Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи. Педсовет:"Организация работы с родителями"

Педсовет

«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи:
1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.

2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями в условиях ФГОС ДО;

3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Повестка дня:

1. Выступление старшего воспитателя: «Взаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС ДО»

2. Методология взаимодействия (интерактив)

3. Деловая игра

5. Подведение итогов.

1. Выступление ст. воспитателя

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в законе РФ «Об образовании» от говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования , любви к Родине, семье». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию .

В стандарте сформулированы требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями.

Ну и несколько установок стандарта:

    стремление к взаимодействию стремление к сотрудничеству и сотворчеству, совместным проектам стремление к открытости стремление к диалогу, желание быть услышанными педагогами усталость от декларативности в общении, желание перейти от слов к делу стремление к пониманию связи «ребенок-мать», «ребенок-отец».

В центре стандарта - требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим. Среди которых – сотрудничество с семьей.

Стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди основных принципов:

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства…»

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:

    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность ; обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В основе новой концепции семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Итак, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка ».

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ. Еще педагоги прошлого - , и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

2. Методология взаимодействия.

Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.
Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая группа в течение 5 минут обсудит по 1 понятию (1 группа – взаимодействие, 2 – сотрудничество, 3 – содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов).

«Взаимодействие» - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение, обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

«Сотрудничество» - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.

«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.

Вопрос к педагогам: «Возможна ли взаимная дружба без общения, а следовательно, и без взаимодействия? » (Конечно же нет).

Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья, используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрослого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каждый из участников процесса обучения и воспитания детей, например педагог, родитель, будет прав, но по-своему.

Родители – это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как вспыхивает мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услышать довольно агрессивную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

Педагоги – это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

Давайте вспомним, какие же существуют формы взаимодействия.

3. «Деловая игра»

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения : две рабочие группы, старший воспитатель эксперт.

Ход игры.

1 часть. Теоретическая.

Вопросы для первой группы:

1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?

2. Перечислите формы работы с родителями.

3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?

4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для второй группы:

1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?

2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.

3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?

4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:

    В его присутствии Без него В присутствии всех членов семьи

2 часть.

Проводя среди родителей огромное количество анкетирования, индивидуальных бесед и т. д. мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке.

Запишите их.

3 часть. Игровое упражнение «Современная семья – какая она?»

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

    Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций. Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи. (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

4 часть. Решение педагогических ситуаций.

Разделить педагогов на 4 группы (кто сидит рядом)

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

4. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

Важно понимать, что любой родитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний, родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для последнего во многом обучающей (средством обучения при этом является то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонацией сопровождается сообщение и др.)

Педагогическая ситуация:

«Родитель не доволен, рассержен на педагога, за то, что его ребенок был наказан и лишен возможности играть с другими детьми». Как вы себя поведете в общении с родителем? (ответы педагогов)

В общении с рассерженными взрослыми необходимо:

Показать собеседнику свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы рассержены») и дать ему возможность высказаться;

Настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы рассержены, однако выслушаю вас, но слушать брань, оскорбления я не готова и не стану»);

Исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и др.);

Избегать скоропалительных выводов типа «Вечно у вас так», Все время вы так» и т. п.;

Встретиться с родителем, который был в рассерженном состоянии на следующий день, ведь большинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

Профессиональное поведение педагога есть отражение его нравственной личности и профессиональной компетентности. Неэффективное поведение свидетельствует и о проблемах педагога, усталости, истощении, о профессиональной деформации личности.

Грамотное общение – залог хорошего психического самочувствия педагога и его профессионального долголетия.

Возможные трудности при организации взаимодействия с семьей.

Трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть вдругом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Профессиональная компетентность педагога

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога» в сфере общения с родителями воспитанников.

Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов)

Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога

Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями

Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»

Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей

Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

Обладает развитыми коммуникативными навыками.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.

