Игры и развлечения сабантуя. Методическое пособие содержит основные игры, конкурсы, которые мы используем в программах «По тропе Робинзона

Как сделать летние каникулы, которые дети проводят в центрах досуга, туристических или спортивных лагерях комфортными и интересными? Как развлечь детей, как познакомить между собой и помочь им освоиться в новой обстановке? Конечно же, с помощью общих отрядных дел, мероприятий, соревнований и самых разных веселых и познавательных развлечений. А потому, вожатым и организаторам детского отдыха перед началом сезона неплохо бы пополнить свою «игровую копилку».

Предлагаемые игры и конкурсы для летнего отдыха детей это подборка интересных новых и популярных старых развлечений, в основном творческого и познавательного характера, идеально подходящих для организации детского досуга летом.

1. Развивающая творческая игра "Игра в слова".

Игра подойдет детям, начиная с младшего школьного возраста. Детей выстраивают в кружок. Их руки должны соприкасаться так, чтобы правая ладошка одного ребенка лежала сверху левой ладони другого.

Игра начинается со считалочки, после которой ведущий называет ту область действительности, из которой и следует назвать слово:

Мы найдем слова везде: и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово…

Ведущий: Ищем слова на …небе!

Тут дети по кругу, в быстром темпе, должны назвать что-либо, встречающееся на небе: птица, самолет, облако, солнце. Называя слово, человек хлопает ладонью по ладони своего соседа.

Если кто-то из детей растерялся и не назвал слово или назвал, но неправильно, то он выбывает из игры. При этом ведущий снова начинает чтение считалочки, и тема меняется.

2. Творческая игра "Чудо-юдо-рыба-кит".

Объявите детям, что сейчас они будут рисовать зверя, но зверя не простого, а фантазийного. Для этого разбейте ребят на команды по три человека и выдайте каждой группе лист бумаги, сложенный втрое по принципу гармошки.

Первый участник каждой команды должен нарисовать голову любого животного - его нельзя никому называть. Ведущий должен следить еще и затем, чтобы остальные члены команды не видели, что рисует первый игрок. Для чего можно построить на столе перегородки из книг. Завернув часть листа с нарисованной головой животного внутрь, листок передают второму игроку. Тот рисует туловище любого зверя; третьему нужно завершить рисунок «ногами», т. е. лапами, ластами, копытами, когтями и т.д.

Как только рисование закончится, предложите командам развернуть листки и посмотреть на своего чудо-юдо-животного. Обязательно предоставьте эти шедевры на обозрение остальным командам, а потом предложите сообща придумать названия для полученных «монстриков». За лучшее имя полагается вручить сладкий приз.

Хорошим завершением игры станет выставка созданных рисунков.

3. Игра "Ни бе.., ни ме.."

Многим, наверное, приходилось слышать, что про тех, кто не отвечает на поставленный вопрос говорят, что он: «ни бе, ни ме». Суть этой творческой игры в том, что надо сказать свои «бе» и «ме», а соперники должны угадать, что вы имели в виду.

Итак, ребята делятся на равные команды и получают карточку с названием сказки, отрывок из которой они должны рассказать, используя только первые слога. Например. Сказка «Репка» будет выглядеть так: «По де ре. Вы ре бо пре бо. Тя по тя де ре, а вы не мо…». Вторая команда отгадывает и предлагает свой вариант.

Это не столько конкурс, сколько просто повод повеселиться (карточек со сказками лучше запасти побольше, наверняка, ребята захотят повторить еще эту забаву).

4. "Скоростная почта".

Такую забаву лучше проводить в самом начале сезона, она дает возможность в игровой форме сделать акцент на именах всех участников. Готовясь к ней, организатору нужно нарисовать два больших плаката с именами: Витя, Нина, Саша, Клава, Дарья, Юля, Соня, Кира, Слава, Боря. Но нужно написать эти имена так, чтобы впоследствии разрезать их «пополам». Листы с окончаниями имен мы кладем на два стола у линии финиша. Остальную часть обоих листьев разрезаем на полоски, чтобы начало каждого имени пришлось на отдельную карточку: Ви, Ни, Са, Кла, Дарь, Ю, Со, Ки, Сла, Бо. Эти карточки и будут «письмами», которые должны доставить адресату рьяные работники «скоростной почты».

Маленьких почтальонов набираем по три - четыре человека в каждую команду и выдаем им заплечную сумку, в которой лежат карточки с началом упомянутых имен. Их задача - быстро подойти к столу, открыть свою сумку, достать первую попавшуюся карточку и правильно приложить ее к окончанию имени, написанному на листе. Потом ребенок возвращается к своей команде и предает сумку следующему игроку.

За быстрое выполнение задания команда получает три балла. Затем баллы начисляются по одному за каждое правильно сложившееся имя. Победителей в этой игре на знакомство определяют по общей сумме баллов.

5. Веселая игра "Кукушка, спой на ушко!"

Организатор игры объясняет условие, на кого он будет неожиданно (!) показывать рукой (или указкой), должен быстро не словами, а движением показать свой ответ, а все хором при этом кричат: «Вот так!»

Как живешь?
- Вот так! (можно показать большой палец руки)
- Как плывешь?
- Вот так! (показать движения пловца)
- А глядишь?
- Вот так!
- А бежишь?
- Вот так!
- Ждешь обед?
- Вот так!
- Машешь вслед?
- Вот так!
- Утром спишь?
- Вот так!
- Как шалишь?
- Вот так!

7. "Маленькие Принцы и Принцессы".

Сначала стоит немного рассказать детям о Маленьком Принце и его чудесных путешествиях по разным планетам с такими смешными и даже печальными обитателями как Король, Роза и Барашек. Было бы очень неплохо для общего культурного развития показать малышам репродукции авторских рисунков Экзюпери и уточнить, что писатель не просто выдумал из головы и зафиксировал в словах своих героев, но еще и нарисовал их.

