Методы формирования навыков самообслуживания. Формирование навыков самообслуживания у детей с дцп

  1. Понятие самообслуживания в психолого-педагогических исследованиях.
  2. Особенности навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения.
  3. Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями зрения.

I. Понятие самообслуживания в психолого-педагогических исследованиях.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры) С.А.Козлова, Т.А. Куликова (1990). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Самообслуживаниевключает в себя сформированности следующих навыков:

1. Навыки опрятности.

2. Навыки приема пищи.

3. Навыки одевания и раздевания.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Р.С.Буре и Г.Н. Година (1983) отмечали, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Ребенок может выполнять тот или иной навык, но не соблюдать определенные последовательные действия. Может выполнять хаотично, пропускать действия. Так, каждый навык включает в себя выполнение определенных последовательных действий.

II. Навыки опрятности:

Умывание:

Завернуть рукава.

Проверить температуру воды.

Намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.

Смыть мыло под струей воды, побуждая к самостоятельным действиям.

Вымыть лицо.

Высморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю (с усилием «выдуть» струю воздуха).

Еще раз обмыть водой руки.

Закрыть воду.

Снять полотенце.

Насухо вытереть лицо и руки.

Пользование зубной щеткой:

Взять тюбик с зубной пастой, открыть крышку.

Взять зубную щетку щетиной вверх, чтобы щетина находилась между большим и указательным пальцами правой руки.

Намочить щетку под струей воды.

После этого, держа в левой руке тюбик с пастой, переместить его отверстие на начало ряда щетинок.

Осторожно выдавливая пасту, двигать тюбик по краю щетины до конца ряда, при этом контролировать действие большим и указательным пальцем правой руки.

Закрыть тюбик с пастой.

По завершению, не переворачивая зубную щетку щетиной вниз, поднести её ко рту.

Почистить верхние и нижние зубы.

После окончания пользования зубной щеткой промыть щетину под струей воды.

Убрать щетку в стаканчик.

Прополоскать ротовую полость кипяченой водой.

Пользование полотенцем:

Снять полотенце с крючка.

Положить его на одну руку, затем «спрятать» под него вторую руку.

Ровно держа полотенце посередине, под нести его к лицу, наложить на него, прижимая, касаться каждой части лица.

Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.

Поменять руки местами.

- Пользование носовым платком:

Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.

Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т.п.

Самостоятельно доставать платок из кармана (в случае необходимости обращаться за помощью).

Разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.

Обращать внимание на чистоту носового платка.

Пользование расческой:

Знать свою расческу и место, где она лежит.

Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.п.).

Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

2. Навыки приема пищи

Пользование столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом).

Пользование ложкой:

Ложку взять тремя пальцами правой руки, чуть пониже рукоятки.

Зачерпывать пищу не к себе, а от себя.

Наполненная ложка должна находиться в горизонтальном положении.

По прямой направить ложку в рот.

Ложку необходимо подносить не сужающейся, а боковой стороной.

Пользование вилкой:

Вилку надо держать тремя пальцами правой руки, упираясь указательным в ту часть вилки, где ручка переходит в черенок.

Держать вилку наклонно, а не перпендикулярно тарелке.

Поднять вертикально до уровня рта.

По прямой направить вилку в рот.

Брать еду с ложки губами, а не языком.

- Пользование ножом:

Не согнутый указательный палец правой руки кладется на ручку ножа так, чтобы конец пальца не доходил до лезвия.

Большим пальцем поддерживается нож сбоку, а остальные слегка согнутые пальцы поддерживают ручку снизу, прижимая конец к ладони.

3. Навыки одевания и раздевания:

Навыки раздевания

Снять варежки.

Снять шапку.

Снять ботинки.

Закончить расстегивать молнию, начатую взрослым.

Снять расстегнутую куртку.

Стащить с себя через голову свитер, футболку.

Спустить и стащить с себя штаны.

Навыки одевания

Одевание футболки, джемпера:

Взять футболку (джемпер) в обе руки.

Определить изнаночную и лицевую сторону (швы на изнаночной стороне).

Определить перед и зад (сзади находиться бирка).

Расположить футболку (джемпер) задом к себе.

Просунуть голову в ворот, а руки в рукава джемпера или футболки

Надеть рубашку, не застегивая ее.

Застегнуть разъемную молнию (взрослый соединяет замок).

Надевание колготок :

Взять колготки обоими руками за резинку.

Найти изнанку и лицо (лицо снаружи).

Найти 3 шва сверху (один спереди, 2 сзади).

Примерить колготки. Повернуть колготки двумя швами к себе.

Собрать чулок в гармошку, надеть на ножку носок.

Дотянуть первый чулок до колена.

Взять другой чулок.

Встать и колготки натянуть до пояса.

Надевание обуви (сандалий):

Поставить обувь, так, чтоб они смотрели друг на друга.

Пальчиками левой руки придерживать пряжку застежки, а пальчиками правой – держать ремешок почти за краешек.

Просунуть ремешок в пряжку и отодвинуть его назад.

Потянуть ремешок в сторону, а теперь указательным пальчиком левой руки просунуть «язычок» в нужную нам дырочку.

Теперь кончик ремешка вставить в металлическую петельку пряжки, чтобы получились «воротики».

Нажать пальцем на «воротики», чтобы ремешок проскочил.

Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, дома. В работах Р.С. Буре (1987) отмечено, что во многом решение данной проблемы зависит от характера воспитания детей в семье. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную в отношении других членов семьи и его самого). Самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей семьи, каждого их члена за счет личных трудовых усилий. Эта работа эффективна, когда посильна, и содержит в себе коллективистскую направленность: обеспечивает не только личные нужды, но потребности других членов семьи. Эффективному достижению прямых и косвенных целей самообслуживающего труда препятствует предрассудочное сознание, будто обслуживающий труд - третьесортный, удел неспособных, и детей надо оберегать от него. Оберегание от обслуживающего труда формирует лентяя, лодыря, наносит удар по его будущим отношениям в его собственной семье. Формирование навыков самообслуживания напрямую зависит от взрослых. Родители с момента рождения ребенка ухаживают за ним, в дальнейшем прививая этому более самостоятельный характер.Формирование навыков самообслуживания напрямую зависит от взрослых. Родители с момента рождения ребенка ухаживают за ним, в дальнейшем прививая этому более самостоятельный характер.

Особенности навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения

Исследования Боскиса Р.М.(1965) показывают, что негативное влияние нарушения зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее качества. Количественные изменения проявляются в области чувственного познания, значительном сокращении или полном отсутствии зрительных образов ощущений и восприятий, представлений, что ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения специфических качественных особенностей развития следует в первую очередь, указать на специфичность формирования психических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри системы. Происходят также качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т. д. Значительные изменения происходят в физическом развитии – точности движений, их интенсивности. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекция на основе создания новых компенсаторных путей развития. Это показывает, что и межфункциональные связи у детей с нарушением зрения осуществляются также иначе, своеобразно. Изучив практические действия детей с нарушением зрения Л. И. Плаксина (1998) делает вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер.