Примерный кодекс общения:

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

«Психологическая зарядка»

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача».

3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо».

6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна».

8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

Эффективные способы, формы, методы вовлечения родителей в жизнь ДОУ.

Обычно в родительские собрания обязательно включается чтение доклада, от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Использование нетрадиционных форм: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол»; по типу телепередач и развлекательных программ, игр, направленных на привлечение их внимания к детскому саду: «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток – шоу»; акции «Покрасим веранды », «Мы – дизайнеры». Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к педагогам, заведующему или старшему воспитателю. Необходимо ориентировать на использование сайта ДОУ. Родители могут задавать вопросы на сайте. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно, или на сайте ДОУ. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

3. Подведение итогов.

Сегодня мы обсудили одну из важнейших задач, которые стоят перед ДОУ. Какие выводы вы сделаете из материала данного педсовета, напишите на листах – это и будет решением педсовета.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №183» Педагогический совет «__» ______ 201__ г.

Протокол №__

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: А.Д. Дудкина.

Всего членов Педагогического совета: 13 человек.

Тема: Оптимизация системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Цель: Активизация работы педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями.

Присутствовали: 13 человек

Отсутствующие: 0

Повестка дня:

  1. Сообщение Ореховой А.Е. на тему (законных представителей)
  2. Анализ результатов локальных социологических исследований в рамках ДОУ для выявления уровня педагогической компетентности родителей, а также для выявления запросов и потребностей - Орехова А.Е.
  3. Организация работы родительского всеобуча – старший воспитатель Орехова А.Е.
  4. Сообщение уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка Лапаткиной Л.А. на тему .
  5. Создание группы по разработке плана оздоровительных мероприятий - заведующий МБДОУ Дудкина А.Д., старший воспитатель Орехова А.Е.

По первому вопросу слушали: старшего воспитателя Орехову А.Е.

Анастасия Евгеньевна выступила с сообщением на тему «Пути и средства обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» . В своем докладе А.Е. напомнила, что одним из требований к условиям реализации ООП дошкольного образования является «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность» , а одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» . Поэтому взаимодействие с семьями воспитанников – важная и сложная сторона деятельности всех работников ДОУ.

Анастасия Евгеньевна остановилась на проблемах во взаимоотношениях семьи и ДОУ, а также рассказала о разнообразных формах и методах работы с семьей.

А.Е. поставила перед коллективом ДОУ следующие цели в работе с семьями воспитанников:

  1. Создание системы поддержки семейного воспитания
  2. Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между детским садом и семьей.
  3. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
  4. Удовлетворение потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития, воспитания и обучения детей на протяжении всего периода дошкольного детства.
  5. Реализация индивидуального образовательного запроса.
  6. Широкое применение родителями педагогических умений и приемов в общении с ребенком.
  7. Реализация личностно-профессионального роста педагогов ДОУ - специалистов и воспитателей.

А.Е. предложила для достижения поставленных целей разработать проект по работе с родителями в ДОУ.

За - 13 человек, против - 0.

Постановили: разработать проект по работе с родителями до 30. 12. 14 года, ответственность за разработку проекта возложить на старшего воспитателя Орехову А.Е..

По второму вопросу слушали: старшего воспитателя Орехову А.Е., представившую результаты анкетирования родителей (по запросам и потребностям, выявление педагогической компетентности родителей) . В анкетировании приняли участие 37 родителей. Были выявлены потребности и возможности родителей к получению дополнительных образовательных услуг, в каких видах услуг просматривается потребность, необходимость в проведении совместных мероприятиях, консультациях. Большинство родителей готовы к тесному сотрудничеству, нуждаются в консультационной поддержке со стороны педагогов, интересны совместные мероприятия (в т.ч. опыт работы ДОУ в 2013-2014 учебном году: совместные мероприятия для детей и родителей) .