Затем можно предложить ребятишкам и самим побыть «авторами» и придумать каждому свою планету с особенными обитателями. А потом, словно маленькие принцы, совершить на них путешествия. Для этого им понадобятся надутые воздушные шары и разноцветные фломастеры. Пусть ведущий покажет, как на шарике с помощью фломастеров можно нарисовать разных обитателей этой небольшой голубой, розовой или зеленой планетки. Причем, предупредите ребят, что это не обязательно будут люди: можно пофантазировать и придумать каких-нибудь новых существ.

Не рекомендуем задавать детям временное ограничение, поскольку это снизить уровень творческого потенциала. Предоставьте малышне возможность самовыразиться в спокойной обстановке, а потом попросите каждого рассказать про своих обитателей.

8. По "Ступени развития".

Веселый праздник - С а б а н т у й!

Гарипова Диля Фаиловна, Фатихова Инсия Мирсаетовна

воспитатели (по обучению детей татарскому языку)

высшей квалификационной категории

МБДОУ №36 «Золотой ключик» г. Набережные Челны

Площадка украшена шарами, полотенцами, платками. Звучат фанфары.

Звучит песня “Сабантуй” (трек №89 ).

Ведущий. Исә нмесез, балалар! Исә нмесез, кунаклар! Хә ерле кө н барчагызга: олыгызга, кечегезгә !

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости дорогие!

С праздником вас всех, дорогие дети!

С праздником вас сотрудники нашего “Золотого ключика» и родители!

С весёлым праздником- Сабантуем!

Шау-гөр килә киң болыннар,
Кырлар һәм су буйлары.
Котлы булсын, якын дуслар,
Ямьле Сабан туйлары!!!

Парад: «Нәниләр зарядкасы » жыры янгырый - 87 трек

(Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар) Дети(с шарами, гимнастическими ленточками) проходят в ворота с надписью “ Сабантуй” .

Давайте, крикнем « Ура!»

Ведущий. Для открытия праздника Сабантуй слово предоставляется Заведующему д/с

(Объявляет об открытии)

Дорогие гости, дети, рады видеть вас!

Начинаем праздник Сабантуй сейчас.

Ждут вас игры, танцы и веселый смех,

И во всём сегодня будет вам успех!

Праздник Сабантуй - это и подведение итогов за учебный год, это и возможность показать свою силу, ловкость, выносливость и выиграть приз.

Сабантуй – веселый праздник

Мы справляем каждый год.

Каждый год на этот праздник

Собирается народ.

Давайте, крикнем « Ура!»

1 реб . Бүген бездә Сабантуй,

Биибез дә, җырлыйбыз.

Җырлап-биеп, куанышып,

Сабантуйны зурлыйбыз.

2 реб .Без жырлыйбыз Сабантуйда,

Ин матур жырлар сайлап.

Безнен жырга зэнгэр куктэн

Кошлар кушыла сайрап.

3 реб. Сабан туе – хезмэт туе,

Шатлык хэм хезмэт туе.

Уйнап – колеп, жырлап – биеп

Бэйрэм итик кон буе.

4 реб. На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Звучит музыка. Входят мал ьчик и девочка в национальных костюмах.

Мал ь чик и девочка. Исәнмесез! (здороваются с ведущей)

Ведущий. Исәнмесез! Кая барасыз, балалар?

Мал ь чик и девочка Сабантуйга барабыз . Покажите, пожалуйста, нам дорогу.

Ведущий. Дойдете вон до того дерева, там живет Лесовичок. Он знает дорогу. (Дети идут по тропинке, как только дойдут до дерева, на них набрасывается Баба Яга, спрыгивает с дерева)

Баба Яга. Ага, п опались! Какие красивые и упитанные! Наверное, вкусненькие!

Мал ь чик и девочка. Исәнме, әби!

Баба Яга. Әби? Что такое әби? Или это кто такой?

Мал ь чик и девочка. Әби,по-татарски, бабушка.

Баба Яга. Мин - әби?! Ну раз вы такие грамотные, вам придется соревноваться со мной. Победите-покажу дорогу!

1.Гонки на метлах.

Баба Яга. Сдаюсь, вы победили. Идите прямо. А мне можно с вами на Сабантуй?

Дети. Нет, нельзя, Вас не приглашали(уходят)

Баба Яга. Ну, я им испорчу праздник (уходит)

Ведущий. А сейчас продолжается праздник!

Песня «Сабантуйга барабыз»

На празднике вас ждет много развлечений.

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

Появляется Батыр. Он тянет за руку девочку - Плаксу. Девочка сопротивляется, капризничает.

Ведущий: Ребята, кто это там идет?

Да не к нам ли на праздник?

Б атыр: А, вот где вы собрались!

Как у вас здесь красиво!

(Плакса стучит ногами, плачет)

Услыхали мы, что у вас сегодня праздник «Сабантуй» и решили заглянуть к вам. Только вот дочка моя ничего не хочет делать. Может быть, вы ее порадуете веселыми играми да танцами?!
Д ети: Да!

Татарский парный танец

Батыр: Молодцы, ребята! Здорово умеете веселиться!

Ведущий: А Плаксе понравился наш танец?

Плакса: Юк,юк , мне ничего не нравится!

Ведущий: Плакса, мы тебя сейчас развеселим. Давайте, ребята, поиграем в игру.

2. Игра “Подарок”

(На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы (карандаши, ручки, мыло и т.д.). Игрок становится на расстоянии 3-4 м, ему завязывают глаза, медленно двигается вперед, стараясь захватить руками приз, если схватил, то отрезает)

Ведущий: А теперь, друзья, для вас
Важный конкурс есть у нас!
Кто самый меткий, выходи,
Мастерство здесь покажи.
Поймай подарок для себя!

