Конспект нод по лепке в группе раннего возраста. НОД по лепке в ясельной группе «Снег идет»

В ХХ веке большое внимание стало уделяться развитию мелкой моторики детей. Исследователями была установлена связь между частыми и регулярными занятиями детей с мелкими предметами и различными материалами и развитием мыслительных способностей. Ребёнок рисует пальчиковыми красками, мнёт руками пластилин, изучает разнообразные поверхности предметов - рецепторы на кончиках пальцев активизируются, нервные окончания передают сигналы в кору головного мозга, информация поступает в зрительный, мыслительный, речевой центры. Поэтому так важны занятия по изобразительному творчеству у дошкольников - рисованию, аппликации, лепке.

Обучение лепке в младших группах детского сада: цели, задачи, приёмы

Лепка - один из древнейших видов изобразительного творчества. Работая с мягким, пластичным материалом, ребёнок учится создавать образы окружающего мира. Он знакомится с понятиями цвета, формы, пространства. В отличие от рисования, лепка позволяет сделать трёхмерное изображение, детям младшего возраста это даётся легче условных изображений в рисунке и аппликации.

Воспитанники осваивают приём скатывания

Чтобы занятия лепкой приносили результат, важно не перегружать воспитанников работой, давать посильные их возрастным особенностям задания. Тогда процесс лепки будет приносить удовлетворение, интерес к творчеству не угаснет и будет расти желание совершенствоваться.

Рассмотрим в виде таблицы какие обучающие цели и задачи ставятся перед воспитанниками первой и младшей групп и какие приёмы лепки доступны к освоению в этих возрастных категориях.

Возрастная группа Возрастные особенности Цели на занятиях лепкой Задачи Приёмы
Первая младшая (2–3 года) преобладание наглядно-действенного мышления;
развитие предметной деятельности;
совершенствование зрительных и слуховых ориентировок;
развитие самостоятельности
достижение понимания изобразительного характера лепки вызвать у воспитанников интерес к изобразительной деятельности (лепке);
познакомить с пластичным материалом и его свойствами;
воспитание аккуратности, усидчивости
скатывание;
раскатывание;
сплющивание;
отщипывание;
прищипывание;
соединение;
создание простейших форм (шар, цилиндр, диск);
расположение фигурок на основе
Вторая младшая (3–4 года) основным видом деятельности становится игра;
потребность общения со сверстниками возрастает;
формирование интереса к коллективной деятельности;
координируется одновременная работа обеих рук;
увеличивается потребность в познавательном общении со взрослыми
развитие интереса к созданию зрительных образов обучить различению формы, размеру, количеству предметов;
побуждать к творческой деятельности;
вызвать интерес к коллективной деятельности
совершенствование ранее освоенных приёмов;
попытки создания композиции;
работа с инструментами (заострённая палочка, стеки);
использование разнообразных материалов для украшения (в том числе бросового и природного)

Отличие лепки от пластилинографии и мозаики из пластилина

Лепка - это создание предмета путём придания формы пластичному материалу (пластилину, глине, тесту). Когда дошкольники овладеют основными приёмами лепки, им будут доступны к освоению более сложные виды изобразительного творчества, сочетающие различные техники создания предметных образов. С пластилином воспитанники будут работать постоянно, в средней и старшей группах они познакомятся с пластилинографией и будут выполнять мозаику из пластилина.

Пример готовой работы, выполненной на занятии по лепке

Пластилинография - создание изображения путём нанесения на основу пластилина, проще говоря создание «пластилиновой картины».

Работа, выполненная в технике пластилинографии

Мозаика из пластилина - создание зрительного образа при помощи прикрепления пластилиновых элементов к основе, на которую нанесён контур изображения. К мозаичному творчеству воспитаннику приступят, когда будут освоены навыки создания аппликации.

Мозаика и пластилинография - это предстоящие этапы работы в средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Помните, перед ребёнком должна быть поставлена посильная к выполнению задача! Напряжение в работе, неудовлетворительный результат по причине переутомляемости - это стрессовые ситуации, которых следует избегать.