Орехова А.Е. сказала, что необходимо систематически (минимум 2 раза в году: сентябрь, май) проводить мониторинг работы с родителями: опросы для выявления индивидуальных особенностей ребенка, социологические опросы, опросы родителей для получения их представлений и ожиданий, планов относительно сотрудничества с персоналом детского сада. Анастасия Евгеньевна предложила согласовать план мониторинговых исследований работы с родителями после разработки проекта по работе с родителями.

За - 13 человек, против - 0.

Постановили: согласовать план мониторинговых исследований работы с родителями после разработки проекта по работе с родителями.

По третьему вопросу слушали: заведующего МБДОУ Дудкину А.Д., старшего воспитателя Орехову А.Е.

Анна Джимовна напомнила педагогическому коллективу цели и задачи родительского всеобуча на 2014-2015 учебный год. Орехова А.Е. познакомила с дальнейшим планом работы родительского всеобуча на 2014-2015 учебный год.

Анна Джимовна предложила отражать темы родительского всеобуча в планах работы с родителями, в родительских уголках, в планах по самообразованию педагогов.

За - 13 человек, против - 0.

Постановили: следовать дальнейшему плану работы родительского всеобуча МБДОУ на 2014-2015 учебный год - единогласно, отражать темы родительского всеобуча в планах работы с родителями, в родительских уголках, в планах по самообразованию педагогов.

По четвёртому вопросу слушали: уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка Лапаткину Л.А.

Лариса Александровна, как уполномоченный по защите прав и законных интересов ребенка, зачитала доклад на тему «Организация работы с семьями «группы риска» .

В своем сообщении Л.А. дала характеристику семьям «группы риска» , рассказала, какие семьи в первую очередь подвержены опасности оказаться неблагополучными, а также подробно остановилась на методах работы с такими семьями, мероприятиях, направленных на профилактику социально опасного положения.

Лариса Александровна предложила организовать работу по выявлению и дальнейшей работе с семьями «группы риска» с участием уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка ДОУ.

За - 13 человек, против - 0.

Постановили: организовать работу по выявлению и дальнейшей работе с семьями «группы риска» с участием уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка ДОУ. Ответственность за работу с неблагополучными семьями возложить на Лапаткину Л.А.

По пятому вопросу слушали: заведующего МБДОУ Дудкину А.Д., старшего воспитателя Орехову А.Е.

Заведующий ДОУ А.Д. Дудкина напомнила педагогам о том, что основным направлением работы ДОУ, согласно Программе развития и Годового плана работы на 2014-2015 учебный год, является физкультурно-оздоровительная работа. Таким образом, перед коллективом появилась необходимость разработки целостной системы по здоровьесбережению дошкольников. Анна Джимовна предложила создать рабочую группу по разработке плана оздоровительных мероприятий. В состав группы включить: Нечаеву Н.М., Лапаткину Л.А., Долгих С.Б., Орехову А.Е. Рабочие собрания группы назначить на каждый 2-ой вторник месяца.

За - 13 человек, против - 0.

Постановили: создать рабочую группу по разработке плана оздоровительных мероприятий. В состав группы включить: Нечаеву Н.М., Лапаткину Л.А., Долгих С.Б., Орехову А.Е.. Рабочие собрания группы назначить на каждый 2-ой вторник месяца.

Решение педагогического совета.

  1. Разработать проект по работе с родителями до __. __. ____ года, ответственность за разработку проекта возложить на старшего воспитателя Орехову А.Е..
  2. Согласовать план мониторинговых исследований работы с родителями после разработки проекта по работе с родителями.
  3. Следовать дальнейшему плану работы родительского всеобуча МБДОУ на 2014-2015 учебный год, отражать темы родительского всеобуча в планах работы с родителями, в родительских уголках, в планах по самообразованию педагогов.
  4. Организовать работу по выявлению и дальнейшей работе с семьями «группы риска» с участием уполномоченного по защите прав и законных интересов ребенка ДОУ. Ответственность за работу с неблагополучными семьями возложить на Лапаткину Л.А..
  5. Создать рабочую группу по разработке плана оздоровительных мероприятий. В состав группы включить: Нечаеву Н.М., Лапаткину Л.А., Долгих С.Б., Орехову А.Е.. Рабочие собрания группы назначить на каждый 2-ой вторник месяца.