3. Бег с ведрами под музыку

Батыр: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

Ведущий: Сабантуй наш продолжается!

А кто это к нам еще пожаловал?

Появляется Камырша ( в руках банан )

Камырша: Исәнмесез, балалар! Здравствуйте дети!

Ведущий: Ребята, кто это пришел к нам на наш праздник?

Дети : Камырша!

Ведущий: Камырша, у нас сегодня праздник, посмотри и поучаствуй на состязаниях, посоревнуйся с детьми. Вот и главный батыр нашего праздника. Выходит Батыр, показывает мускулы.

Камырша: (расстроенный, почти со слезами на глазах): Как же так? А я? Я же целый год готовился, силы свои не тратил, ничего не делал, хорошо кушал…и не успел.

Батыр : Камырша, ты успокойся, не плачь, давай лучше посоревнуемся.

Борьба- татарча к өрәш Б атыра и Камырши . ( Камырша проигрывает, плачет.)

Батыр. Камырша, ты не расстраивайся, лучше по смотри, как наши ребята борятся.

Көрәш- борьба среди детей

Ведущий: Камырша, покажи силу, как ты умеешь тянуть канат.

4. “Перетяни канат”

А сейчас продолжается праздник! На нем вас ждет много развлечений.

Захочешь приз получить - получай.

Захочешь быть самым лучшим - будешь лучшим.

Праздник у нас не простой - Сабантуй!

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

Батыр проводит игры и конкурсы для детей.

5. Бег в мешках (под мелодию “Әпипә”)

Батыр: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!

Кемнәр җитез, кем өлгер,

Минем янга килегез.

Әйдә карыйк узышып,

Капчык киеп ярышып

Камырша: Ур-ра! Спасибо вам ребята большое. Рәхмәт, балалар. Вы научили меня ловкости, подвижности и смелости. Побегу скорей маме помогать. (уходит)

6. Бег с ложками (йомырка белән йөгерү)

Ведущий: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

Кашыкка салып күкәйне

Йөгерегез тизрәк.

Күрик әле, бу ярышта

Кайсыгыз җитезрәк?

(Танцуя под фонограмму, появляется Хаджа-Насретдин)

Хаджа-Насретдин: Ассалямагаляйкум! Ой, как тут здорово! Как весело! Я тоже решил прийти к вам на праздник.

Ведущая: Мы очень рады тебя видеть, Хаджа Насретдин. А где же твой ослик?

Хаджа-Насретдин: Ой, он уже с утра побежал на скачки. Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, и поэтому я привёз для вас загадки.

    Всех известных птиц черней, враг личинок и червей.

В огороде словно врач, ходит важно. Это. .. (грач) .

    Вот будильник во дворе,

Будит всех он на заре.

Красный гладкий гребешок.

Это Петя. .. (петушок) .

    Красный спрятан корешок.

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко-и в руках. .. (морковка) .

    Небо застлано дождём.

Как же мы гулять пойдём?

Не горюй, ведь в огороде

Светит при любой погоде

В деревнях, на дачах, сёлах,

Наше солнышко. .. .(подсолнух) .

Хаджа-Насретдин: Я знал, что вы такие сообразительные! А горшок с завязанными глазами разбить сумеете?

Не боюсь я, не хвалюсь,

А с горшочком разберусь

Глазки я закрою

А горшочек разобью.

7. Игра “ Разбей горшок”

Ведущий: Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки. Разрешите начать соревнования.

Алай итик әле без,

Болай итик әле без.

Күңелле итеп бергә-бергә

Уйнап алыйк әле без

8. Игра «Конные скачки»

Ведущий: Какие вы ребята молодцы. Вот вы и показали какие вы смелые и ловкие.

9 . “Бой мешками”

Ведущий: Вот бревно, а вот мешки

Выходите мужички,

Кто кого мешком собьёт

Тот подарок заберёт!

Сабантуй елга бер генә килә

Күңелле, олы бәйрәм.

Нур өстенә нурлар иңсен

Биеп алыйк ичмасам.

(татарча бию)

А сейчас для всех для вас

Развеселый перепляс.

Громче, музыка, играй!

Танцевать всех приглашай!

Звучит татарская музыка. Дети танцуют.

Без уйныйбыз, уйныйбыз,

Якты көннән туймыйбыз.

Сабантуе гөрләп торсын,

Биибез дә җырлыйбыз.

Хаджа-Насретдин: Молодцы вы, ребята! Вы такие дружные, ловкие, сильные, смелые.

Очень всех я вас люблю!

Ради праздника такого

Непременно угощу!

Спасибо всем вам за веселье,

От меня вам угощенье!

А где же угощение?

Появляется Баба Яга.

Баба Яга. Вы меня на Сабантуй не приглашали, поэтому и угощений не будет(Хаджа-Насретдин уговаривает отдать подарки, та соглашается). Ну, хорошо, пусть будет по-вашему. Если достанете, угощения будут ваши! (мешочек висит на дереве, ножницами срезают, раздают детям)

Ведущий: Дуслар, көтеп алган Сабан туйлары ахырына якынлашты. Барыгызга да саулык-сәламәтлек телим. Киләсе елга да Сабан туйларында очрашырга язсын. Сау булыгыз!

Вот и закончился наш праздник,

Давайте крикнем «Ура!»

Праздник «Сабантуй» удался на славу,

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Желаем вам здоровья, счастья, веселого настроения.

Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Желаем всем здоровья, мира, счастья, -

Всего, что называется добром.

Баба Яга. Всем спасибо за внимание,

За задор, веселый смех.

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех.