В ряде исследований Л. И. Плаксина(1998) отмечает общую обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно- пространственной ориентировки.

За счет монокулярного видения пространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно не воспринимаются.

По данным М.А. Васильевой (1984) самообслуживание как часть хозяйственно бытового труда имеет важное значение в младшем дошкольном возрасте, так как оно является первой ступенью в трудовом воспитании детей и направлено на формирование у детей волевых, трудовых усилий, предпосылок к становлению самостоятельности. Если в младшем дошкольном самообслуживание представляет определенные трудности, то для детей старшего дошкольного возраста оно становится привычным, само собой разумеющимся. Повседневность выполнения круга обязанностей по самообслуживанию обеспечивает слабовидящим детям возможность проявлять самостоятельность как одно из важнейших качеств личности человека.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

По данным А.В.Запорожца(1965) у детей с особенностями развития формирования навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случаи полностью. Причин может быть много: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций программирования и контроля, нарушение интеллектуального развития.

Формирование навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является для них и их родителей жизненной необходимостью.

Дети с нарушением зрения при поступление в специальное дошкольное учреждение иногда оказываются беспомощными в самообслуживании. Это может быть результатом большой недооценки слабовидящих детей со стороны взрослых. Поэтому в детском саду следует обеспечивать условия для преодоления таких недостатков и проводить систематическую работу по воспитанию самостоятельности.

Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие слабовидящих детей, придает им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми. У детей появляются простейшие формы сотрудничества: помощь сверстнику и взаимопомощь, участие в труде взрослых (мытье игрушек, приготовление стола к завтраку, обеду).

Формирование навыков самообслуживания имеет важное значение, особенно для детей с нарушениями зрения. Приобретая самостоятельность в самообслуживании ребенок чувствует себя уверенно, что поможет ему в успешной адаптации и социализации.

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями зрения

Организация коррекционно-педагогической работы

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями зрения проводится воспитателем, учителем – дефектологом в соответствии с программным содержанием.

Коррекционно-педагогическая работа строится в 3 этапа: пропедевтический, основной и заключительный.

На пропедевтическом этапе проводятся индивидуальные занятия, количество которых может варьироваться в зависимости от характера нарушений конкретного ребенка. Данные занятия могут осуществляться учителем-дефектологом, или воспитателем группы, а также выполнение заданий с ребенком родителями в домашних условиях.

основном и заключительном этапах осуществляется воспитателем в режимных моментах и на занятиях учителя – дефектолога по социально бытовой ориентировки, а также родителями.

В основе разработки содержания коррекционно-педагогической работы лежат теоретические исследования, проведенные П.Я.Гальпериным, Н.А. Бернштейном.

Мною было выделено три этапа коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у младших дошкольников с нарушениями зрения на занятиях по СБО и в режимных моментах: пропедевтический, основной, заключительный.

Коррекционно-педагогическая работа на пропедевтическом этапе проводится учителем-дефектологом или воспитателем, а также родителями в индивидуальной форме. Количество занятий может варьироваться в зависимости от уровня сформированности навыков самообслуживания у конкретного ребёнка.

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Создание условий и правильной организации пространства, рабочего места для успешного формирования навыков самообслуживания.

Создание заинтересованности у родителей по проблеме формирования навыков самообслуживания.

Коррекция нарушений мелкой моторики рук с использованием массажа;

Развитие изолированных движений рук, кистей и пальцев рук;

Ознакомление детей с оборудованием туалетной комнаты, кухонной комнаты и их рациональным размещением.

Включение специальных пропедевтических периодов в этапном построении коррекционно-педагогической работы позволяет соответствующим образом подготовить ребенка, делает понятными цели коррекции, приёмы и способы работы, вводимые условные обозначения, сигнальные и ориентировочные признаки и т.д. Пропедевтика в коррекционно-педагогической работе способствует формированию осознанных знаний, навыков и умений у детей, повышает их активность и целеустремленность, формирует определенные методологические подходы к особенностям их познавательной деятельности.

Подготовительный (пропедевтический) этап в ходе преодоления, замещения, выравнивания, сглаживания последствий влияния первичного дефекта на развитие двигательных навыков у детей должен включать упражнения для стимуляции изолированных движений пальцев с использованием различного рода тренажеров, эспандеров.

Рассмотрим содержание работы на пропедевтическом этапе коррекционно-педагогического воздействия при развитии тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

Коррекция нарушений мелкой моторики рук с использованием массажа.

В коррекции нарушений мелкой моторики рук может быть использовано несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (тонизирующий и расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа.

Классический массаж - метод ручного массажа, сложившийся в ХVIII столетии и состоящий из девяти приемов. Это разминание, выжимание, потряхивание, растирание, поглаживание, движения, вибрация, встряхивание, ударные приемы.

Массаж должен проводиться в комфортных для ребенка условиях, желательно в сопровождении приятной музыки, способствующей релаксации;

Кожа рук ребенка должна быть сухой, чистой, руки массажиста - чистыми и теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений;

Продолжительность массажа: по 10-12 процедур - циклом; циклы можно повторить с перерывом от двух недель до двух месяцев. Частота: ежедневно или через день. Начальная продолжительность - 2-3 минуты;

Для большей эффективности массажа можно сочетать его с пассивными и активными движениями кистей, пальцев, с логоритмикой;

Положение ребенка и поза массажиста во время процедур:

а) поза массируемого - сидя (массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности стола, массажист располагается напротив ребенка или несколько сбоку);

б) поза массируемого - лежа (массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности кушетки. Массажист располагается сбоку от ребенка).

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса и двигательных возможностей.

При пониженном тонусе используются следующие приемы: поглаживание (глубокое), растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

Движения рук массажиста - ритмичные, сила нарастает.

При повышенном тонусе: поверхностное поглаживание, легкая вибрация, потряхивание.

Движения рук массажиста - медленные, плавные, легкие, сила воздействия равномерная.

Все движения (особенно поглаживания) выполняются снизу-вверх - от кончиков пальцев к подмышечной впадине (по ходу лимфатических сосудов).

Для отработки рабочих навыков можно использовать специальные тренажеры.

Для отработки движений рук и пальцев используют как специально изготовленные тренажеры, так и тренажеры фабричного изготовления.

Для отработки ручной и пальцевой моторики можно использовать следующую систематизацию специальных устройств:

1) отработка силы нажима пальцев;

2) отработка действий двух пальцев (большого и указательного);

З) отработка действий трех пальцев;

4) одновременная отработка действий всех пальцев;

5) отработка действия двумя руками.

Для стимуляции изолированных движений указательного пальца можно использовать следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, на издающие звук предметы, на выключатели, на клавиши фортепиано, на пластилин; рисование фигур на песке; вращение диска телефона; попадание в мелкие отверстия; нанесение отпечатков пальцев на бумагу, стекло; игра с маленькими куклами, надевающимися на палец, и т.п. Если ребенок не может изолированно двигать указательным пальцем, разработке его движений способствует удержание остальных пальцев в согнутом состоянии.