Разновидности лепки в младших группах

  1. Предметная лепка - создание трёхмерного предмета из окружающей действительности. На занятии воспитанники обучаются новым приёмам вылепливания предмета. Это может быть морковка, кубик, стульчик, снеговик, матрёшка, чашка и т. д.
  2. Сюжетная лепка - вылепливание отдельных предметов и создание из них композиции на горизонтальной основе. Этот вид лепки подходит для коллективной деятельности в младших группах. Готовая работа представляет собой изображение небольшого сюжета: птицы клюют зёрна, зайчик угощается морковкой, котёнок катает клубок и т. д.
  3. Декоративная лепка - создание посуды, украшение заготовок в стиле народного творчества. Например, украшение тарелки гжельским узором, вылепливание свистульки, игрушки, украшение основы элементами из пластилина (узор на варежках, платье и т. д.).
  4. Лепка на плоскости - прикрепление пластилиновых элементов на основу. Этот вид лепки подходит для тем: «Дождик пошёл», «Солнышко», «Ветка рябины», «Лесенка» и др.
  5. Коллективная лепка - это создание общей работы из пластилина. Каждый воспитанник изготавливает отдельные элементы или предметы, которые затем прикрепляют к основе в соответствии с композиционным замыслом. Применяется на занятиях: «Сороконожка», «Наш город», «Грибная полянка», «Угощение для куклы» и т. д.

Используемые материалы на занятиях лепкой в младших группах

Материал Особенности Доступность
Пластилин Мягкий, податливый, легко очищается с рабочей поверхности и кожи рук. Наиболее подходящий материал для занятий лепкой в младших группах. Для создания композиции на бумажной или картонной поверхностях следует выбирать нежирный пластилин для избежания масляных пятен.
Материал из экологически чистых материалов, безопасен для работы с самыми маленькими детьми. Солёное тесто необходимо заранее приготовить к занятию:

Рецепт №1.
- полтора стакана муки
- стакан поваренной соли
- полстакана холодной воды
Смешать все ингридиенты, вливая воду постепенно.

Рецепт №2.
- стакан поваренной соли
- стакан муки
- 5 столовых ложек подсолнечного масла
- немного воды комнатной температуры
Муку смешать с солью. Добавить в получившуюся смесь масло и воду. Смешать. Для подкрашивания готового теста можно использовать морковный или свекольный сок (цвет пропадает через день-два), гуашь или разведённые пищевые красители (как для окрашивания пасхальных яиц).

Рецепт №3.
- два стакана муки
- стакан поваренной соли
- полстакана воды комнатной температуры
- столовая ложка крема для рук или немного подсолнечного масла
Из муки, соли и воды вымесить тесто. Для придания полученной массе эластичности необходимо добавить крем или масло, размешать до однородного состояния.

Природный материал, знакомство с которым расширяет знания воспитанников об окружающем мире. Сложный для работы материал на занятиях лепкой у дошкольников. Требует владения основными приёмами лепки и большой аккуратности. Готовое глиняное изделие требует длительной сушки. Допускается проведения ознакомительного занятия во второй младшей группе.
Готовые пластичные массы Очень лёгкий и податливый материал. Быстро высыхает, что позволяет использовать изделие в играх. Дорогостоящий материал. Следует выбирать пластичные массы без добавления сильных ароматизаторов во избежание аллергических реакций.

Материалы для занятия лепкой

Идеальный вариант для занятий лепкой в младших группах Готовая масса для лепки Варианты подкрашивания материала пищевыми красителями Материал для ознакомительного занятия во второй младшей группе
Готовая пластичная масса Яркий, лёгкий, быстро сохнущий материал для лепки

Лепка как тема по самообразованию воспитателя

Самообразования является важной частью педагогического процесса и профессионального роста воспитателя. В работу дошкольного образовательного учреждения необходимо постоянно внедрение инновационных технологий и новейших методик, но внедрять надо осмысленно.

Памятка по самообразованию:

  • учитывать возрастные характеристики каждой возрастной категории дошкольников, выделять поведенческие, познавательные, творческие особенности для конкретной группы воспитанников;
  • знакомство с новинками методической литературы;
  • мониторинг педагогических порталов и периодической литературы, оценивать опыт и результаты использования инновационных методов образования другими педагогами;
  • применение полученных знаний на практике (использование новых приёмов в работе, привлечение ИКТ и др.);
  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • обязательное оформление результатов работы: проведение круглого стола, тематического семинара или мастер-класса, открытого занятия.