Ба тыр : Окончен праздник, в час прощанья

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: «До свиданья

Через год, до новых встреч!»

Алина Тихонова
Сценарий общешкольного мероприятия «Сабантуй»

Сценарий общешкольного мероприятия «Сабантуй »

Цель : Воспитание человеческих ценностей, патриотизма - любви к Родине, природе, людям, детям, уважение к ее истории, трудолюбия, честности, доброты.

Задачи :

Расширить представления детей о народном празднике “Сабантуй” .

Прививать любовь, уважение к национальным праздникам.

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

Способствовать развитию физических качеств у детей : ловкость, сила, быстрота, удовлетворять потребность детей в двигательной активности. --КОРРЕКЦИЯ МОТОРИКИ : (общая, мелкая, координация движений (произвольность, целенаправленность) ; пространственная ориентировка; удержание равновесия; быстрота двигательной реакции;

Развивать речь учащихся посредством ввода новых слов.

Расширять пассивный словарь.

Работать над расширением зрительного восприятия.

Работать над ориентировкой в новой ситуации.

Участники : К участию в мероприятиях в рамках программы «Сабантуй » привлекаются все учащиеся школы – интернат для детей с ограниченными возможностями, учителя, воспитатели.

Место проведения : спортивная площадка школы.

Инвентарь : ложки, мешки, ведра, палки, деревянные лошадки, яйца, канат, ножницы, платки, гири, гимнастические палки

Ведущий 1 : Все на праздник наряжаются,

Все на праздник собираются

«Сабантуй » уж у ворот,

Выходи скорей, народ!

Ведущий 2 : Сегодня мы чествуем гордость нашей школы, нашу славу и надежду – учащихся, чьи успехи стали результатом упорного труда.

У всех народов свои традиции прославления героев. В нашей республике праздник Сабантуй стал поистине международной традицией, именно на сабантуе каждый год в преддверии лета чествуют людей труда, отмечают успехи и достижения всех, кто радеет за благо и процветание общества . Так и мы решили поддержать добрую традицию народов Башкортостана и объявляем "Школьный Сабантуй " открытым!

(начинается шествие парада)

Колонну нашей школы возглавляют школьники учащихся 1-х классов. Мы приветствуем вас! Старательными учениками, хорошистами и активистами класса показали они себя. За спортивные достижения награждены грамотами ФИО и ФИО 1 «А» класс по легкоатлетическому кроссу, ученики 1 «В» класса награждены грамотой за активное участие на празднике «Дары осени» . Ура товарищи, ура!

Вместе со своими воспитателями шествуют второклассники. Которые успешно завершили учебный год. ФИО из 2 «А» класса награждены грамотами за спортивные достижения. Ученики 2 «Б» класса ФИО и ФИО награждены грамотами за активное участие в конкурсе «Умники и умницы» и «Экологической эстафете» . ФИО награжден грамотой за спортивные достижения. Ура товарищи, ура!

В колонне лучших учеников идут третьеклассники. Отлично освоили программу 3-го класса, хорошие успехи в учёбе и активную жизненную позицию показали ребята. Ученики 3 «А» класса заняли первое место в школьном конкурсе «Минута славы» , ФИО удостоина грамоты за участие в Республиканском конкурсе «Созвездие талантов» в городе N. Ученики 3 «Б» класса завоевали гран–при в школьном конкурсе «Минута славы» , награждены грамотами ФИО за спортивные достижения. Ура товарищи, ура!

Мы приветствуем учеников 4-х классов. Надёжные и крепкие знания, творческую активность показали ребята. Ученики 4 «А» класса ФИО участвовали в Республиканском конкурсе, в городе N. Ученики 4 «Б» класса ФИО награждены грамотами за спортивное достижение, ФИО награждена грамотами за активное участие в жизни школы. Ура товарищи, ура!

В колонне лучших учеников нашей школы идут учащиеся 5-х классов Принимающие активное участие в жизни класса и школы. Ученики 5 «А» класса ФИО, ФИО награждены грамотами за активное участие в школьных мероприятиях и в спорте . Ученики 5 «Б» класса ФИО награждены грамотами за спортивные достижения.

Встречаем учеников 6-х классов. Ни одно мероприятие в школе не обошлось без их активного участия, это ФИО и ФИО. Они заняли первые места и награждены грамотами за участие во всероссийском международном конкурсе, ФИО награждена грамотами за зональные, всероссийские, международные конкурсы, за спортивные достижения, за активное участие в школе. Молодцы девочки. Ура товарищи, ура!

Приветствуем учеников 7-х классов. Ученики 7 «А» класса ФИО награждены грамотами за спортивное достижение, ФИО награжден грамотами за активное участие в учебе и в школе. Ученик 7 «Б» класса ФИО награжден грамотами за спортивные достижения и прилежное поведение. Ученица 7 «В» класса ФИО награждена грамотами за участие в школьной олимпиаде и в спорте. Награждена дипломом за исполнение песни в школьном конкурсе «Минута славы» .

На школьный сабантуй приглашаются ученики 8-х классов. Их хорошая учеба может стать залогом успешной жизни в том случае, если раскроются их творческие способности и проявится социальная активность. В следующем году их ждут серьезные испытания. Наша активистка ФИО, награждена грамотами за спортивные достижение и за активное участие в школе.

Несмотря на ответственную пору подготовки к выпускным экзаменам, в параде участвуют ученики 9-х классов. Мы рады приветствовать тех кто весь год старался сделать школьную жизнь насыщенной и красивой, это ФИО активистки, помощницы, спортсменки наши. Награждены грамотами и дипломами. Ура товарищи, ура!

Встречаем учеников 10-го класс. Мы приветствуем вас! Самый активный, спортивный, артистичный ученик ФИО, награжден грамотами за спортивное и активное участие.

