Воспитатель набиева светлана викторовна мкдоу шалапский детский сад «солнышко» тема по самообразованию экологическое воспитание в детском саду. Работа по самообразованию тема: «экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Юлия Молгачёва
План по самообразованию «»

Актуальность

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей . Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю , прежде всего, воспитание человечности , т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя , и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей.

Цель : Создать условия для развития экологически воспитанной личности , формирования гуманного отношения к природе.

Задачи :

Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

Формировать знания, умения и навыки воспитанников ;

Пополнить педагогическую копилку новой информацией;

Предполагаемый результат :

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс

-Воспитание защитников природы

Творческая активность воспитанников

Форма самообразования : индивидуальная, групповая, коллективная.

План методической работы

воспитателя по экологическому воспитанию .

Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию :

Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;

Изучение нормативно-правовых документов;

Посещение семинаров, конференций;

Прохождение курсов повышения квалификации;

Ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

Создание эколого-развивающей среды (уголки природы) .

Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников .

Разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию .

Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии .

Подведение итогов анкетирования по экологии .

Выпуск экологической газеты на тему «Берегите нашу планету » .

Проведение конкурса рисунков «Я – часть природы» .

Оформление стендов и выставок тематической литературы.

Проведение досугов, экологических , народных праздников.

Изготовление экологического лэпбука .

Участие в конкурсах.

План работы с детьми :

образовательная деятельность по экологическому воспитанию :

Моделирование ситуаций;

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.) ;

Опытно-исследовательская деятельность;

Разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

Просмотр мультфильмов;

Инсценирование сказок;

Досуги, экологические , народные праздники и развлечения :

- «Праздник Урожая» , «Масленица» , «Пасха» , «День Земли» , «День птиц» , «День посадки деревьев» , «Всемирный день охраны окружающей среды» .

Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

Беседы на темы :

«Значение воды в жизни людей» , «Покормим птиц зимой» , «Значение почвы и воды в жизни всего живого» , «Мы друзья природы» , «Лес и наше здоровье» , «Поможем природе» , «Овощи и фрукты – лучшие продукты» , «О здоровой и вкусной пище» ,«Животные Сибири» .

Проекты : - «Стань природе другом»

- «Огород на подоконнике»

Выставка поделок из природного материала, из овощей и фруктов

Экологические акции :

«Чистая планета Земля » , «Птичья столовая» ,«Зеленая елочка – живая иголочка» ,«Цветущий участок» .

Чтение художественной литературы :

В. Бианки «Как муравьишка спешил домой» , Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» , Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц» , Г. Серебрецкий «Берегите птиц» , В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал» , Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» , Ю. Демянская «Дом Земли» , Н. Т. Бромлей «Охотник» , заучивание наизусть : Николай Забило «Любимый край, моя земля» , В. Орлов «Общий дом» , П. Воронько «Журавль» .

Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания .

План работы с родителями :

Консультация «Ребенок и природа» .

Консультация по экологическому воспитанию «Птичья столовая» .

Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка» .

Анкетирование по экологии .

Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенняя сказка» .

Помощь родителей в изготовлении кормушек.

Участие родителей в проектах, акциях, выставках, конкурсах.

Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.

Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

Индивидуальные беседы, консультации.

-Работа с родителями : привлечение родителей к созданию альбомов «Растения нашего края» , «Берегите природу» ,«Дикие животные России» .

-Экологические акции «Чистая планета Земля » , «Птичья столовая» .

Литература :

1. С. Н. Николаева «Юный эколог » . Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ .

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ » 2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет » Москва. Издательство АСТ 1997г.

(5-7 лет) . Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми

старшего дошкольного возраста (5-7 лет) . Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс» .1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-

синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г.

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника » 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы , сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

Публикации по теме:

Организация методической работы с педагогами «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ Тема самообразования «Организация методической работы с педагогами по теме «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Экологическое воспитание - это уникальное воздействие на.

Перспективный план по самообразованию «Экологическое воспитание детей» Перспективное планирование кружка по самообразованию «Юные экологи» в старшей группе «Волшебная радуга» Октябрь Октябрь Индивидуальная.

Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Сенсорное воспитание является неотъемлемой.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании.

План по самообразованию «Экологическое воспитание старших дошкольников» План по самообразованию воспитателя МБДОУ №4 Зольниковой Ольги Михайловны Тема: Проектная деятельность в экологическом воспитании детей.

«Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

1 слайд:Презентация на тему"Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста" 2 слайд: Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста План самообразования воспитателя Бушуевой Екатерины Евгеньевны на 2017-2018 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание в детском саду. Проблема экологии сегодня затрагивает все слои населения. Дети нацелены обучаться бережливо относиться.

Библиотека изображений:

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 2 младшая группа, Борисовой Альбины Халилзяновны.

Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы

Задачи:

  • -формирование у детей системы знаний.
  • формирование у детей трудовых навыков и умений.
  • формирования у детей любви в природе.

Актуальность

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.
В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

Сентябрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

Наблюдения и опыты в природе.

Сбор материалов в копилку «Подарки осени»

Подвижные игры:

а) «Солнышко и дождик»

б) «Воробышки и автомобиль»

Знакомство с комнатными растениями группы.

Загадки-движения

Беседы о лете.

Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты

-«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету.

Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность.

Праздник овощей-корнеплодов.

Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок.

«Осенняя прогулка с малышом» Папка- раскладушка

Традиционная осенняя выставка «Кабачки, тыквы…на огородной выставке».

Организовать сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди.

Оформить уголок природы: подбор комнатных растений.

Создание копилки «Подарки осени»

Изготовление эколого – дидактических игр:

-«Овощи и фрукты».

-«Животные и птицы».

Сбор цветочных семян, природного материала.

Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

(ежемесячно)

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М.: Просвещение, 1981

Октябрь .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

НОД: Рыбы.

1.Загадки – движения.

2.Групповой праздник «Семена-носики»

3.Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка.

4.Наблюдения за комнатными растениями.

5.Чтение художественной литературы о животных и птицах.

6.Наблюдения за природой.

7.Прогулки по окрестностям.

8.Пополнение материалов «Подарки осени»

9.Праздник осени

10.Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

Д/задача: Закрепить умение детей узнавать предметы по характерным признакам.

«Такой листок – лети ко мне» Д/задача: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству,воспитывать слуховое внимание, активизировать словарь детей.

НОД: Аквариум (экскурсия).

НОД: «Кто-кто в водяном домике живёт?»

«Ваш ребенок познает мир»

Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка, беседы с родителями

Оформить альбом «Насекомые»

Создать картотеку дидактических игр

Организовать центр воды и песка

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Ноябрь .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Изготовление поделок из природного материала (шишка)

2.Загадки – движения.

3.Групповой праздник «Шишки»

4.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

5.Экологические и подвижные игры.

6.Опыты.

7.Наблюдения за природой.

8.Прогулки по окресностям.

9.Пополнение материалов копилки «Подарки осени»

10.Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах.

11.Эк.лото «Животные и птицы»

12.П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка».

13.Д/и «Сбор урожая» Цель: Упражнять детей в различении фруктов и овощей, назывании их.

НОД: Подарки осени.

Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Выставка.

«Об отношении взрослых к вопросам детей» Индивидуальные консультации

«Сенсорное воспитание как основа умственного развития» Консультация

Создание коллекции шишек

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Декабрь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

НОД: Птицы зимой.

1.Подкормка птиц.

2.Наблюдения и опыты в природе.

3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя»

4.Заучивание стихов о зиме, загадки.

5.Рассматривание картин о животных.

6.Загадки-движения.

7.Наблюдения за природой.

8.Прогулки по окресностям.

9.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

10.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

11.Проза о жизни животных зимой в лесу.

12.Рассматривание картин.

13.Зимние подвижные игры.

14.Д/и «Назовем, что видим»

15.Беседа «Как мы играем

Зимой»

НОД: Изготовление кормушек.

«Роль игры в развитии ребенка» Консультация

«Сядем рядком, поговорим ладком» (фольклор в жизни малышей) Папка-раскладушка

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Изготовление эк\игры «Экологическое лото».

Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные», «Наши питомцы», «Насекомые».

Изготовление эк\игры «Сложи целое животное»

Создание копилки «Подарки зимы»

Алябьева Е.А. Тематичес-кие дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Январь.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Загадки – движения.

2.Групповой праздник «Лёгкие снежинки»

3.Наблюдения и опыты со снегом, льдом.

4.Театр на фланелеграфе «Три медведя»

5.Наблюдения в природе, опыты со снегом.

6.Прогулки по окресностям.

9.Исследования: снег – вода – лед.

10.Д/и «Загадки и отгадки»

Д/задача: Развивать умение дете соотносить речевую форму описания предметов с графической.

НОД: Наш новый зелёный друг.

Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок.

Организовать сбор фантиков от конфет

Изготовление экологической игры по теме: «Растения»

Изготовить игру: «Загадки и отгадки»

Посадить «Огород на окне»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Февраль .

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы»

2.Драматизация.

3.Беседа «Холодно ли птицам зимой»

4.Подкормка птиц на прогулке.

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окрестностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы»

8.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

9.Загадки-движения.

10.Опыты с водой, льдом: «Цветные льдинки»

11.Целевая прогулка: «Поделки из снега»

НОД: Подарки зимы.

Изготовить папку- раскладку «Играем вместе»

«Как знакомить малышей с природой?» Мини-библиотека

Изготовление поделок из природного материала: «Плетень», «Лесовичок» в уголок природы.

Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород»

Изготовить игру «Найди такую же снежинку»

Изготовить фантики – бабочки

Фольклор о зиме, о птицах.

Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвеще-ние, 1991

Дыбина О.В.Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Март.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Поделки из природного материала: «Плетень», «Лесовичок».

2.Мини огород на окне.

3.Экологическая игра «Через ручеёк»

4.Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах»

5.Групповой праздник «Мыльные пузыри»

6.Загадки-движения.

7.Наблюдения в природе.

8.Прогулки по окресностям.

0.Пополнение материалов копилки «Подарки зимы, весны»

10.Подкормка птиц.

11.Поэзия о весне (заучить).

12.П/и «Воробушки и автомобиль».

13.Развлечение «Птицы – наши друзья!»

«Первые ступени обобщений» Консультация

«Учим стихи – развиваем память». Папка-передвижка

Изготовление эк\игры «Где ты живёшь?»

Изготовление кукол для театра.

Оформление игры «Весёлые поросята»

Создание копилки «Подарки весны»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Апрель.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Наблюдения и опыты в природе.

2.Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию»

3.Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома»

4.Загадки-движения.

5.Прогулки по окресностям.

6.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

7.Наблюдения за уходом за комнатными растениями.

8.Групповой праздник «Бумажные кораблики»

9.Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве), из которых сделаны предметы.

Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями.

НОД: Помоги зелёным друзьям.

НОД: Зелёный детский сад (экскурсия).

НОД: Подарки весны.

«Организация домашнего театра» Папка-раскладушка

Изготовить и принести бумажные кораблики

Создать условия для наблюдения за берёзовой веткой.

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа»

Изготовить игру «Когда это бывает?»

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010

Май.

Работа с детьми

Работа с родителями

Развивающая среда

Литература

1.Обследование детей

2.Фольклор – потешки: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»

3.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»

4.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации)

5.Наблюдения на прогулках.

6.Прогулки по окресностям.

7.Пополнение материалов копилки «Подарки весны»

8.Целевые прогулки, экскурсии: «Цветочная поляна»; «Площадь цветов»

9.Рассматривание картин и картинок.

10. Чтение художественной литературы.

11.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода.

«Прогулка с детьми в лес»

Папка-раскладушка

Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!»

Организация мини-библиотеки

Пополнить картотеку дидактических игр

Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-7лет: метод. пособие для воспитателей. – М.:Просвещение, 2010


Всем привет! Вас приветствует Татьяна Сухих с новой темой: самообразование экологическое воспитание дошкольников. Интересно кто-то подметил: человек всегда ищет красоту, но не замечает, что она его сопровождает с самого рождения. Это – природа. Она – первый источник эстетических чувств, вдохновения, ощущения гармонии и совершенства. Но мало просто любоваться природой, нужно уважать дерево у дороги, заботиться о каждой травинке и былинке.