Использование тренажеров с целью отработки силы нажима пальцев многовариативно, например:

На тренажере нужно найти кнопку и пальчиком нажать её (результат может подкрепляться звуковым или световым сигналом);

Нужно по очереди нажимать все кнопки (результат подкрепляется различными световыми сигналами). Это же задание можно провести по-другому, когда ребенку предлагается нажать кнопку определенного цвета или кнопку с лампочкой нужного цвета;

По очереди нажать всеми пальцами обеих рук на одну кнопку. Результат действия при этом может подкрепляться звучанием разных мелодий;

Ребенку предлагается включить и выключить свет, нажав на выключатель не сколькими пальцами (сначала по показу, затем самостоятельно);

То же задание выполняется тыльной стороной ладони. Оба результата подкрепляются разными световыми сигналами;

Предлагается нажимать кнопки разного размера и формы. Если ребенок знает цифры, можно попросить его нажать кнопку с определенной цифрой и т.д.

Для тренировки противопоставления и приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами; раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки.

Развитие изолированных движений рук, кистей и пальцев рук.

Под изолированными движениями рук, кистей и пальцев рук подразумевается собственно движения, движения без использования предметов. К ним относятся оптико-кинестетическую организацию движений, зрительно-пространственную организацию движений, динамическую организацию двигательного акта.

Выполнение данных упражнений требует решения таких задач, как:

Предупреждение и устранение синкинезий с целью нормализации кинестетических и кинетических основ движения;

Развитие тонких зрительно-моторных координаций;

Развитие ловкости движений, достижение их четкого характера;

Тренировка в выполнении движений в различном темпе: очень медленном, медленном, среднем, быстром, очень быстром;

Достижение ритмичности и плавности при выполнении движений;

Выработка навыков контроля и регуляции произвольных движений при формировании, развитии и совершенствовании двигательного навыка;

Обучение регуляции силы движений, формирование способности увеличивать и уменьшать ее в соответствии с требованиями;

Достижение осознания смысловой структуры двигательного акта;

Отработка техники выполнения движений.

При отработке различных изолированных двигательных навыков необходимо соблюдать ряд важных условий:

Максимально обеспечивать комфортные условия для занятий с детьми, дети, получившие эмоционально-образный «заряд» (например, после прочтения сказки, стихотворения, которое предшествует выполнению пальцевых поз), более успешно выражают нужный моторный образ. Важно, чтобы дети выражали образы энергично, раскованно;

Главная задача педагога - дать почувствовать ребенку моторную свободу и уверенность;

В случае, если педагог видит, что ребенок неверно выполняет движение, либо пребывает в напряженной позе, он должен подойти к нему и без инструктивно методических указаний, непринужденно, своими руками поправить те либо иные моторные «дефекты», всегда ободряя и духовно поддерживая каждого ребенка;

Важно научить детей самим определять свою моторную свободу, удобные положения корпуса, рук;

Важно помнить, что только при широком диапазоне моторных проб ребенок овладевает шкалой пространственно-метрической координации;

С целью активизации телесно-моторного и зрительно-ручного чувства координации все занятия желательно проводить в режиме телесной вертикали;

Продолжительность занятий на каждом этапе педагог для каждого ребенка подбирает индивидуально в зависимости от уровня зрелости его телесной и зрительно-моторной координации;

Важно следовать универсальному принципу: эффективность занятий намного выше, если упражняться по 5-7 минут ежедневно, нежели один раз в течение часа в неделю;

Отрабатывать двигательные навыки необходимо в процессе поэтапного и постепенного введения ребенка в мир движений.

На занятиях по развитию тонкой моторики необходимо использовать сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Для улучшения максимального эффекта упражнения должны включать:

Сжатие, растяжение и расслабление кисти;

Изолированные движения каждого из пальцев.

Особое значение имеют упражнения, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции.

Также в пропедевтический период мы включили обязательное создание условий и правильной организации пространства, рабочего места для успешного формирования навыков самообслуживания:

Для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться - шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья - танкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания;

Для формирования умения самостоятельно принимать пищу - большие непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на ручку; тарелки с одним более высоким краем (желательно); соответствующий высоте стола стул и подставка под ноги (чтобы ребенок во время еды не болтал ногами, а имел опору); карточки с изображением отдельных видов еды;

Для формирования умения умываться и ухаживать за собой - набор умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка.

Необходимо познакомить детей с оборудованием туалетной комнаты, кухонной комнаты и их рациональным размещением.

Также необходимо создавать заинтересованность у детей в процессе осуществления навыков самообслуживания. Так, например, важное место в педагогической работе занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть, рассмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как оно хорошо пахнет! А как наверно это мыло хорошо пенится! Давайте попробуем!?». Или: педагог вносит в группу большую куклу и говорит, что кукла Катя приехала к малышам в госте и будет теперь жить вместе сними. Дети знакомятся с игрушкой, выделяют ей шкаф в раздевальной комнате, вместе с воспитателем устанавливают в спальне кроватку, отводят место за столом в кукольном уголке. Затем дети учат куклу навыкам самообслуживания, а кукла дает оценку их действиям.

Труд всегда должен быть для ребенка радостью достижений, а не обязанностью и выполнением воли взрослого.

Конечно же пропедевтический этап включает в себя работу с родителями, а именно:

Создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения;

Обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания», необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.

Коррекционно-педагогическая работа на основном этапе

На основном этапе работа проводится воспитателем в подгрупповой форме в режимных моментах, учителем – дефектологом на занятиях по СБО, а также закрепляется родителями в индивидуальной форме. С этой целью была заведена тетрадь взаимосвязи с родителями, в которой отмечались последовательность выполняемых действий, составляющих навык, отмечались конкретные приемы, которые могут использовать родители.

Достижение более высокой степени самостоятельности в освоении навыков самообслуживания детьми с нарушениями зрения;

Обучение родителей работе по программе формирования навыков самообслуживания.

1.определение ближайших шагов по формированию навыков самообслуживания;

2. Отработка каждого шага внутри навыка;

3. Обсуждение результатов с родителями;

Предлагаемая коррекционно-педагогическая работа на основном этапе осуществляется в процессе проведения занятий по СБО учителем - дефектологом, в режимных моментах - воспитателем, а также родителями в домашних условиях.

Чтобы выполнение трудовых приемов и формирование моторных навыков приобрело характер собственно произвольных движений, необходимо:

Сформировать образ усваиваемого действия;

Обеспечить понимание предметного содержания задачи;

Добиться усвоения отношений между целью, средствами и условиями деятельности.

Необходимо учитывать условия, важные для формирования трудовых приемов, определенные И.М.Сеченовым:

1) развитие мышц рук и пальцев как необходимая предпосылка в овладении движениями, формирование умения регулировать мышечные усилия в процессе предметных действий;

2) развитие и совершенствование координации в системе «глаз - рука»;

З) формирование способности подражать демонстрируемым действиям, так как в дошкольном возрасте усвоение движений осуществляется главным образом путем подражания действиям взрослых;

4) формирование умения сравнивать, дифференцировать движения, оценивать их качество;

5) формирование и развитие умения устанавливать связи между характером движения и его регулятором.