Приветствуем учеников 11-х классов. ФИО награждены грамотами за спортивные достижения.

Несмотря на ответственную пору подготовки к выпускным экзаменам, завершают парад- наша гордость, наши выпускники : это ФИО, ФИО награждена грамотами за музыкальные достижения, ФИО награжден грамотами за спортивные, музыкальные достижения. Награжден грамотами за участие в Республиканских конкурсах. ФИО награждена грамотами за хорошую учебу и за спортивные достижения и ФИО наш президент, помощник награжден грамотами за активное и спортивное достижения. Ура товарищи, ура!

Ведущий 1 : Внимание! Для поднятия флага Российской Федерации к флагштоку приглашаются… (называет фамилии лучших детей)

Смирно! Равнение на Государственный флаг Российской Федерации! Флаг поднять!

(Звучит Гимн России, флаг медленно поднимается) . Вольно!

Ведущий 1 :

Дорогие гости, дети, рады видеть вас!

Начинаем праздник Сабантуй сейчас .

Ждут вас игры, танцы и веселый смех,

И во всём сегодня будет вам успех!

Праздник Сабантуй - это и подведение итогов за учебный год, и возможность показать свою силу, ловкость, выносливость и выиграть призы.

Сабантуй – веселый праздник

Мы справляем каждый год.

Каждый год на этот праздник

Собирается народ.

Ведущий 2 : Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй . Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Ведущая 1 : Эти звездочки вспыхнули ярко

Вы откроете рты от удивления

Встречаем звезд акробатического этюда :

ФИО и ФИО!

Желаем Вам отличного Сабантуя и приглашаем Вас , дорогие ребята, поиграть, посоревноваться в конкурсах.

Воспитатели разводят детей по секциям, специально оборудованным для тех или иных соревнований. Каждая секция обозначена табличкой, где нарисован вид соревнования.

Игры-соревнования :

1.«Бег в мешках»

Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!

2. «Бег с ложками»

Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

3. «Бег с ведрами»

Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

4. «Подарок» (На веревку, натянутой на высоте 1,5м, на ниточках подвешиваются призы (карандаши, ручки, мыло и т. д.) . Игрок становится на расстоянии 3-4 м, ему завязывают глаза, в руки дают ножницы. Игрок медленно двигается вперед, стараясь захватить ножницами приз, если схватил, то отрезает)

А теперь, друзья, для вас

Важный конкурс есть у нас!

Кто самый меткий, выходи,

Мастерство здесь покажи.

Ножницы в руки, друзья, -

Отрежь подарок для себя!

5. «Разбей горшок»

Да, бороться вы умеете, это мы знаем! А горшок с завязанными глазами разбить сумеете?

(Звучит татарская плясовая музыка, все дети собираются на площадку)

6. «Перетяни канат»

А сейчас продолжается праздник! На нем вас ждет много развлечений.

Захочешь приз получить - получай.

Захочешь быть самым лучшим - будешь лучшим.

Праздник у нас не простой - Сабантуй !

Кто хочет веселиться - пусть не ленится!

7. «Конные скачки»

Дети, одно из главных соревнований сабантуя это – конные скачки . Разрешите начать соревнования.

Ведущая 2 :

Вот и закончился наш праздник,

Давайте крикнем «Ура!»

Праздник «Сабантуй » удался на славу,

Я думаю, всем он пришелся по нраву!

Желаем вам здоровья, счастья, веселого настроения.

Пусть каждый день вам солнце светит ярче,

Цветы под ноги падают ковром.

Желаем всем здоровья, мира, счастья, -

Всего, что называется добром.

Ведущая 1 : Прекрасны национальные песни, народные танцы, веселые игры и добрые традиции татарского народа. А сейчас мы увидим национальный татарский танец, в исполнении учениц нашей школы. Хореограф ФИО.

Ведущая 2 :

А сейчас для всех для вас

Развеселый перепляс.

Громче, музыка, играй!

Танцевать всех приглашай!

(Звучит татарская музыка. Дети танцуют.)


^ АТТРАКЦИОНЫ САБАНТУЯ

Организуя тематические смены для детей, празд­ники в них, не стоит увлекаться лишь заокеанской экзотикой, например разными «школами индейцев» и др. Такое увлечение, во-первых, дань ушедшему про­шлому, во-вторых, гораздо легче найти информацию о традициях, бытоустройстве, фольклоре и играх наро­дов, испокон веков населяющих Россию.

Праздники, восславляющие мать-природу, добрые отношения людей друг к другу, крестьянский труд, справляют и татары, и марийцы, и чуваши, и булгаре, и удмурты, и мордва, и казачество многих областей России. Хочется привлечь внимание к одному из наи­более ярких и веселых праздников. Это Сабантуй - любимый праздник татарского народа.

Он пришел из глубокой древности. Еще в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн-Фадлан с изумлением и восхищени­ем описал этот булгарский праздник в трудах. Слово «сабан» имеет два значения – и весенний сев. «Туй» - праздник. Соответственно сабантуй – это праздник земледелия, почитания матушки-земли, день поклонения ей. К этому дню расцветает природа, прихорашиваются деревни, города и люди. Сияют чисто вымытые окна домов, румянятся испеченные пироги. Начинают съезжаться и гости, которых ждут богатое застолье, веселье, аттракционы и состязания.

Все собираются к месту Сабантуя на большой зеленый луг. Праздник начинается символическим ритуалом: в деревянный плуг запрягают лошадь и прокладывается первая борозда. Далее идет чествова­ние умельцев, после чего организуются игрища с со­стязаниями, песнями и плясками, организуются ат­тракционы: догони и поцелуй невесту, сними петуха, ходьба по наклонному шесту, разбивание горшка, бой мешками, армреслинг, перетягивание каната или пал­ки, кислое молоко, бег с коромыслом, в мешках, бег с яйцами, татарская борьба и др. Победителям вручают­ся призы и сувениры.
^ Предлагаем вариант сценария Сабантуя

К участникам праздника выходит ведущий, одетый в татарский национальный костюм.