Варианты формулировок тем по саморазвитию:

  • Использования интерактивных методов обучения на занятиях изобразительным творчеством (лепкой).
  • Занятия лепкой в детском саду: применение современных методик раннего развития.
  • Интегрированные занятия в младших группах детского сада.
  • Продуктивная деятельность дошкольников и её развитие на занятиях лепкой.

Формы занятий по лепке

Занятие по лепке - это форма организации учебного процесса по передаче воспитанникам знаний, умений, навыков. Занятие чётко ограничено временными рамками. В первой младшей группе длительность занятия по лепке составляет 10 минут, во второй младшей - не более 15 минут. Первые ознакомительные занятия лепкой по возможности следует проводить в подгруппах по 5–6 человек.

Проект по лепке - это совместная деятельность всех воспитанников, направленная на достижение общей цели. Используемые методы и приёмы работы согласовываются для достижения лучшего результата. Проект по лепке предполагает большой временной охват. Например, подготовительный этап проекта - сентябрь, основной - октябрь, завершающий - ноябрь. Тема проекта должна быть актуальной. Рекомендуется планировать проектную деятельность так, чтобы окончание работы связывалось с каким-либо событием в жизни детского сада (Праздник осени, Новогодний утренник, 1 Мая, День Победы, День матери и т. д.). Темы для долгосрочных проектов: «Колобок», «Поварята», «Перелётные птицы», «Здравствуй, зимушка-зима!», «Грибная полянка».

Краткосрочный проект по лепке охватывает меньший отрезок времени, как правило, несколько недель. Здесь зачастую предполагается совместная деятельность воспитанников и их родителей (семейный проект). Примеры краткосрочных проектов: «Мой дом», «Моя комната», «Наша улица», «Наш город», «Ёлочная игрушка», «У самовара».

Лепка в первой младшей группе

В возрасте 2–3 лет дошкольники знакомятся с пластичными материалами - пластилином и солёным тестом. Основным обучающим приёмом на занятиях лепкой в первой младшей группе является показ действий. Воспитатель показывает, как скатать шарик, сплющить его в диск или раскатать из него колбаску, а дети повторяют. Воспитанники работают с пластилином пока одной рукой, они осваивают создание простых форм. Воспитатель раскрывает перед ребятами изобразительный характер лепки: показывает, как из фигур создать объёмное изображение предметов.

Картотека тем для занятий

Обобщённая тема
«Овощи и фрукты» «Морковка», «Огурцы», «Помидор», «Апельсин», «Ягоды» «Морковка для зайчика», «Корзинка с фруктами», «Ягодное варенье»
«Домашние животные» «Кошка», «Свинка» «Клубочки для котёнка», «Цыплята на лужайке»
«Угощение» «Пряник», «Сушка», «Баранки», «Конфеты» «Пряники для мишки», «Орешки для белочки», «Испечём оладушки»
«Птицы» «Перелётные птицы», «Зёрнышки для курочки», «Червячки для цыплёнка»
«Природа» «Веточки», «Травка», «Солнышко», «Облако», «Подсолнух», «Шишка» «Веточки для козы», «Шишки для белочки», «Букет подсолнухов»
«Постройки» «Лесенка», «Мостик», «Заборчик», «Палочки для крыши» «Заборчик для козлёнка», «Бревенчатый домик»
«Простые формы» «Горошинки», «Витамины» «Угостим мышку горошком», «Крошки для утят»
«Зима» «Снеговик», «Падают снежинки» «Новогодний шарик», «Украшаем ёлку»
«Игрушки» «Дудочка», «Разноцветные шары» «Неваляшки»

Технологические карты по лепке в первой младшей группе.

Схема 1 Схема 2 Инструкции по лепке Инструкции по лепке Инструкция по лепке Инструкция по лепке Инструкция по лепке

Примеры работ по предметной лепке

Приём скатывания, соединение деталей, украшение по замыслу Приём раскатывания Приём раскатывания Приёмы скатывания, раскатывания, сплющивания, соединения Приёмы сплющивания и скатывания

Примеры работ по лепке на плоскости.