Важно широко использовать средства наглядности при обучении детей с нарушениями зрения навыкам самообслуживания, таких, например, как карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания; карточки с изображением отдельных видов еды, позволяющие синтезировать их в адекватные словесные действия. Это способствует формированию представлений о действии и усилению регулирующей роли речи при формировании предметно-практической деятельности.

Сочетание наглядных приемов и способов со словесными пояснениями оказывается одним из основных условий осуществления коррекционно-воспитательной работы в процессе формирования навыков самообслуживания. На начальных этапах формирования навыков самообслуживания выделяется ведущая роль показа этапов действий, составляющих навык, и создается возможность для подражания. При этом не следует злоупотреблять словесной инструкцией, каждое слово должно быть соотнесено с конкретным признаком или действием.

Необходимым условием в формировании навыков самообслуживания является определение зоны ближайшего развития ребенка и актуального развития. Где педагог будет оказывать помощь ребенку, в зависимости от этапа на котором находится ребенок. Так при формировании навыков самообслуживания используются следующие уровни помощи:

Совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

Частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

Педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

Ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;

Ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);

Ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Обучение должно быть построено на комплексном применении алгоритмических предписаний, адекватном познавательным возможностям детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Как указывает Л.И.Плаксина, процесс алгоритмизации выполнения предметных действий учит детей планировать и упорядоченно, целенаправленно действовать.

Согласно исследованиям Н.А.Бернштейна алгоритмизация последовательности выполнения различных предметных действий, должна осуществляться в соответствии с этапами выполнения произвольного движения:

Развитие навыка оценки предметной ситуации, которую предстоит реализовать в процессе практической деятельности;

Формирование умения определять двигательную задачу, то есть создавать образ того, что должно быть. Это умение служит основанием для оформления задачи и программирования ее решения;

Формирование умения программировать решение задачи, для чего необходимо определить:

в) средства решения двигательной задачи;

Развитие навыка качественного и целесообразного выполнения движения: минимизация продолжительности мышечных усилий, овладение чувством ритмизации усилий - расслаблений, что превращает действия в управляемые системы и обеспечивает выполнение нужного целенаправленного движения.

Поэтапное выполнение действий создает условия для осознания всего хода выполнения комплекса взаимосвязанных, последовательных движений.

Так, каждый навык самообслуживания включает в себя последовательно - осуществляемы действия, которые необходимо оречевлять на начальных этапах.

Очень важно поместить ребенка в подходящую позу, можно выполнять действие совместно, положив свои руки поверх рук малыша, хорошо побуждать его подражать вашим действиям или давать четкие пошаговые инструкции. Важно помнить, что необходимо оказывать временную помощь, и степень непосредственного участия в процессе одевания уменьшается по мере овладения навыком. Наша цель - научить ребенка действовать самостоятельно!

1. Ребенок должен находиться в правильном, устойчивом положении.

2. Каждое действие следует разбить на несколько простых шагов. В процессе обучения новому навыку, вы выполняются все шаги педагогом (родителем) но, предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без взрослого.

3. Обязательно необходимо хвалить ребенка за любой, даже самый малый успех.

4. Активно используйте способность ребенка подражать действиям других людей.

5. Постепенно переходите от непосредственной физической помощи к словесной инструкции, а затем начинайте просто напоминать ему последовательность действий, используя указательный жест.

Коррекционно – педагогическая работа на основном этапе должна включать обязательную работу с родителями. Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда - первейшая задача родителей. Воспитатель, а также учитель – дефектолог должен:

Инструктировать по отработке дома определенного шага, составляющего навык;

Необходимо проводить практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;

Важно обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков самообслуживания, совместное решение проблем, преодоление трудностей.

Коррекционно-педагогическая работа на заключительном этапе

На заключительном этапе работа проводится воспитателем в режимных моментах, учителем - дефектологом во время занятий по СБО

Цель:закрепление навыков самообслуживания.

  1. Закрепление последовательности действий, составляющих навык.
  2. Совершенствование самостоятельности в осуществлении навыков самообслуживания.

Предполагается самостоятельное выполнение детьми навыков самообслуживания. Также осуществление переноса навыков самообслуживания в игровую ситуацию, когда дети учат, например, пользоваться ложкой куклу, а также осуществление взаимопомощи детей друг другу.

Такая поэтапная коррекционно-педагогическая работа в процессе проведения занятий по СБО, в режимных моментах на наш взгляд, должна обеспечить оптимальную базу для формирования навыков самообслуживания у младших дошкольников с нарушениями зрения.

Литература:

  1. Зайцева Н. Н. Занятия по социально-бытовой ориентировке ─ новое направление в работе специальной школы // Сб. докл. науч.-практич. конф. - Минск: Полымя, 1991.
  2. Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Содержание и методы коррекционных занятий со слепыми детьми в часы коррекции. - М.: ВОС, 1990. - С. 46-65.
  3. РычашковаН. Упражнения на закрепление правил культурного поведения // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 3.
  4. Моурлот Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно – методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007 – 122 с.
  5. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. – М.: Теревинор, 2006.-40 с.
  6. Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учереждений.-М.: Мозаика – Синтез 2007.-144 с.
  7. Лихачев Б.Т. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед.учебн.заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. -528 с.
  8. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. - М.: 1997.
  9. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудится. -М., 1983.
  10. Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. -М., 1971.
  11. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М., 2006.
  12. М.Б. Зацепина Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада. – М., 2006.
  13. Гербова В.В. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада. – М., 2006.
  14. Ковальчук Я.И.Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.

Бутусова Любовь Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУСОВО "Кольчугинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"
Населённый пункт: г. Кольчугино
Наименование материала: программа
Тема: "Формирование навыков самообслуживания"
Дата публикации: 16.08.2016
Раздел: дошкольное образование

Программа «Формирование навыков самообслуживания»