Ведущий.

Зазвенел теплом июнь.

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем!

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым!

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь

На поляне- силачи!

Вот высокий шест стоит.

Всех людей к себе манит!

А попробуй-ка в мешке

Пробежаться по траве!

Ведра, полные воды,

Очень быстро пронести

Или ложечку с яйцом

Пронести бегом.

Смех, улыбки, шутки, пляс -

Все здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!

Это праздник Сабантуй!

Догони и поцелуй невесту

У многих тюркских народов жених должен был до­казать свою удаль в состязании: догнать и поцеловать на скаку свою возлюбленную. Для ребят можно вместо коней использовать велосипеды или «скакуна-помощ­ника».

Как стрела метнулся с места,

Дымом стелется трава... -

Догоняй, жених, невесту! –

Ну, давай, джигит, давай!

«Сними петуха»

В центре луга возвышается высокий шест, на кото­ром сидит петух. Только самым ловким удается добраться до заветной верхушки и заполучить главный приз - живого петуха. Победитель в лазании определяется по лучшему времени. В лагере живого петуха можно заменить игрушечным.

«Подъем по наклонному шесту»

В землю под углом вкопан шест. При всяком дви­жении он раскачивается и как норовистый конь сбра­сывает с себя неудачников

«Разбивание горшка»

Это одна из излюбленных национальных забав. Уча­стник становится вплотную к стоящему на земле горшку, касаясь его пятками. Ему завязывают глаза и дают палку длиной полтора-два метра. По сигналу он должен сделать десять шагов вперед и затем по­вернуться кругом и двигаться обратно к горшку. Раз­бивший горшок получает приз. Если помните, такой приз получил президент Б.Н. Ельцин.

«Бой мешками»

Это состязание для тех, кто повыносливей. На сколь­зкое бревно усаживаются лицом друг к другу два батыра, в руках которых увесистые мешки, наполнен­ные сеном. Необходимо уворачиваться от удара со­перника, и при этом стараться сбить его. Кто сумеет дольше удержаться на бревне? Проигравший выбыва­ет из игры.

«Перетягивание каната, палки»

Чаще это командное соревнование. Но состязаться можно и командой, и одиночно, закрепив канат на по­ясе или на шее. Можно перетягивать и палку.

«Кислое молоко»

Ставятся два стула, на каждом - тазик или блюдо, до краев наполненные кислым молоком или мукой. На дно тазика опускается монетка. Задача участников заключается в том, чтобы достать ее зубами. Кто первым достанет монету, тот считается победителем. Монетку удалось достать президенту В.В. Путину, участвовавшему в Сабантуе.

«Бег с коромыслом»

С полными ведрами воды надо быстрее всех достигнуть финиша, меньше всех пролив воды. Участники, надев на ноги мешок, выстраиваются на старте. По сигналу судьи, придерживая мешок руками, бег проводится на определенную дистанцию. Победитель определяется по лучшему времени.

«Бег с яйцами»

Требуется всего ничего: зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, первым добежать до финиша, не выронив яйца.

«Татарская борьба»

В этом виде спортивных единоборств перед борца­ми стоит задача положить соперника на лопатки. Соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кисть правой руки полотенцами (кушаками).

«Срежь приз»

К двум шестам привязывается веревка, на которой закрепляются призы. Желающим поучаствовать плат­ком завязываются глаза и выдаются ножницы. Они должны срезать приз.

^ После аттракционов начинается гуляние с песнями, танцами, угощениями, сладостями!

Ведущий.

Сколько праздников помнит великая Волга!

Сколько радостных песен звучало над ней!

Каждый камень Казани запомнит надолго

Шум знамен на ветру и крылатых коней.

Слова песни звучат, скачут кони, как прежде,

И батырам своим рукоплещет народ.

Сабантуй! Это праздник труда и, надежды.

Только в сердце открытом веселье живет!
Возможные этапы Сабантуя


  1. Бег в мешках по пересеченной местности

  2. Бой петухов (прыгая на одной ноге, надо вывести из равновесия соперника)

  3. Борьба (одна рука привязана к ноге)

  4. Боулинг

  5. Быстрый змей (пронести ракетку с шариком, ракетка во рту)

  6. Воротики (забей гол вожатому, который стоит в воротах)

  7. Дартс (использовать обычную игру дартс)

  8. Достань монетку (в чашке с кефиром или молоком)(вариант – с мукой)

  9. Кольцеброс (попасть колечками в цель)

  10. Нанайский бокс (участникам завязывают глаза, дают в руки свернутые спальники)

  11. Напои меня (сидят на одной ноге, правой рукой держат правую ногу, левой рукой держат стакан с водой, соком. Надо напоить быстрее своего соседа)

  12. Нарисуй нос (подойти с завязанными глазами к портрету и нарисовать (можно приклеить) нос (возможна любая часть тела)

  13. Перенеси воду на коромысле (палка, ведерки из-под майонеза, ведро, вода)

  14. Поднятие гири (вариант – поднимание и опускание скамейки всей командой)

  15. Пройти рукоход

  16. Прокатай бревно (один из участников встает на бревно ногами, двое держат его под руки (страхуют, чтобы не упал), надо прокатиться по дистанции)

  17. Силачи (перетягивание каната)

  18. Скакалка двойная (скакалки вращаются в разные стороны, вовнутрь)(необходимо попрыгать всей командой)

  19. Скамейки (прыжки через скамейки, скамейки стоят с разными интервалами)

  20. Снайпер (на поясе привязан карандаш. Попасть необходимо в бутылочку)

  21. Стрельба по шарикам

  22. Срежь приз (как в Новый год: глаза завязаны, в руках - ножницы)

  23. Укради невесту (на руках два саксаула проносят невесту)

  24. Эстафета (стулья, одежда с одеванием, мяч по кочкам, мяч в ведро, по дорожке, с прискоком)

^ МОЛОДЕЖНОЕ ТОП-ШОУ

«СТАРТИНЭЙДЖЕР»

(сценарий)

В зале темно. Открывается занавес. Включается очень ритмичная музыка, зажигаются бегущие огни, выходит суперубойный ведущий.