Пример работы Дополнение заготовки лучами и личиком Дополнение заготовки Дополнение рисунка на основе пластилиновыми элеменатми (стручками), дополнение их природным материалом (сушёный горох) Нанесение на основу пластилиновых элементов Нанесение на фигурную основу пластилиновых элементов Пример краткосрочного проекта Нанесение пластилиновых элементов двух видов на основу в соответствии с замыслом

Временной план занятия лепкой в первой младшей группе

  1. Демонстрация воспитателем выполнения приёмов 1 минута.
  2. Самостоятельное выполнение практического задания воспитанниками 4 минуты.
  3. Демонстрация и обсуждение работ 1 минута.
  4. Подведение итогов 1 минута.

Примеры использования вводного материала

Тема занятия Использование вводного материала
«Овощи для ёжика» Игра «Собери овощи»
Воспитателем заранее разложены в помещении пластиковые овощи (на столе, под столом, за занавеской, на полке шкафа и т. д.). Он предлагает собрать эти овощи в ведёрко, пока звучит мелодия (включает на аудиопроигрывателе).
Когда овощи собраны, воспитанники садятся на стульчики, воспитатель достаёт из ведёрка по очереди овощи и проводит с ребятами беседу: какого цвета овощ, какой формы, каков наощупь.

Игра «Узнай на ощупь»
Воспитатель даёт задание ребятам закрыть глаза и вытянуть вперёд руки. Кладёт в ладони каждому пластиковый овощ, изучив поверхность и форму которого, воспитанники должны его назвать.
Каждую отгадку воспитатель сопровождает чтением стихотворения:

Как на нашей грядке
Вырос помидор
Сочный да крупный,
Смотрите, вот и он.

Мама сделает салат,
И накормит всех ребят.
Он длинный и зелёный,
То свежий, то солёный,
Растёт он в огороде,
Любим во всём народе,
Вот какой он молодец,
А зовётся - огурец.

«Снег идёт» Сюрпризная ситуация .
В начале занятия неожиданно раздаётся стук в дверь (стучит заранее подготовленный младший воспитатель, наряженный в костюм обезьянки).
Воспитатель приветствует обязьянку - гостью из далёкой Африки. Спрашивает у ребя, что им известно об Африке (какая там преобладает погода, какие растут деревья и фрукты, какие обитают животные). Затем спрашивает у обезьянки, знает ли она, что такое зима и снег (конечно, нет). Просит ребят по очереди рассказать об этом южной гостье.
Обезьянка прощается с ребятами, благодарит за интересную беседу и говорит, что будет скучать по снегу. Тогда воспитатель предлагает детям слепить обезьянке в подарок снежинки из пластилина, чтобы она смогла забрать их с собой в Африку, ведь пластилиновый снег не растает.
«Ягодки для птичек» Игровая ситуация.
В гости к ребятам прилетает птичка-синичка (игрушка, возможно, чирикающая; замечательно, если это будет игрушка на руку). Она рассказывает ребятам, как хорошо и сытно ей было летом, а сейчас (осенью) сложно найти пропитание. Птичка спрашивает, нет ли у ребя какого-нибудь угощения. Воспитатель предлагает ребятам слепить для птички ягодки из пластилина.
Но птичка устала с дороги, поэтому воспитатель предлагает ей послучать вместе с ребятами потешку:
Чики-чики-чикалочка,
Едет Коля на палочке,
Сашенька - в тележке,
Щёлкает орешки. -

и посмотреть, как дети умеют весело играть.

Игра «Чики, чики» .
Звучит аудиозапись русской народной песни «Чики, чики, чикалочки».
Двое детей бегут по кругу («едут в тележке»), остальные дети машут им вслед руками. После выбираются двое других детей и так, пока все воспитанники не «прокатятся».

Пример программы занятия по лепке в первой младшей группе

Автор: Розанова Елена Викторовна, воспитатель ГБДОУ Д/с №1 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Тема занятия: «Пряники».

  1. Программное содержание :
    1. Развитие владения приёмом скатывания пластилина.
    2. Обучение новому приёму - сплющивание.
    3. Воспитание аккуратности, усидчивости, вежливого общения со сверстниками.
  2. Используемые материалы :
    Кукла, пряник, пластилин, дощечки для лепки.

    Ход занятия:

    В группе накрыт кукольный стол, вокруг которого воспитатель собирает детей. Ребятам сообщается, что к кукле на чаепитие придут в гости другие игрушки, она накрыла на стол, но угощения нет. Воспитатель проводит беседу с ребятами: спрашивает, пьют ли они дома с родилями чай, чем угощаются. Предлагает воспитанникам помочь кукле, даёт задание - приготовить угощение из пластилина.
    Воспитанники садятся за рабочие столы, педагог демонстрирует им пряник, описывает его форму. Воспитатель демонстрирует работу с пластилином: скатывает в шарик, сплющивает между его между ладоней. Затем просит воспитанников показать руками в воздухе, какие действия они будут осуществлять с пластилином, чтобы слепить пряничек.