Пояснительная записка.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий, напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости
Цель программы: ф
ормирование и совершенствование необходимых навыков самообслуживания, а также умение ухаживать за одеждой, чистить, стирать, поддерживать порядок в шкафах с бельем. Используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач
: Развитие умений самообслуживания и самостоятельного жизнеобеспечения, снижающих степень социальной инвалидности, зависимости от окружающих людей. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков. Выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества
Содержание программы:
Содержание обучения на занятиях по формированию навыков самообслуживания основано на решении трех задач: дидактической, коррекционной и воспитательной. Дидактическая задача направлена на получение определенной информации о предмете и овладение способами и приемами действия с изучаемыми предметами. Программный материал подобран таким образом, что позволяет наращивать фундамент социально- бытовой осведомленности.
Методическая работа воспитателя:
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи и вело бы к достижению поставленной цели. 2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практичную значимость труда. 3. Ставить трудовые задачи, требующие волевых усилий обучающихся, развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха. 4. Использовать такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знаний, рациональных действий, умение пользоваться инструментами, приспособлениями, инвентарем.
Формы работы:
– индивидуальная (отрабатываются отдельные операции); – групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания). Успешность обучения детей с умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых на занятии. Их выбор зависит от содержания занятия, особенностей психофизического развития детей. В процессе обучения детей с умственной отсталостью навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы: Детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия.
Сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий для выработки алгоритма действия. Многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности. Постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога. Каждое занятие по формированию навыка включает следующие этапы: 1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку; 2. Демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментирование каждого действия); 4. Совместные действия воспитателя с ребенком; 5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого; 6. Самостоятельные действия ребенка. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся. Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей. Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам. Дежурства - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Большинство поручений становятся групповыми, т.е. принимают коллективный характер. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых. Перед заданиями важно: рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа; перечислять детям весь объем предстоящей деятельности, например: «Ты сегодня дежурный, что же нужно сделать? Основное внимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных, на помощь детям; выделять задания, которые стали бы содержанием труда отдельных детей; обращать внимание на то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какой форме выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказывать справедливость своих претензий. Продолжительность одного занятия– 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю
Требования к знаниям и умениям в соответствии с уровнем развития воспитанников:
Уметь различать и называть предметы, необходимые для приема пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка, салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Обладать навыками: мыть руки перед едой: сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет. Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты. Различать и называть части тела, знать предметы санитарии и гигиены. Иметь представление о том, что быть чистым - красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Знать и выполнять правила проведения утреннего и вечернего туалета: мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу и полотенце. Уметь накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; убирать после еды посуду. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться. При раздевании складывать в определенной последовательности одежду. Аккуратно одеваться, проверяя все застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных занятий убрать со своей парты школьные
принадлежности; убирать на место игры и игрушки; Убирать класс: выровнять парты и поставить стулья на парты, вытереть доску, вытереть пыль с парт, полить комнатные растения, и т.д.). Уметь проводить сухую и влажную уборку помещения, заправлять кровать, проводить смену постельного белья. Уметь различать и называть предметы одежды и обуви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан, юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, туфли и т.д.). Уметь одеваться и обуваться, складывать и вешать снятую одежду и обувь. Уметь различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Уметь правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; уметь пользоваться носовым платком, стирать мелкие предметы одежды Помогать друг другу при выполнении тех или иных навыков самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время еды. Уметь пропускать друг друга в помещениях интерната, выразить вежливо просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по окончании трапезы вместе выходить из-за стола. В помещении и интерната и на улице не сорить, не кричать.
Тематическое планирование

Тема занятия
примечание
Мы и наше здоровье
1 Знакомство с курсом «Формирование навыков самообслуживания» Внешнее строение тела человека. 2 Внутреннее строение тела человека. 3 Нервная система. 4 Что такое режим дня. Соблюдение режима дня. 5 Кровь и кровеносная система. 6 О дыхании. Болезни, передающиеся через воздух. 7 Нос - орган обоняния. Уход за носом. Формирование эталонов поведения - использование носового платка. Практическая работа. 8 Вред курения. 9 Борьба с пылью. Виды уборки. Правила проведения уборки. 10 Разнообразие и назначение уборочного инвентаря. Хранение и уход за уборочным инвентарем. 11 Удаление пыли. Практическая работа. 12 Подметание пола. Практическая работа. 13 Пылесос. Правила ТБ при работе с пылесосом. Практическая работа.
14 Чистка мебели. Практическая работа. 15 Мытье пола. 16 Комнатные растения. 17 Уход за комнатными растениями. 18 Опора тела и движение. 19 Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. 20 Наше питание. Пищеварительная система. Режим питания. 21 Правила рационального питания. Полезные и вредные продукты 22 Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. 23 Витамины в рационе питания. . 24 Закрепление культурно-гигиенических навыков. Правильное мытье рук перед едой, мытье фруктов и овощей. 25 Посуда. Разнообразие и назначение. 26 Простейшая сервировка стола. 27 Сервировка стола. Практическая работа. 28 Культура приема пищи. Правила поведения за столом. 29 Уборка посуды со стола. Мытье посуды. Практическая работа. 30 Зубы. Уход за зубами. Предметы личной гигиены. 31 Гигиена полости рта. Практическая работа. 32 Глаза – орган зрения. 33 Уход за глазами. Практическая работа. 34 Уши – орган слуха. 35 Уход за ушами. Практическая работа. 36 Кожа – орган осязания. 37 Уход за кожей. Практическая работа.
38 Первая помощь при повреждениях кожи. 39 Волосы. Уход за волосами. 40. Практическая работа. Расчесывание волос. Мытьё головы. 41 Ногти. Уход за ногтями. Стрижка ногтей. 42 Органы выделения. Половая система. 43 Сон и его значение. Подготовка ко сну. 44 Заправка кровати. Практическая работа. 45 Смена постельного белья. Практическая работа. 46 Учреждения здравоохранения. Специальности врачей. Правила поведения в поликлинике. Медицинские процедуры, проводимые в интернате, их значение. Виды медицинской помощи: вызов врача на дом.
Гигиена одежды и обуви.
47 Название одежды. Виды одежды по сезонам. Хранение одежды. Правила опрятности. 48 Чистка и просушивание одежды. Практическая работа. 49 Моющие средства. Мыло. Стиральный порошок. Правила пользования. Хранение. 50 Практическая работа. Стирка носков. 51 Практическая работа. Стирка рубашки. 52 Стирка одежды в стиральной машинке. Практическая работа. 53 Правила пользования утюгом. Глажка. Практическая работа. 54 Ремонт одежды. Пришивание пуговицы. 55 Ремонт одежды. Штопка. 56 Уличная и домашняя обувь. Виды обуви по сезонам. 57 Чистка и просушивание обуви. 58 Шнуровка ботинок. 59- 60 Если хочешь быть здоров! Обобщение знаний.
Утверждено решением педсовета от 30 июля 2016г №34 Программа «Формирование навыков самообслуживания» Воспитатель: Бутусова Любовь Владимировна ГКУСОВО «Кольчугинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Г.Кольчугино.

Навык - это компонент действия человека, который он выполняет сознательно, который вырабатывается в процессе его выполнения. Самообслуживание-умение обслуживать самого себя, удовлетворять свои бытовые потребности собственными силами. .

Самообслуживание - процесс взаимодействия личности с окружающим ее миром. Это не значит, что оно ограничивается лишь накоплением представлений о действительности и обогащением жизненного опытом, оно также включает в себя овладение умениями и навыками, которые необходимы ей для самостоятельной жизни. .

Так как навыки - самообслуживания - это действия, которые направлены на самого себя, то у маленьких детей этот процесс связан с одеванием, раздеванием, приемом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук и т.п.) .