Суперведущий. Привет, девчонки, а также паца­ны! Сегодня мы представим программу на улет! Итак, мы начинаем» поехали вперед. Катушки закрути­лись, давайте танцевать! Вы будете смеяться, вы бу­дете кружиться... кружиться, кружиться и влюблять­ся, а я вас буду сегодня развлекать. Наш «Стартинэйджер» - это просто чума! На «Стартинэйджере» кружится голова! Забытый антиквар и клевые новинки! Крутые видеоклипы, а также все пластинки! Все это вам поможет немного поразмяться, просто поторчать или на ком-то оторваться! А если ты не знаешь, как надо танцевать, попробуй все движенья за мною повторять. Уверен, все получится, ждет тебя успех, ты удивишь друзей и будешь лучше всех! Все это очень просто никаких проблем: сегодня «Стартинэйджер», и он нам нужен врем!

«Паспорт команды»

Тинэйджеры должны интересно, оригинально и ос­троумно представить свою танцевальную команду.

«Танец тинэйджеров»

Это домашняя заготовка. Команды исполняют под­готовленный танец. Оценивается сюжет, своеобразие и синхронность движений.

«Построить буквы»

Играет музыка, и участники команд танцуют. Ве­дущий называет какую-либо букву (цифру) и останав­ливает музыку, а игроки каждой команды собираются вместе и пытаются изобразить названную букву (циф­ру). Например: Ц, Н, X, М или 4, 1, 0. Кто лучше других справится с заданием, объявляется победите­лем и награждается призом.

«Буквы на дискотеке»

Вызывается по одному участнику из каждой ко­манды. Под музыку они должны представить себя на­званной ведущим буквой и показать, как она могла бы исполнять дискотечный танец.

«Пойми меня»

Один участник из каждой команды получает от ве­дущего записку с названием песни. Он должен изоб­разить пантомимой содержание песни, а команда от­гадать ее.

«Стилевые перетанцовки»

Жокей ставит записи разных по жанру мелодий. Команды должны быстро отреагировать и показать ори­гинальные танцевальные движения, собранность груп­пы, синхронность исполнения и соответствие жанру.

«Собрать пирамиду»

Каждой команде выдается по 36 стаканчиков из-под йогурта (или одноразовые). Группа должна из них построить пирамиду, поставив в первый ряд 9 стакан­чиков, во второй - 7, в третий - - 6, в четвертый - - 5, затем - - 4 и т.д. Кто быстрее соберет пирамиду?

«Любимые цветы»

Каждой группе тинэйджеров называется цветок, который они должны изобразить в танце. Естествен­но, каждый цветок имеет свою форму, цвет и даже характер. После нескольких минут подготовки вызывается 1-я команда, включается мелодия песни, где упоминается именно их цветок. Команда изображает его. Далее выполняют задание другие команды, опре­деляется победитель.

«На одной ножке к чемодану»

Каждая команда (из равного числа участников) выст­раивается как можно дальше от своих чемоданов, где хранятся разная одежда и предметы гардероба. По зна­ку ведущего первые участники команд устремляются к чемоданам, прыгая на одной ноге. Игроки надевают одеж­ду и другие предметы (парики, шляпы и др.)» затем с чемоданами скачут обратно к линии старта. Там они снимают одежду и складывают ее обратно в чемоданы. После этого относят чемоданы на место и возвращаются к старту. То же самое проделывают следующие игроки. Побеждает команда, которая первой завершит игру.

«Кто кого перепоет»

Это аукцион песен на определенную тему, напри­мер «Армия». Побеждают те тинэйджеры, которые перепоют (по количеству) всех остальных.

«Передай апельсин»

Игроки каждой команды садятся шеренгой вплот­ную друг к другу, сняв обувь и вытянув перед собой ноги. Ведущий кладет по апельсину на лодыжку пер­вым игрокам каждой команды. Участники должны передать апельсин друг другу (с лодыжки на лодыж­ку), не прибегая к помощи рук. Если апельсин надает на пол, то ведущий подбирает его и возвращает перво­му игроку команды. Побеждает команда, опередившая все другие в передаче апельсина от первого игрока до последнего.

«Обуй всю команду»

Участники разуваются. Вся снятая обувь складыва­ется в кучу и смешивается. Участники сидят, как в предыдущем конкурсе. А вот капитану придется бежать к этой куче, находить обувь каждого члена ко­манды, бежать к нему и обувать. И так, до последнего, пока не будет обута вся команда.

«Парад шляп»

Команды получают несколько листов бумаги, нож­ницы, маркеры, клейкую ленту. За определенный пе­риод времени они должны сделать по шляпе и надеть их. Затем проводится «парад шляп». Побеждает та группа тинэйджеров, которая сделает самые оригиналь­ные шляпы.

«Видеокляпы»

Это заключительный, показательный конкурс. Каж­дая команда должна «снять» видеоклип на известную песню. У кого интереснее и оригинальнее? Пример: "Два веселых гуся».