Председатель _____________ А.Д. Дудкина

Секретарь _____________ А.Е. Орехова

Тема: «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».

Сценарий педсовета

Слайд 1

1. Большинство взрослых людей - родители: молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – это ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное, профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка. В настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, на основании того, как складывались отношения в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов воспитания. Поэтому вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством являются актуальными. т.к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы. Важно создавать условия для включения родителей в деятельность, в рамках которой они бы сами сделали для себя нужные выводы, освоили навыки и приемы воспитания, захотели взаимодействовать со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво подскажут, как воспитывать ребенка.

(слайд 2)

Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима

( слайд 3 )

Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

Гармоническое развитие ребенка;

Забота о здоровье детей;

Помощь в учении;

Трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

Помощь в социализации личности и ее самореализации;

Формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

Забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

Развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

Подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

Половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

(слайд 4 )

Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. слайд 5

Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи, он не смеет сердиться на детей, воспроизводящих семейный стиль речи, поведения, отношения, не смеет и оскорбляться на грубые либо непристойные выходки ребенка, подражающего кому-то из своего маленького социального мирка. Он только ищет корни такого поведения.

Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего.

слайд 6

Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?

Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.

(слайд 7)

Задачи взаимодействия:

формирование активной педагогической позиции родителей;

вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

активное участие родителей в воспитании детей)

Как же наилучшим приобщить родителей к делам и заботам школы? Как добиться согласованности в действиях школы и семьи? Как помочь семье в воспитании детей? Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников.

    (Слайд 8)

    Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию
    в жизни школы
    ?

    Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;

    Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);

    Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

    Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;

    Информация об успехах детей;

    Заинтересованность учителей в успехах детей;

    Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных учителей) развивать работу с родителями;

  • (Слайд 9)

    Как привлечь родителей в школу

    Первое собрание – знакомство.

    Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.

    Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).

    Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).

    Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент...)

    Сохранение конфиденциальности

(Слайд 10)

Работа с родителями в классном коллективе:

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

  • Цели и задачи:

    Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;

    Изучение воспитательных возможностей семьи;

    Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

    Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;

    Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;

    Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования

  • Слайд 11

    Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного.

    Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

  • Слайд 12

    Взаимодействие с родителями проводится …

    В рамках родительских собраний

    В рамках общешкольных родительских собраний

    В рамках заседаний родительского комитета

    Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты)

    Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом

    Через переписку с родителями по электронной почте

    Совместные выезды на экскурсии

    Субботник

    Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.

(Слайд 13)

Потребности современных родителей. Использование Интернет-технологий Использование Интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), позволяет создавать Интернет-базы знаний, реализовывать Интернет-проекты для родителей и семей, усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.

  • Оперативная связь со школой, в том числе с классным руководителем(успеваемость, пропуски, текущие вопросы, информация, проблемы, успехи, расписание, услуги школы, домашние задания)

    Получение полезных материалов по воспитанию, обучению, развитию ребенка

    Общение с другими родителями, обсуждение вопросов воспитания и обучения

    Оперативные Консультации разных специалистов

    Участие в сетевой жизни своего ребенка

    Что дают Интернет –технологии родителю

  • (Слайд 14)

    Оперативное получение информации и консультационной поддержки

    Повышение родительской грамотности

    Более тесный контакт со школой и возможность более активно включиться в жизнь школы

    Возможность быстро реагировать на школьные ситуации

    Возможность объединяться в родительские сообщества и решать вопросы

    Восприятие школы как открытого института, реагирующего на потребности родителей

(Слайд 15).