    Физкультминутка:

    Я пеку, пеку, пеку
    Деткам всем по пирожку
    А для милой мамочки
    Испеку два пряничка.
    Кушай, кушай мамочка
    Вкусные два пряничка
    А ребяток позову
    Пирожками угощу.
    (Воспитанники сопровождают слова песни движениями руками.)

  3. Лепка из пластилина.
    Воспитанники самостоятельно работают с пластилином. Тем детям, у кого возникают сложности с выполнением задания, воспитатель должен индивидуально ещё раз показать приёмы скатывания и расплющивания.
  4. Оформление композиции.
    Воспитатель предлагает каждому воспитаннику положить пластилиновый пряник на стол для чаепития.

    Завершение игрового сюжета.
    Ребята рассаживают за кукольным столом игрушки (гости пришли), разливают чай, раздают гостям пряники. Чаепитие удалось!

Видео: Открытое занятие по лепке в первой младшей группе на тему «Зёрнышки для птички»

Лепка во второй младшей группе

Воспитанники второй младшей группы подготовлены к занятиям лепкой. Они знакомы со свойствами пластилина и солёного теста, знают, какие формы можно слепить из пластичных материалов и при помощи каких приёмов. Появляется восприятие размера разных предметов, их цвета, количества и положения в композиции. Связь между движениями руки и созданием формы становится более отчётливой для ребёнка. Формируется координированная работа обеих рук.

Основной формой деятельности у детей 3–4 лет становится игра, элементы которой воспитатель должен использовать в водном материале занятий. С детьми этого возраста можно чаще заниматься сюжетной лепкой и коллективной лепкой.

Картотека тем для занятий по лепке во второй младшей группе

Обобщённая тема Варианты тем для индивидуальной формы работы Варианты тем для коллективной и проектной деятельности
«Крендельки», «Пряники», «Печенье», «Бублики», «Баранки» «Угощение для куклы», «Подарок котёнку», «Косточки для щенка», «Тарелки для трёх медведей»
«Фрукты и овощи» «Банан», «Яблоко», «Груша», «Редис» «Консервируем фрукты», «Тачка с урожаем», «Ведро с морковкой»
«Домашние животные» «Кошка», «Цыплёнок», «Щенок» «Цыплятки на жёрдочке»
«Тарелка», «Чашка», «Чашка и блюдце», «Ложка», «Нож» «Весёлое чаепитие», «Миски для котят»
«Мебель» «Стул», «Стол», «Табурет» «Моя комната», «Наша гостиная»
«Одежда и обувь» «Пуговица», «Варежка», «Шарф», «Тапочки», «Шапочка» «Украсим варежки», «Туфли для мышки»
«Насекомые» «Гусеница», «Божья коровка», «Пчёлка», «Бабочка»
«Природа» «Капли дождя», «Улитка», «Травка», «Пушистые тучки», «Рыбки», «Мухомор», «Радуга», «Цветок», «Дерево» «Грибная поляна», «Лесная опушка», «Перелётные птицы»
«Дикие и экзотические животные» «Лиса», «Волк», «Зайчик», «Ёжик», «Змея», «Удав», «Морской конёк» «В зимнем лесу», «Хоровод зайчиков», «На дне морском»

Технологические карты по лепке во второй младшей группе

Данная работа подходит для работы в подгруппе Инструкция по предметной лепке Инструкции по предметной лепке с использованием заострённой палочки Инструкции по предметной лепке Инструкции по предметной лепке Инструкция по предметной лепке (скатывание, раскатывание, сплющивание, растягивание, соединение) - сложная работа, подходит для работы в подгруппе Инструкция по предметной лепке Инструкция по предметной лепке Инструкция по предметной лепке Инструкция по лепке (этап украшения сложен для детей 3–4 лет) Инструкция по лепке угощений

Примеры готовых работ воспитанников второй младшей группы

Пример сюжетной лепки Предметная лепка Примеры работ Пример лепки на плоскости Примеры работ Пример предметной лепки Проект по лепке Примеры работ Примеры работ из солёного теста Примеры работ Примеры предметной лепки Примеры предметной лепки с использованием дополнительного материала Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Сюжетная лепка Пример работ из солёного теста Примеры работ Народная тема на занятии лепкой Лепка человека в младшей группе

Временной план занятия лепкой во второй младшей группе

    1. Организационный момент 1 минута.