Конкурсы могут быть самыми разнообразными: «Портрет» (коллективное выполнение портрета своей компании); «Замок» (из медных банок); «Худая ком­пания» (забраться в обруч, у какой из команд больше человек войдет - та и победитель); «Крик души» (кто громче крикнет что-то); «Яблоки раздора» (съесть яб­локо без помощи рук); «Веревка» (связать веревку из подручных средств); «В мире животных» (станцевать как животное); «Паровозики» (собрать из зрителей самый большой паровоз); «Танец на руках» (девушка на руках у юношей); «Портрет ногой» (ногой нарисовать интересный портрет) и др.
^ ДЕНЬ ИНДЕЙЦЕВ

Подготовка

Каждый отряд получает задание перед началом игры: выбрать название племени, избрать Верховного вождя, присвоить ему имя, придумать каждому индейцу наряд и отличительный знак, который наносится всем членам племени, раскраситься в боевую раскраску, разучить свой танец.

В течение всей игры на территории лагеря функционирует «Черный Вигвам», куда отправляют всех «штрафников».

Ход игры.

В назначенный час в лагере звучит сигнальный рог для сбора всех племен. Племена собираются на Большой поляне, где будет проходить Совет старейшин племени, и приветствуют друг друга: «Я, Сильный ветер, вождь племени «Ирокезов», приветствую всех собравшихся здесь от имени своего племени и своих людей! Мы стоим на тропе Мира!». Затем Верховный Вождь объявляет, что бледнолицые похитили волшебный амулет, который оберегал все племя от несчастий. Его нужно срочно вернуть. Однако бледнолицые запутали свои следы. После них осталось несколько маршрутных карт, но верной является только одна из них. Каждое семейство получает по маршрутной карте и отправляется в путь. По дороге их встречают храбрые воины (вожатые), которые проверяют знания и умения соплеменников.

^ ЭТАПЫ
«Твердая рука»

Сбить мячом бутылку с песком (участвует все племя, за каждое попадание в бутылку – 1 балл).

«Сильный ягуар»

6 человек от отряда (3 девочки и 3 мальчика): мальчики – отжимаются, девочки – качают пресс. Учитывается общее количество, за каждое выполненное упражнение – 1 балл.

«Зоркий сокол»

На некотором расстоянии подвешен обруч. Задача каждого участника – попасть в обруч мячом. Попадание – 2 балла.

«Пещера хитрой лисы»

Отгадать головоломку. За каждую отгаданную головоломку – 10 баллов.

«Быстрый ветер»

Донести мяч, который лежит в ложке, до отметки и вернуться назад. Ложка держится не рукой, а находится во рту. Максимальная оценка – 50 баллов.

Ведущая: Иснмесез, балалар! Хллрегез ничек? Ребята, а какой сегодня у нас праздник!

Дети: Сабантуй!

Ведущая: Правильно!

На веселый Сабантуй

Мы позвали всех друзей.

Будем петь и танцевать,

Дружно, весело играть

Сегодня мы отмечаем татарский народный праздник – Сабантуй. А вы знаете что означает слово Сабантуй? А когда его отмечают? (ответы детей) Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй. Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.

Ведущая: Мы хотим по всей планете

С солнцем на рассвете прошагать,

В славный праздник Башкортостана

Мира, счастья, дружбы пожелать!

1 ребенок: Сабантуе – хезмт туе,

Шатлык м бхет туе,

Уйнап, биеп, ырлап-клеп,

Бйрм итик кн буе!

2 ребенок: Шау-гр кил ки болыннар,

Кырлар м су буйлары.

Котлы булсын, якын дуслар,

Ямьле Сабан туйлары!

3 ребенок: Мы растем, творим и строим,

К цели движемся одной.

Песня мира, песня счастья

Пусть гремит над всей страной!

Башкирский танец

(Выходит татар кызы Глччк и джигит из сказки «Шурале»)

Джигит: Здравствуйте, ребятки. Проходили мимо вашего детского сада и услышали, как вы хорошо читаете стихи, как звонко поете.

Глччк: Захотелось нам зайти к вам в гости. Ведь вы сегодня праздник справляете? А какой праздник?

Дети: Сабантуй!

Глччк: Ребята, а вот мне интересно, этот праздник — Сабантуй когда проводят?

Дети: Летом!

Глччк: Ой как здорово. А, я, лето очень люблю.

— Летом можно загорать.

— И на травке полежать,

— За грибами в лес сходить.

— В речке рыбы наловить.

— Снова лето к нам пришло-

— Это очень хорошо!

— Дети, а вы знаете как комарики пищат?

— А как мухи жужжат?

— Как птички поют в лесу?

— А кукушка кричит на суку?

— Как лягушка квакает?

— Ой, какие молодцы!

А вы любите играть? Давайте с вами поиграем в татарскую народную игру «Эй, дружок, продай горшок! »

Татарская народная игра «Эй, дружок, продай горшок! »

Джигит: Внимание, Внимание!

Начинаем соревнование,

Кто ловкий, смелый и умелый,

В круг выходите скорей!

Игры-соревнования:

«Бег в мешках»;

«Бег с ложками»;

«Бой горшков»

«Перетяни канат»;

«Бег с ведрами»;

Джигит: Вот даю тебе мешок,

Полезай в него дружок.

Кто скорее добежит

Тот конечно победит!

(бег в мешках)

Глччк: Вот ложка, в ложке – яичко!

Бежать нельзя, дрожать нельзя,

Дышать можно – только осторожно!

(бег с ложками)

Джигит: Вот два ведра, полно водицы,

Надо быстро пробежать, не облиться!

(бег с ведрами)

(битьё горшков и перетягивание каната)

Ведущая: Молодцы, ребята! Вот вам сладкое угощение (раздаются конфеты). Вам понравилось? (ответы детей) На этом наш праздник окончен! Саубулыгыз!