При работе с детьми младшего дошкольного возраста необходимо добиваться того, чтобы навыки самообслуживания стали для них элементарными, а также чтобы все приобретенные ими навыки совершенствовались. В процессе формирования трудовых навыков обогащается сама личность ребенка, увеличивается ориентировка в окружающем, развиваются другие области навыков: коммуникация, крупная и мелкая моторика, формируются личностные качества-самостоятельность, настойчивость, инициативность, опрятность, аккуратность и другие.

Навыки самообслуживания и их формирование у детей

Р.С. Буре, указывает, что своевременное появление навыков самообслуживания у детей, является отражением их начальной социализации и адекватного развития.

Воспитание у детей навыков самостоятельности в том числе навыков гигиены имеет большое значение не только для их успешной социализации в социуме, но и их здоровья. С рождения при формировании этих навыков идет не только усвоение ими норм поведения и правил, но и очень важный процесс социализации, когда малыш входит в мир взрослых. Этот процесс нельзя оставлять на потом, так как период раннего и дошкольного возраста самый благоприятный для формирования гигиенических навыков.

По Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой навык определяется как компонент автоматизированный к сознательному действию, который возникает в результате большого числа повторений. А именно, навык не становится сразу автоматизированным, он складывается спустя многократные повторения этих действий. Навык, который становится потребностью-привычка. Именно навык позволяет ребенку совершать действия быстро и ловко. Привычка побуждает его выполнять все действия без принуждения, охотно.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова в дошкольном возрасте выделают культурно-гигиенические группы навыков, которыми должен овладеть ребенок:

a) навыки ухода за своим телом (умывание, мытье рук и т.п.);

b) навыки еды (аккуратно брать пищу, прожевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т.д.);

c) навыки соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухаживать за ней (быстро одеваться и раздеваться, содержать вещи в порядке и чистоте и т.д.) .

В вариативных программах ДОУ в тех разделах, которые относятся к трудовому воспитанию, ставятся ряд задач по формированию санитарно - гигиенических навыков в соответствии с возрастом детей. Так, Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой:

1. Первая младшая группа (от 2 до 3 лет). Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.

2. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Приучать детей следить за своим внешним видом. Напоминать им, как правильно пользоваться мылом. Продолжать учить аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. К концу года дети должны владеть простейшими навыками поведения во время умывания. Учить полоскать рот после еды.

3. Средняя группа (от 4 до 5 лет). Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Следить, чтобы не были утрачены навыки самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навык полоскать рот после еды.

4. Старшая группа (от 5 до 6 лет). Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону.

5. Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расческой, следить за чистотой одежды и обуви.

Успешнее навыки самостоятельности формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. После этого, все, что приобрел ребенок необходимо постоянно закреплять и расширять. Именно в этих возрастных группах дети начинают проявлять самостоятельно в самообслуживании.

У детей эмоционально-волевыми нарушениями формирование навыков самообслуживания не происходит самостоятельно и произвольно. Таким детям необходимо обучение по данным областям навыков, необходима работа специалистов и детей, в основе должна лежать специальная программа, которая будет учитывать возможности ребенка. Только через подражание, усвоение навыков происходить не будет. Причины могут быть совершенно разными: различные двигательные нарушения, нарушения зрительного и слухового восприятия, нарушения интеллектуального нарушения, особенности эмоционально-волевой сферы.

Надежда Новожилова
Формирование навыков самообслуживания

Важное значение в жизни человека имеет труд, причем труд добросовестный, в котором нет места лени, нерадению и неаккуратности.

Трудовое воспитание начинается с самого раннего детства . И первое, чему учиться ребенок – это обслуживать себя. Самообслуживание - это самостоятельное выполнение необходимых обязанностей по отношению к самому себе (одевание, самостоятельный прием пищи , купание, умывание, уборка постели и комнаты и т. д.).

Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе . Оно требует строгой организации. Воспитательные результаты такой работы зависят от правильного руководства. В детских учреждениях обучение самообслуживанию составляет целое направление работы специалистов. С детьми, не посещающими детские сады, занимаются родители.

Помощь родителей в зависимости от возраста ребенка может осуществляться на различных уровнях :

– совместное действие, сопровождаемое комментарием;

– частичная помощь действием;

– помощь в начале действия;

самостоятельное осуществление действия ребенком под комментарий родителя;

– полностью самостоятельное осуществление действия ребенком.

В соответствии с современными требованиями содержание образовательной области «Труд» представлено двумя взаимосвязанными разделами «Труд взрослых и рукотворный мир» и «Самообслуживание и детский труд » , позволяющими обеспечить ориентировку ребёнка в данной области в соответствии с физическими и психическими возможностями детей. (Слайд 2) .

Трудовая деятельность в виде отдельных простейших процессов самообслуживания возникает и активно развивается уже на втором году жизни, когда ребёнок способен сам пить и есть, надеть или снять маечку, платье, намылить руки и пр. Как видим, раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направлены на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте, одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольникасамостоятельность . Осуществляется переход ребёнка от общей оценки к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие (Слайд 3) .

В ходе освоения самообслуживания появляются попытки помочь сверстнику. Это приводит к освоению качественно иной социальной позиции, связанной с осознанием себя как субъекта.

Самообслуживание как вид труда объединяет одевание, раздевание, умывание и пр. Освоение трудовых процессов по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, воспитатель помогает ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и пр., из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.) . Каждому из микропроцессов свойственны : целеполагание, набор определённых действий, своя последовательность выполнения, контрольно – проверочные умения, результат. Поэтому, именно в микропроцессах, у детей впервые возникают постановка цели, поиск и освоение способов её достижения, зарождаются контрольно – оценочные умения (Слайд 4) .

Исследовательская работа в дошкольных учреждениях позволила выявить основные педагогические условия овладения ребёнком позиции субъекта в самообслуживании (Слайд 5) .

1. Последовательное освоение ребёнком деятельности самообслуживания от микро- до целостного трудового процесса.

2. Наличие у воспитателя многообразия приёмов, стимулирующих стремление ребёнка к самостоятельности , освоение способов самоконтроля , оценки результата и его коррекция для достижения удовлетворительного качества.

3. Гибкое изменение тактики педагогического руководства по отношению к конкретному ребёнку в зависимости от его умелости, эмоционального настроя, индивидуальных особенностей.

4. Создание в группе развивающей материальной среды.

5. Взаимодействие воспитателя с родителями малышей.

Я как воспитатель ставлю перед собой ряд задач (Слайд 6) :

1. Помочь ребёнку овладеть простейшими микропроцессами (надеть или снять носочки, колготки, маечку и т. д.) из которых складываются целостные процессы самообслуживания (одевание, раздевание, умывание и др.) .

2. Научить соблюдать гигиенические правила, правила поведения за столом во время еды.

3. Сформировать отчётливые представления о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования; правилах обращения с предметами для детского самообслуживания (мыло, полотенце, водопроводный кран, оборудование туалетной комнаты, столовые приборы).

4. Поддерживать и развивать чувство радости от чистой и красивой одежды, опрятного внешнего вида, .