Вы согласны со мной? Мне очень нравится высказывание: «Окурок, брошенный в урну, более патриотичен, нежели самый громкий лозунг». Больно смотреть на мусор в посадках, парках, реках. А наши мужчины, похоже, не считают окурки мусором, мало кто из них способен сделать пару лишних шагов в сторону урны. Откуда в нас это наплевательское отношение к миру, в котором мы живем и который не ограничивается пределами квартиры?

Ответ простой: все мы родом из детства. Оттуда и хорошее, и плохое воспитание. Если ребеночка с малых лет приучить ни в коем случае не бросать обертку от конфетки на землю, на тротуар, метко целиться в урну, убирать после себя, то он и во взрослой жизни не станет свиньей. Но не просто рассказывать, что мусорить – плохо, а показывать личным примером и внушить, что мусорить – омерзительно.

Вести работу по экологическому воспитанию дошкольников нужно на двух «фронтах»: дома и в детских учреждениях. Мы, педагоги, со своей стороны прилагаем все усилия для того, чтобы внушить ребятам понятия о нравственности, что включает и уважение к окружающей среде. Но что мы можем сделать, если, выйдя из садика, малыш видит, как папа бросает окурок на тротуар и тут же плюет? Или мама говорит: выбрось бумажку тут, никто не видит…

Вооружаемся литературой!

Если воспитателю нужно написать план по самообразованию по теме экологического образования дошкольников, обязательно придется воспользоваться методической литературой. Я постаралась подобрать все лучшее для этой цели.

« .RU» порадует воспитателя и учителя разнообразием пособий по экологическому воспитанию . Здесь есть все, что понадобится педагогу для всестороннего освоения теоретического материала.

Из «УчМага» я для себя присмотрела такие книги:

«Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста» – здесь есть методические материалы и интересная рабочая тетрадка для малышей для занятий в детском саду и дома;«Экологическое воспитание. 5-6 лет. ФГТ» отличный материал, который стимулирует познавательную деятельность дошкольников по теме экология;«Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» – богатейший материал, который пригодится для работы воспитателя на экологическую тему (утренники, занятия, викторины, игры).


Что представляет собой план по самообразованию на тему: «Воспитание любви к природе у дошкольников»?

Стандартный план включает перечень литературы, задачи и цели работы, конкретные методы, концепцию образовательной деятельности, самоанализ и отчет (самообразование), выводы и задачи на будущий учебный год. Основные направления, по которым ведется работа по экологическому воспитанию в детском саду, это беседы, наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий, простые эксперименты с ветром, водой.

Творческие занятия обязательно включают темы природы, окружающей среды, животные, птицы. Я всегда акцентирую внимание деток на том, как беззащитна природа перед человеком, как важно не обижать дерево, животное, реку, нашу землю.

Важно, чтобы ребята сами делали правильные выводы в результате беседы или после услышанного рассказа, стиха, сказки. В мозгу остается крепко-накрепко не та информация, которую заботливо вложил в голову ребенка взрослый, а та информация, которую малыш добыл самостоятельно.

Нужно обращать внимание детей на очевидные факты отвратительного поведения людей на природе, на улице, рассказывать, к чему приведет загрязнение воды, воздуха, наших улиц, парков. Дети очень чувствительны к несправедливости и это хорошо, ведь разбудив совесть в раннем возрасте, трудно будет ее приспать во взрослой жизни.


Самообразование воспитателя по теме «Экологическое образование дошкольников» – одновременно простое, но и с нюансами. По теме есть много литературы, материалов в Интернете, но многие педагоги игнорируют возможность общения с родителями. А ведь только во взаимодействии с семьей ребенка можно достичь поставленных целей воспитания личности.

Работа с родителями может быть организована в виде консультаций, личных бесед, совместных занятий и викторин. Также я делаю выставки рисунков деток, фотовыставки на тему экология, можно организовать совместный субботник.