Принципы взаимодействия семьи и школы

  • Взаимная договорённость – залог успешности педагогического альянса
    семьи и школы
    1. Принцип согласия

    Школа - раскрывает цель воспитания

    Школа – сообщает о функции школы

    Школа – наделяет семью обязанностями

    Школа – открывает психологию любви

    Семья – осмысливает цель воспитания, выражает мнение

    Семья – выражает мнение о продуктивности функций

    Семья – соглашается создавать необходимые условия

    Семья – учится искусству любить детей

  • (Слайд 16)

    2. Принцип сопряжения

    Школа - оповещает о педагогических требованиях

    Школа – информирует о ходе развития детей

    Школа – знакомит с воспитательными замыслами

    Школа – предъявляет работу школы

    Семья – поддерживает требования школы

    Семья – сообщает о проблемах семейного воспитания

    Семья – соглашается содействовать замыслам

    Семья – вносит коррективы в семейное воспитание

  • (Слайд17)

    3. Принцип сопереживания

    Школа оказывает знаки внимания родителям

    Школа формирует у детей любовь к семье

    Школа знакомит с событиями школы

    Семья благодарит и выражает ответное внимание

    Семья утверждает безусловное уважение к школе

    Семья проявляет интерес к жизни всех детей

  • (Слайд 18)

    4. Принцип сопричастности

    Школа информирует о нуждах школы

    Школа приглашает обсудить проблемы

    Школа просит об обеспечении ребёнка

    Семья оказывает материальную помощь

    Семья участвует в обсуждении проблемы

    Семья обеспечивает ребёнка необходимыми средствами

  • (Слайд 19)

    5. Принцип содеянности

    Школа информирует семью о планах работы

    Школа приглашает принять участие

    Школа организует общее дело

    Семья оценивает влияние школы на детей

    Семья откликается на приглашение, участвует

    Семья участвует в общих делах

  • (Слайд 20)

    6. Принцип меры.

    Основная и единственная цель альянса – организовать воспитательное пространство для гармонизации развития детей

    Не форсировать развитие и углубление взаимоотношений «семья-школа»

    Не перекладывать свои обязанности друг на друга (не выходить за пределы своих воспитательных функций)

    Взаимно признавать автономию школы и семьи, считая единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью – просьбу

    Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации при любых обстоятельствах

    Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства, ставя педагогический акцент на отношение к этим обстоятельствам

    Не укорять семью в присутствии ребёнка, не порицать детей в присутствии родителей – всегда помнить: они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь

    Апеллировать к разуму ребёнка как субъекту деятельности и поведения, не создавать на него двойного давления семьи и школы

В заключении

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.

Тематический педсовет № 2

Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Подготовительная работа

    Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с родителями.

    Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.

    Тематический контроль "Взаимодействие детского сада и семьи"

    Оформление родительских уголков

    Семинар-практикум «Психологическое сопровождение педагогов по взаимодействию с родителями в условиях ФГОС ДОО».

Повестка дня

    Выполнение решения педагогического совета № 1. (заведующий Ковтун И.В.)

    Анализ тематического контроля "Взаимодействие детского сада и семьи". (старший воспитатель Сюрха Н.В.)

    «Роль семьи в воспитании ребёнка. Формы работы педагогов с родителями». (докладчик Сюрха Н.В.)

    «Формах работы с семьёй в группах» (воспитатель группы «Особый ребёнок» Экезли В.М., воспитатель подготовительной группы Назарчук О.В.)

    Психологическая зарядка.

    "Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями". (педагоги всех возрастных групп).

    Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями". (педагог –психолог Харитонова Е.А.)

    Проект решения педсовета.

Ход педсовета

Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения активизировать взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития личности ребёнка и его социализации в условиях введения ФГОС ДО. Пройдет он форме устного журнала.

Первая страница выполнение решений педагогического совета № 1

Вторая страница Аналитическая.