5. Поддерживать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч, снять сапоги, валенки и т. д.)

В детском саду созданы основные условия для успешного формирования навыков самообслуживания : рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых (Слайд 7) .

Работа по формированию навыков самообслуживания на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ необходимо поддерживать у детей стремление к самостоятельности . Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. Приучать детей этого возраста к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки. После 1 года малышей учат, есть ложкой густую пищу, а после 1,6 мес. - суп. В этом возрасте уже необходимо приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослого, после еды благодарить взрослого (как умеют) . По мере взросления ребенка его продолжают учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Взрослый должен сознательно содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам необходимо приучать ребёнка раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, расстёгнутые сапоги или туфли, рейтузы, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия : снимать и одевать перечисленные одежду и обувь в определённом порядке. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, причёску, аккуратно и в определённой последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание на порядок в комнате.

Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам) .

Кроме того, необходимо уже в этом возрасте воспитывать элементарные навыки культуры поведения . Для этого взрослому нужно неуклонно продолжать формировать поведение детей , соответствующее нормам и правилам : садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать; не шуметь, когда дети ложатся спать; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать.

Закрепляют умение благодарить после еды взрослых, задвигать стул. У малышей до 3 лет процесс самообслуживания связан с процессами одевания, раздевания, приёма пищи, а также с соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т. п.) . Зачастую усилия детей раннего возраста, т. е. до 3 лет, не достигают результата (туфли не одеваются, обе ноги попадают в одну штанину, пуговицы «влезают в чужие домики» и т. п.). Малыши стараются, именно поэтому взрослому не стоит спешить ему на помощь, пусть ребенок попытается что-то сделать самостоятельно . Когда ребенок попросит о помощи, прежде чем помочь ему, похвалите его за проявленное трудолюбие.

Формирование навыков самообслуживания в этом возрасте начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая их мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трёт их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом педагог старается создать хорошее настроение у детей, используя стихотворения, потешки, песенки : «Чистая водичка моет Лизе личико, Сереже ладоши, а пальчики – Алёше» .

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Она сопровождает свои действия словами : «Вот кукла Маша сняла шапку и положила её на верхнюю полку в шкафчик. Посмотри, Маша, сейчас Серёжа и Алена снимут шапки и положат их в шкафчик на полку». И так далее. В процессе обучения необходимо доброжелательное поощрение детей, своевременная помощь, поддержка. Это стимулирует активность ребят, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий.

Дети 2-3 лет с помощью взрослого учатся раздеваться в определённой последовательности (расстёгивают пуговицы спереди, молнии, застёжки на обуви, аккуратно складывать вещи.

У ДЕТЕЙ С 3 ДО 4 ЛЕТ необходимо развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.). Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Обучая детей трёх лет навыкам самообслуживания , важно сохранять их стремление к самостоятельности , которое является самым великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования трудолюбия . От воспитателя требуется огромное терпение, педагогический такт, чтобы не погасить детскую инициативу.

Как и для детей до 3-х лет, решающую роль имеют игровые приёмы. Именно они помогают воспитателю более активно воздействовать на ребёнка. Предположим, воспитатель вносит новую большую куклу и говорит детям, что она будет жить с нами. Дети знакомятся с куклой, выделяют ей место в шкафу для одежды, в комнате, где спят дети вместе с воспитателем устанавливают кроватку, в кухне отводят место за столом, где она будет кушать и т. д. затем учат куклу навыкам самообслуживания , а кукла в свою очередь даёт оценку действиям детей. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Это особенно важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера : «Посмотрите, как Лиза правильно и быстро сапожки надела» .

При обучении детей навыкам самообслуживания даёт хороший результат чтение потешек, небольших стихотворений. «Буль, буль, буль, журчит водица. Все ребята любят мыться» . Или : «Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться» - приговаривает воспитатель, одновременно показывая детям приёмы умывания.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно , вызвав у них интерес к предмету. Например, во время умывания воспитатель даёт детям новое мыло в красивой обёртке, предлагает развернуть его, рассмотреть, понюхать : «Какое гладкое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Давайте проверим!».

Действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и др. Сюжеты воспитатель вполне может придумать сама : «Как зайка умывается» , «Как медвежонок учит Зайку есть красиво и правильно» и т. п.

Педагогу следует обращать внимание на качество выполнения детьми уже освоенных навыков (как ребёнок завернул рукава, насухо ли вытер руки, не забыл ли отнести на батарею для просушки после прогулки мокрые варежки и т. п. не следует одобрять небрежность и неряшливость.

Кроме того, следует поощрять попытки детей помогать друг другу. Ни в коем случае нельзя оставлять без внимания случаи иждивенчества.

У ДЕТЕЙ С 4 ДО 5 ЛЕТ необходимо совершенствовать умение самостоятельно одеваться , раздеваться. Следует приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить её в порядок (чистить, просушивать) . Педагогу необходимо воспитывать у ребёнка этого возраста стремление быть всегда аккуратным, опрятным.

Усложнением в навыках по самообслуживанию для этого возраста детей является формирование у них навыка и умения самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания работы за столом – рисования, лепки, аппликации (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.) .

Постепенно содержание труда расширяется. Педагог должен уделять внимание формированию исполнительности , умению доводить начатое дело до конца : одеваться, раздеваться, есть не отвлекаясь. Эти задачи решаются успешнее при использовании игровых приёмов и систематического контроля действий ребёнка.

В этом возрасте у ребенка появляется стремление научить товарища тому, что он умеет сам. Это нужно использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи . Но необходимо следить за тем, чтобы дети не злоупотребляли добротой братьев или сестёр. Надо терпеливо и настойчиво формировать у каждого ребёнка навыки по самообслуживанию .

В этом возрасте чаще использовать такие методические приёмы, как привлечение детей к анализу результатов труда, объективная оценка деятельности каждого ребёнка. Важно предоставлять дошкольникам больше самостоятельности в самообслуживании . Но одновременно следует помнить, что приём объяснения и показа способа действий на данном этапе по-прежнему занимает большое место в работе педагога. На конкретных примерах надо учить ребёнка делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи : не убрал вещи на место после прогулки, будешь потом долго искать; не повесил аккуратно вещи, после сна будешь ходить в мятой одежде, и т. д.

У ДЕТЕЙ С 5 ДО 6 ЛЕТ продолжают вырабатывать привычку правильно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

Задача педагога состоит в том, что он должен совершенствовать у дошкольников этого возраста умение одеваться и раздеваться, не отвлекаясь, аккуратно складывать в шкаф одежду, сушить мокрые вещи, ухаживать без напоминаний за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место) .

Воспитателю следует закреплять умение замечать и самостоятельно устранять неполадки в своём внешнем виде. В этот возрастной период нужно формировать привычку бережно относиться к личным вещам и вещам своих братьев, сестер, сверстников. Развивать желание помогать друг другу.