Задачи экологического воспитания детей:

  • Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;
  • Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;
  • Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;
  • Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;
  • Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;
  • Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.


Коротко можно сказать так: задачи экологического образования заключаются в воспитании нового человека с экологическим мышлением.


Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир. В.А. Сухомлинский


Актуальность работы Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Экология – наука о связях в природе между живыми существами и окружающей средой. Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов деятельности, связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Знать о природе мало – стыдно, а не знать совсем просто невозможно. Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Дошкольный возраст стал первым этапом в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируется основа нравственно-экологических позиций.


Задачи экологического воспитания в детском саду: -углубить и расширить экологические знания; -привить начальные навыки и умения: поведенческие, познавательные, преобразовательные; -развить познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности, -воспитать чувства бережного отношения к природе. Основная цель экологического воспитания научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием.




Формы работы: Экологические праздники С детьми дошкольного возраста Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок Работа кружка. Трудовая деятельность детей. Оформление группы и раздевалки Туристические походы. Занятия – экскурсии. Познавательные занятия






Занятия – экскурсии. Цель таких занятий – расширить представление о природе, способствовать развитию современного экологического мышления. Планом предусмотрены экскурсии к водоёмам, по экологической тропе, по деревне, к грачовнику и т.д. Проводим их во все времена года. Маленькие дети непосредственно восторгаются при виде цветка, бабочки, стрекозы, желто-красного листочка, птички сидящей на рябине.


Туристические походы. Традицией в нашем саду стало проведение туристических походов. Вместе с родителями мы отправляемся в поход, предварительно определив место посещения и план проведения. Во время похода мы знакомим детей с правилами поведения. Непосредственно общаясь с природой, воспитанники чувствуют себя её частичкой, и поэтому стараются бережно к ней относиться, соблюдая все правила поведения.


Праздники. В соответствии с каждым временем года проводим экологические праздники: « Осень золотая», «Праздник урожая», «Синичкин день», «Встреча весны», «Здравствуй, гостья – Зима», «День птиц». Дети лучше воспринимают материал и запоминают что-то новое, если в игровом сюжете действуют отрицательный и положительный персонажи.


Работа кружка. Работа кружка направлена на воспитание любви к природе. Привлекаем внимание детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; продолжаем формировать опыт взаимодействия детей с природой, навыки экологической культуры,учим оценивать поступки окружающих с точки зрения экологии. На кружке дети сами сажают растения и ухаживают за своими посадками, наблюдают за проведением различных опытов и сами проводят простейшие эксперименты.


Трудовая деятельность детей. Осуществляя экологическое воспитание необходимо помнить о роли положительного отношения к труду на природе. Разъясняю детям значимость их труда, поощряю тех, кто проявил инициативу и добился хороших результатов. Дети зимой подкармливают птиц на кормушках, ухаживают за цветами на клумбах и в группе.


Оформление группы и раздевалки Немалая роль в воспитании отводится эстетичному оформлению группы и раздевалки. Работая над проблемой экологического воспитания, обращаем внимание и на этот аспект. Сменяемость стендов в зависимости от времен года, оформление выставок – все это создает соответствующий эмоциональный настрой. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но развитие отзывчивости, желания активно защищать, облагораживать природную среду. Необходимость её диктуется всей нашей жизнью. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы. Именно в дошкольном возрасте формируются особенности характера человека, его нравственный облик. Если в воспитании дошкольника упущено что-то существенное, эти проблемы проявятся позже и останутся неизлечимыми.



Ольга Попкова
Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности - в деятельности человека, ведущей к нарушению экологического равновесия . Это происходит из-за потребительского и безответственного отношения к природе взрослых. Но экологическое сознание закладывается с детства. Поэтому формирование экологического мировоззрения - важнейшая задача воспитания в настоящее время .

Человек и природа неотделимы друг от друга. Человек должен научиться

«смотреть» и «видеть» , «слушать» и «слышать» . Это не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается . Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей . Воспитательно - образовательный процесс с детьми строю на основе Программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Тема самообразования "".

Цель : воспитывать экологическое мировоззрение и культуру дошкольников .