При подготовке к педсовету был проведен тематический контроль «Взаимодействие детского сада и семьи» (справка по итогам тематического контроля прилагается)

Третья страница Информационная.

Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов . Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами "на равных", как с коллегами, прийти к доверительному, "душевному" общению. Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию "профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников" .
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями? (высказывания педагогов)
В содержание профессиональной компетентности входят следующее:

Личностные качества и установки (личностный компонент)

    Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников

    Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

    Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

    Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Знания (содержательный компонент)

  • об особенностях семейного воспитания

    о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

    о методах изучения семьи

    о современных формах организации общения

    о методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

    Умение преодолевать психологические барьеры общения

    Владение методами изучения семьи

    Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

    Умение ориентироваться в информации

    Умение конструировать программу деятельности с родителями

    Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

    Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

Портрет педагога

    Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями

    Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»

    Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей

    Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

    В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

    Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

    Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

    Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

    Обладает развитыми коммуникативными навыками.
    Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое.
Нужно педагогам увидеть причины трудностей - не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения.

Примерный кодекс общения:

    Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

    Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

    Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.

    Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

    Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

    В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Четвёртая страница Отчётная

Выступление педагогов с презентациями о формах и методах работы с родителями в своих группах (презентации прилагаются).

Пятая страница "Психологическая зарядка"

Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.

    Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".

    Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".

    Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".

    Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".

    Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".

    Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".

    Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".

    Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".

    Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".


Шестая страница Домашнее задание «Аукцион педагогических проектов по взаимодействию с родителями ".

Предлагаю каждой группе презентовать свой проект по взаимодействию с родителями. У каждого из вас есть по 1 фишке, вы можете отдать их за какой-то один проект. В конце нашего аукциона мы определим какой проект получил больше всего голосов.

Седьмая страница Диагностическая

"Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

А сейчас вам предлагается несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «нет», «да», «иногда».

    Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

    Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

    Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

    Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

    Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

    Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

    Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

    Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

    Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?

    Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

    Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

    Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

    Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

    У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не допускаете?

    Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

    Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.
30-32 очка . Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков . Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка . Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков . У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков . Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков . Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Восьмая страница
Проект решения педсовета

    Реализовать проекты по взаимодействию с родителями и подготовить презентацию по реализации проектов. Срок: май 2016 г. Ответственные: воспитатели всех групп.

    Разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки: апрель 2016 г. Ответственные: воспитатели и специалисты.

    С целью дальнейшего вовлечения родителей в работу педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к воспитательно-образовательному процессу, как необходимому условию развития собственного ребенка провести день открытых дверей для родителей воспитанников. Срок апрель 2016г. Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели, специалисты.

    По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.

Оксана Осадчая
Педагогический совет «Взаимодействие ДОУ и семьи»

Цель : повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников

Задачи :

1. уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями .

2. повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями ;

3. активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;

4. поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Подготовка к педсовету

1. Анкетирование родителей «» .

2. Диагностика педагогов «Стиль педагогической деятельности » .

3. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.

4. Смотр-конкурс «Родительских уголков» .

План педсовета

1. Вступительное слово.

Ответственные : Директор

2. .

Ответственные : заместитель директора по методической работе

3. Деловая игра «Дерево – мудрости»

Ответственный : старший воспитатель

4. «Аукцион идей»

Ответственные : воспитатели.

5. Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности » .

Ответственные : Педагог-психолог

«Взаимодействие детского сада и семьи » .

Ответственные : Педагог-психолог

7. Итоги смотра-конкурса .

Ответственный : Методсовет

1. Игра «Поздороваться локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – все педагоги .

Время – 5-7 минут

Проведение : Ведущий просит педагогов встать в круг . Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее :

Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Ведущий говорит педагогам , что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом педагогов , просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут педагоги собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. Педагоги занимают места за столами в соответствии со своим номером.