Таким образом, продолжается работа воспитателя по совершенствованию навыков самообслуживания . Особое внимание надо обращать на то, чтобы ребенок пользовался навыками осознанно (понимал необходимость чистить зубы, полоскать рот после еды и т. д.) ; видел, что небрежное выполнение трудовых действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (не почистил ботинки – они имеют неряшливый вид; поспешила, не причесалась – волосы лезут в глаза).

В этом возрасте дети самостоятельно одеваются и раздеваются, следят за чистотой одежды, порядком в своём шкафу. У ребенка продолжают воспитывать потребность в чистоте. Он должен без напоминаний взрослых чистить зубы, мыться перед сном. Дети знают, когда и как надо мыть руки, но некоторые делают это наспех, поэтому необходим контроль выполнения процесса. Целесообразно следить за тем, пользуются ли ребенок носовым платком, бережно ли относится к своим личным вещам.

Воспитатель должна приучать ребенка 5-6 лет бережно относиться к своим вещам, чистить, просушивать одежду и обувь.

Ребенок этого возраста уже вполне умеет пользоваться ножом и вилкой. Его обучают есть аккуратно, красиво, не разговаривать с набитым ртом.

В процессе совершенствования навыков самообслуживания у детей продолжают воспитывать доброту, чуткость, отзывчивость, умение приходить на помощь сверстникам. Воспитатель обязательно отмечает случаи проявления внимания и заботы по отношению друг к другу.

ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ актуальным остается воспитание потребности трудиться. В формировании навыков самообслуживания необходимо продолжать закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать одежду в шкаф, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить) . Кроме того необходимо приучать ребёнка этого возраста относить после еды и аккуратно складывать в раковину посуду. Закреплять умение замечать и устранять непорядок в своём внешнем виде, тактично сообщать товарищу о необходимости что-то поправить в костюме, причёске.

Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к непосредственно образовательной деятельности, проводимой за столом, без напоминания по окончании работы убирать своё рабочее место.

Несмотря на то, что многие навыки у ребёнка уже сформированы , некоторые действия (мытьё рук, чистка зубов, полоскание рта после еды, подчас выполняются формально . Воспитателю от случая к случаю необходимо напоминать ребёнку о целесообразности той или иной процедуры, раз за разом внушая ему, что небрежность в выполнении тех или иных действий может привести к печальным результатам (стоптанные задники туфель будут натирать ноги и т. п.) .

Дети в этом возрасте способны следить не только за своим внешним видом, но и за внешним видом своего младшего брата или сестры. Они уже вполне могут, по подсказке воспитателя, в тактичной форме предложить помощь своему братику или сестренке, подсказать, что у него или у неё не так во внешнем виде.

Периодически воспитатель должен контролировать, как дети поддерживают порядок в своих шкафах и ящиках столов. Это задание педагог может поручить ребёнку.

В этом возрасте следует приучать ребёнка при необходимости стирать свой носовой платок, испачканные носки, ленточку, мешочек для спортивной формы , сметать с нижней полки шкафчика для обуви песок, принесённый на подошвах обуви.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка .

Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее , если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно .

Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Вера Дедюра
Основные методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста.

С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно : одевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т. д. Но не все у него может получаться. Если на этом этапе ребенок «опустит руки» , откажется от попыток самостоятельности , то позже ему будет еще труднее привыкнуть все делать самому .

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности . Так, если поручить трехлетнему ребенку, самостоятельно завязать шнурки , то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Особое значение в имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное

проведение бытовых процессов.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ : Задачи и содержание работы в младшей группе

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды) .

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) .

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать : «Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п. Родители должны набраться терпения, ведь в спешке они сами готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и аккуратнее. При этом, между делом, родители приговаривают, каким растяпой (неряхой, неумехой, лентяем и т. д.) является ребенок. Такое родительское поведение формирует у ребенка комплексы и может вылиться в серьезную психологическую проблему.

Чтобы приучить ребенка к самостоятельности , важно дать ему осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребенка соломинку, когда он пытается есть ею суп или кашу. Малыш сам поймет, что это неудобно и утомительно. Действуя самостоятельно , ребенок учится не бояться ошибок.

Основная деятельность маленьких детей - игра . Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры , в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей , так и индивидуально с каждым ребенком. В играх используются самые различные игрушки, организовываются с ними игры (куклу накормить, раздеть, уложить спать, одеть) .Например, ребёнок отказывается вечером убирать игрушки. Можно напомнить ему, что завтра к мишке придут гости, поэтому всё нужно очень хорошо убрать, чтобы ему не было стыдно. Игра используется и для закрепления навыков самообслуживания . Так, с помощью дидактической игры с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании и раздевании. Или с помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается, умывается, или же как эти персонажи сами выполняют различные действия, отражающие моменты самообслуживания .

Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.

Кран откройся!

Нос умойся.

Каждый пальчик,

Мыться стройся,

Мыльце скользкое бери

И свои ладошки три.

Можно спросить, зачем надо мыть руки и лицо. Правильно, чтобы были чистыми.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы губки заалели,

Засмеялся, чтоб роток,

Хлебушко кусал роток.

Во время уборки игрушек, нужно приучать детей убирать их на место . Воспитывать бережное отношение к игрушкам, самостоятельность , желание трудиться.

Ну, теперь за дело дружно

Убирать игрушки нужно.

Убирать и не ломать,

Завтра будем вновь играть.

После уборки хвалить ребят за помощь, обращать внимание на то, как уютно, красиво стало в игровой комнате.

Мы с игрушками играли,

Их на место убирали.

Кто любит трудиться -

Работы не боится.

После дневного сна

В небе солнышко гуляет,

С ясным днем вас поздравляет

Просыпайся детвора,

Уж гулять давно пора!

После дневного сна, когда дети одеваются, можно усадить их на стульчики и протать стихотворение :

Вот колготки. Посмотри.

Они сшиты изнутри.

Ты, дружочек, не зевай,

Налицо их надевай.

Собери чулок в гармошку,

И надень его на ножку.

До коленки натяни,

И другой чулок возьми.

Вот и все теперь вставай

И штанишки одевай.

Большое значение при формировании навыков самообслуживания у ребенка имеет чтение художественной литратуры («Федорино горе» , «Мойдодыр» , «Маша варежку надела…» ).

Приучая ребенка к самостоятельности , важно быть последовательными и спокойными. Уверенность в своих силах и терпение родителей обязательно помогут малышу освоить все необходимые навыки .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как приучить ребенка чистить зубы» Всем родителям без исключения хочется сохранить здоровье своего ребенка! Как хочется, что бы ребенок не болел, в том числе, что бы не болели.

Как приучить ребенка любить книги Ни для кого не секрет, что значение художественной литературы очень велико для приобщения ребенка к общечеловеческой культуре и гармоничного.

Как учить малышей самостоятельности? АЛГОРИТМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ Согласно показателям нервно – психического развития.

Консультация для родителей «Путь к самостоятельности» Путь к самостоятельностиВоспитание у малыша самостоятельности начинается в первый день его жизни, когда стараниями родителей создается теплая,.