста методом игровой деятельности.
3. На заключительном этапе дан анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования.

Продолжительность проекта: среднесрочный.

В проекте « Но разве о войне мечтают дети» я хотела показать значимость участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны. В память о тех ребятах, кто перенёс суровые годы войны, на своих детских плечах, помог стране в трудные годы, мы хотим больше узнать и рассказать другим. В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны. Жизнь наших сверстников, которым пришлось пережить трудные годы войны, может стать примером для нашего поколения. Мы думаем, что вклад детей в победу нашей страны, был очень весом. Ребятам пришлось работать на заводах, фабриках, воевать в партизанских отрядах, участвовать в боевых действиях, работать на колхозных полях, в госпиталях, подвергаться пыткам и унижениям в концлагерях. Можно сделать вывод, что в те страшные военные годы, дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:
— определение целей и задач проекта;
— изучение методической литературы;
— подборка художественных произведений;
— обогащение предметно развивающей среды.

Основной:
— теоретическая и практическая работа с детьми по плану реализации проекта;
— вызывать у детей интерес к истории страны, испытывать гордость за сверстников в годы ВОВ;
— совместная образовательная работа с детьми и родителями для решения поставленных задач.

Заключительный:
— подведение итогов, планирование дальнейшей работы по данной теме;
— анализ результатов реализации проекта;
— презентация проекта, мастер класс с родителями.

Организационные формы работы над проектом.

Работа с детьми:

Дидактические игры.
сюжетно-ролевые игры.
беседа.
презентации.
опрос.

Дидактические игры:

«Защитники нашего Отечества»; «Гости города»; «Наша страна»; «Собери флаг»; «Символы моей Родины»

Сюжетно-ролевые игры:

«Пограничники»; «Разведка».

Задачи: развивать умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссорится, исполнять роли по очереди; учить рассказывать о своих впечатлениях по окончании игры.

«Пограничники» — Цель: продол¬жатьзнако¬мить детей с воен¬ными профессиями, уточ¬нитьраспо¬ря¬док дня военнослужащих, в чем заклю-ча¬ется их служба, воспи¬ты¬вать смелость, ловкость, умение четко выпол¬нять приказы командира, расши¬ритьсловар¬ный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

«Мы – военные разведчики» — Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Работа с родителями:

Работа с родителями по созданию и пополнению музея о ВОВ
Анкетирование родителей: «Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание»?»
Консультация для родителей: « Как рассказать детям о празднике 9 мая — День Победы?»
Мастер-класс «Голубь мира»
Демонстрация презентации педагогического проекта в день открытых дверей. Обсуждение и распространение опыта педагогического проектирования с детьми старшего дошкольного возраста.

Оценка знаний детей о ВОВ на начало и конец проектной деятельности:

Считаю, что современным дошкольникам нужно больше читать, беседовать и рассказывать о Великой Отечественной войне, встречаться с ветеранами, смотреть кинофильмы и мультфильмы, никогда не забывать о том, какою ценой завоёвана победа.

Выводы:
»
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к Родине, понимание исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне.

Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о тягостях тех лет. У них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам. Дети проявляют интерес и желание получать новые знания о ВОВ. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с военной атрибутикой, художественной литературой о войне. Особое впечатление на них произвела встреча с ветеранами ВОВ. Родители активно принимали участие в реализации проекта, осознавали важность патриотического воспитания у дошкольников.

Таким образом, в результате реализации проекта «…Но разве о войне мечтают дети…» уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о ВОВ повысился, то есть гипотеза нашла свое подтверждение.

В результате исследования поставленные задачи были выполнены.

1.До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья.

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине.

2.Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья, показало, что нельзя победить Страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! Дети, быстро повзрослев, работали наравне со взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.

3.Молодые герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы.Но вот о чем все же не следует забывать: дети погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина» являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения.
Мы, современное поколение, всегда будем помнить о тех жертвах и разрушения, которые принесла Великая Отечественная война.

Практическая значимость: данная работа направлена на определение эффективности использования проектного метода в формировании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Список источников информации

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. –2007.

2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004. 3. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.

4. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.

5. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.

6. Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

7. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. –2011.

8. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: 2006.

9. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.

10. Короткова Н. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. 2003. – № 5.

11. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Педагогика, 1989.

12. Чумалова Т. “Живой” музей в дошкольном учреждении. // Дошкольное воспитание. 2010. №7 – с.32 – 39.

13. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.

14. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду. 2009. – №5 – с.26 – 32

Приложение:

Анкета для родителей

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое — ________________________________________________________________
затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

_______________________________________________________________________

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!