2. «Способы вовлечения родителей в жизнь детского сада» (заместитель директора по МР)

Часто доводится слышать от воспитателей разного возраста и опыта работы, что с детьми работать легче, чем с родителями. Но известно, что успехов в формировании личности и воспитании ребенка можно добиться, если соблюдается принцип единства действий между педагогами и родителями . Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей предполагает взаимопонимание и взаимодействие воспитателей и родителей.

Но, что же такое взаимодействие и что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей ? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие » , «сотрудничество» , «содружество» ? Для того, чтобы раскрыть эти понятия каждая группа в течение 5 минут обсудит по 1 понятию (1 группа – взаимодействие , 2 – сотрудничество, 3 – содружество) и по истечении времени представители группы выступят перед нами. (Выступления педагогов ) .

«Взаимодействие » - совместная деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, как качественно и эффективно организованное взаимное общение , обмен опытом, совместный поиск решения возможных проблем.

«Сотрудничество» - это общение «на равных» , где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников» . Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия .

«Содружество» - объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов.

Вопрос к педагогам : «Возможна ли взаимная дружба без общения , а следовательно, и без взаимодействия (Конечно же нет) Так как содружество предполагает открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ и семьи . Таким образом, мы понимаем, что детский сад и семья , используя новые формы взаимодействия и сотрудничества должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Давайте вспомним, какие же существуют формы взаимодействия . Упражнение «Кто быстрее» . Команды встают в три шеренги (по 8 человек) . Семерым раздаются карточки с названием формы работы. По одному человеку из группы получают карточки с надписями «традиционные» и «нетрадиционные» (одна в одну руку, другая в другую) . По команде эти педагоги поднимают карточки вверх, а остальные члены группы должны встать в соответствии со своим названием формы взаимодействия . Какая команда построится быстрее и правильно. Команды рассаживаются по местам.

Вот мы с вами и вспомнили формы взаимодействия с родителями . Существует две классификации, давайте их еще раз проговорим.

Традиционные Нетрадиционные (по Т. В. Кротовой)

Коллективные : родительские собрания, конференции Информационно-аналитические : поведение социологических срезов, опросов, обработка и использование данных о семье каждого ребенка

Индивидуальные : беседы, консультации Досуговые : теплое неформальное общение, доверительные отношения (праздники, участие в выставках и т. д.)

Наглядно-информационные : записи на магнитофон, видеофрагменты, фотографии, выставки работ, стенды, ширмы, папки-передвижки Познавательные : семинары, семинары-практикумы, педагогические гостиницы , устный журнал (3-6 страниц, мультимедиа, практические задания, вопросы для обсуждения, клубы родителей

Наглядно-информационные : день открытых дверей, выпуск газет, организация мини-библиотек и т. д.

Как вы думаете, какие формы взаимодействия с родителями , в настоящее время, наиболее актуальны? (нетрадиционные) . Действительно, необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Планируя ту или иную форму работы, мы как педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. Поэтому необходимо подбирать новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе , так и в жизни детского сада.

Ни для кого не секрет, что участие родителей в жизни группы остается декларированным. Проблема не только в занятости и в пассивности пап и мам, но и в самих педагогах . Одни не желают видеть родителей в группе, объясняя тем, что дети начинают капризничать, ведут себя неадекватно, родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов – все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений. Проблемы действительно есть, но их суть в том, что мы педагоги не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем – детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детскому саду.

Можно выделить 5 уровней участия семей в жизни ДОУ :

Оказание разовой помощи;

Участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п. ;

Участие в качестве постоянных добровольных помощников;

Участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;

Участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности . С чего же начать? Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Для этого вы можете задать себе вопрос : «Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь.

В работе с небольшими группами или с отдельными детьми?

В отношении материалов и оборудования?

При осуществлении проектов или общих мероприятий?

В подготовке праздников?

В Центрах обучения или в выполнении других заданий?

В оценке достижений и проблем отдельных детей?»