Задачи :

Осуществлять систематическую работу с детьми по экологическому воспитанию ;

Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера у детей дошкольного возраста ,

Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром,

Развивать положительные нравственные качества, побуждающие детей к соблюдению правил поведения в природе,

Помогать ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений человека и природы,

- воспитывать этические и эстетические чувства по отношению к окружающему миру.

Пути реализации :

Создание условий и развивающей среды, программное обеспечение

Повышение экологической грамотности педагогов

Обеспечение непосредственного общения детей с природой, вовлечение в природоохранную деятельность.

В результате проделанной работы :

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности (познавательную, речевую, художественно - эстетическую) ;

Сформированы начала экологической культуры детей ;

Дети получают практические знания по охране природы;

Развиваются речевые навыки воспитанников ;

дошкольники учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Работа по экологическому воспитанию способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, привить ему экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы, дает возможность работать педагогам в системе и творчески , что является залогом успеха в экологическом образовании и воспитании дошкольников .

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги . Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианкии М. Пришвина, «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка, рассказы Н. Чарушина, В. Пермяка, Георгия Скребицкого.

Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматриваем иллюстрации к произведениям, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.

Совместно с детьми просматривали видеоролики на экологическую тему , потом анализировали, совместно делали выводы.

В нашей группе проводились выставки детских рисунков : «Времена года» , «Красивый цветок» , «Мой питомец» , «Зоопарк» , «Как я провёл лето» , изготовили совместную аппликацию «Река Матыра» . На ручном труде изготавливали «Веточку вербы» , «Тюльпаны» , «Кота Матроскина» . Дети с удовольствием лепили цветы, животных, грибы.

В течение года наблюдали за сезонными изменениями в природе, за ростом и развитием растений, за насекомыми, птицами. Наблюдая природу, ребёнок учится видеть, понимать и ценить её красоту. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми , развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки- корешки» , «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.) .Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая , исследовательская деятельность в детском саду, целью которой является развитие познавательной активности в процессе экспериментирования с объектами живой и неживой природы. Весной дошкольники совместно с воспитателями сажали семена и рассаду на огород, поливали, рыхлили землю, пропалывали сорняки

В группе дети ухаживали за комнатными растениями : протирали листья, поливали, рыхлили землю. Наблюдали за развитием растений в разных условиях : избытка и недостатка влаги, сильного и слабого освещения, прохладной и жаркой температуры.

Изготовила картотеку прогулок, опытов и экспериментов, экологических игр .

Разработала и реализую программу дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» в старшей группе.

Обобщила опыт работы по теме «Экологическое воспитание дошкольников » .

Подготовила консультацию и презентацию для воспитателей «Проектная деятельность по экологическому воспитанию дошкольников ».

Подготовила памятку для детей и их родителей «Правилах поведения в природе» , «Как охранять растения» , «Охрана животных» , подготовила консультацию для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста » .

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению , совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Дети, совместно с родителями, принимали участие в конкурсах поделок «Осенняя фантазия» , «Вместо ёлки – новогодний букет» , «Кормушка для друзей» , муниципальный фотоконкурс «Неизвестные уголки родного края» . Среди них были и работы, направленные для участия в конкурсах на муниципальном уровне.

Проводились акции «Вокруг света с фотоаппаратом» , «Накормим птиц зимой» , в которых дети с удовольствием приняли участие. Дошколята с интересом наблюдали за прилетающими птицами, чистили кормушки от снега, перышек и остатков корма, посыпали зерна и крошки для пернатых друзей.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека .

Публикации по теме:

Доклад по теме: «Экологическое воспитание дошкольников» Подготовила: воспитатель МДОУ «Детский сад №40» Баклина Валентина Николаевна.

Цели: - Укрепление здоровья детей, совершенствование организма средствами физической культуры; - Укрепление опорно-двигательного аппарата.

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей 3–4 лет» Отчет по самообразованию: «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе как о живом организме».

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка, представлена в пяти образовательных областях:.

Цель: изучение динамики достижений воспитанниками по всем направлениям развития; выявление уровня усвоения детьми.