В результате таких размышлений появится много вариантов включения родителей в педагогическую деятельность детского сада

По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.

Сейчас я предлагаю вам поработать в ваших группах. Каждая группа должна предложить способы, формы, методы которые будут эффективны для вовлечения родителей в жизнь ДОУ. На это вам дается 5 минут. (Примеры, обычно в родительские собрания обязательно включается чтение доклада, от этого следует уходить, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. Использование нетрадиционных форм : «Устный журнал» , «Педагогическая гостиная » , «Круглый стол» ; по типу телепередач и развлекательных программ, игр, направленных на привлечение их внимания к детскому саду : «Педагогическое поле чудес » , «Педагогический случай » , «КВН» , «Ток – шоу» ; акции «Покрасим веранды» , «Мы – дизайнеры» . Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, директору или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.) Выступление представителей групп, обсуждение предложенных вариантов.

Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.

Уважаемые коллеги, вы, наверное, устали, и поэтому я предлагаю вам отдохнуть. Упражнение «Веселая гимнастика» . Педагоги встают около своих стульчиков так, чтобы не мешать друг другу. Сейчас мы с вами будем танцевать под музыку разных народов, но будем это делать необычно. Сначала будет у нас танцевать только голова (белорусская народная музыка) ; затем танцуют плечики (украинская н. м., следующие - только пальчики рук, затем – руки, таз, правая нога, левая нога, и общий танец для всего тела. (Музыка подбирается произвольно, по желанию) . Молодцы!

3. Деловая игра «Дерево – мудрости» (старший воспитатель)

4. «Аукцион идей» - воспитатели делятся опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ.

5. Итоги диагностики педагогов «Стиль педагогической деятельности » .

(Педагог-психолог )

6. Итоги анкетирования родителей «Взаимодействие детского сада и семьи » .

(Педагог-психолог )

7. Итоги смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей» . (Методсовет )

Сейчас, коллеги, я предлагаю вам создать «Педагогический салат » . У каждого из вас есть небольшие листочки. На этих листочках вы должны написать идеи о том, какие решения можно вынести по окончании нашего педагогического совета . Свои идеи опускайте в салатницу. Сейчас мы перемешаем ваши решения, получается «салат» . Рецепт протоколируется, и выбираются оптимальные решения.

1. С целью дальнейшего вовлечения родителей в жизнь ДОУ, повышению у них интереса к воспитательно-образовательному процессу провести в апреле месяце 2013 года «День открытых дверей» для родителей воспитанников. Срок : апрель 2013г. Ответственные : заместитель директора по МР, старший воспитатель, воспитатели групп.

2. Ипользовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями , организовывать совместную с родителями деятельность в разных образовательных областях, во время проведения родительских собраний. Срок : в течение учебного года. Ответственные : воспитатели групп.

3. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно размещать на сайте ДОУ новости из жизни каждой группы. Срок : ежемесячно. Ответственные : воспитатели.

4. Продолжать реализацию проектов по взаимодействию с родителями . Срок : май 2013г. Ответственные : воспитатели.

5. Воспитателям всех групп разработать конспект родительского собрания в активной форме, которое будет проведено с родителями. Сроки : апрель 2013г. Ответственные : воспитатели.

В заключении нашего педагогического совета я предлагаю каждой группе составить синквейн по теме нашего педагогического совета . Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам :

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Предложение из 4 слов)

5 строка – заключение в форме междометия, существительного (ассоциация с первым словом) .

Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Пример на тему любви.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Литература :

1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект.

2. Красницкая Г. С., Б. Р. Борщанская, Л. А. Ненашева, Л. Г. Семушкина Практикум по дошкольной педагогике : Пособие для средних и высших педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.

3. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

4. Саянина А. Н. Сетевое взаимодействие родителей и педагогов как форма сотрудничества с семьями детей в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

5. Лариса Седова Педсовет . «Вовлечение родителей в жизнь ДОУ» (сайт сайт)