      Введение в тему занятия, использование мотивирующего материала 2–3 минуты.

      Устные инструкции воспитателя по этапам выполнения работы, ответ на вопросы 2–3 минут.

      Самостоятельное выполнение практического задания воспитанниками 5–6 минут.

      Демонстрация и обсуждение работ 1–2 минуты.

      Подведение итогов 1 минута.

Примеры использования вводного материала на занятиях лепкой во второй младшей группе

Тема занятия Использование мотивирующего материала
«Конфета для мамы» Сюжетно-ролевая игра.
Кукольный стол накрыт как для чаепития. Кукла-мама ждёт из школы куклу-дочку. Когда та приходит, они садятся за стол, ребята разливают в чашки чай. Мама угощает дочку конфетами. Педагог развивает игровую ситуацию таким образом, что кукле-дочке хочется угостить маму конфетами в ответ, но они уже закончились.
Воспитатель при помощи вопросов и подсказок подводит воспитанников к идее слепить из пластилина конфеты, которые кукла-девочка сможет подрить своей маме.
«Улитка - длинные рожки» Физкультминутка по стихотворению:

Ползёт улитка по тропе
Свой домик носит на спине,
Ползёт тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.

Прослушивание песни «От улыбки станет всем светлей». Можно попросить подпевать звучащей записи тех, кто знает слова песни. Возможно пение хором, если ребята уже знают эту песню.

Пример конспекта занятия по лепке во второй младшей группе

Тема занятия: «Пуговицы для платья».

    Задачи .
    - развитие навыков лепки пальцами;
    - обучать координированной работе рук и глаз;
    - обучать использованию стеков для украшения предметов из глины.
    - воспитание аккуратности, коллективной работе.

    Предварительная работа . Игры с куклами (в том числе силуэтными). Обращать внимание воспитанников на то, как застегивается одежда (молнии, крючки, липучки, завязки, пуговицы, кнопки). Это необходимо делать не только во время действий с кукольной одеждой, но и в обычных режимных моментах: когда ребята собираются на прогулку, когда засучивают рукава перед мытьём рук, когда переодевают перед тихим часом, когда завязывают фартуки перед занятием по рисованию красками и т. д.

    Материал к занятию . Силуэты одежды (платья, сорочки, рубашки). Пуговицы в качестве демонстрационного материала (следует подобрать пуговицы различных форм и размеров - овальные, круглые, квадратные, сердечком). Глина, пластиковые стеки. Силуэтная кукла.

    Ход занятия .
    Воспитатель показывает ребятам различные виды одежды с пуговицами. Просит описать, какие пуговицы они видят: маленький/большие, деревянные/пластиковые/металлические, разнообразных форм и т. д. Каждому ребёнку воспитатель предлагает достать наугад одну пуговицу из заранее подготовленной коробки. Воспитанники по очереди описывают, какие пуговицы им достались.
    Воспитатель говорит, что приготовила много одежды для силуэтной куклы, с которой они будут играть, но вот пуговиц не хватает. Как же быть? Путём вопросов-ответов ребята приходят к заключению, что пуговицы для силуэтной одежды они могут слепить из глины.

    Демонстрация приёмов работы .
    Воспитатель показывает, как из кусочка глины слепить пуговицу.

    Физкультминутка .
    Вот сюда надену шубку, а сюда надену юбку.
    Голова наденет шапку, а нога наденет тапку.
    Нет, сниму я лучше шубку, а теперь поправлю юбку,
    Фу, как жарко, снимем шапку? Где же тапка?
    Никуда я не пойду, да сначала всё начну.
    (Воспитанники сопровождают движениями каждое описываемое в стихотворении действие)

    Лепка пуговицы .
    Воспитанники самостоятельно работают с глиной. Тем из них, у кого не получается вылепить нужный предмет, воспитатель проводит индивидуальный показ приёмов работы.

    Пуговицы из глины ребята оставляют на просушку, чтобы затем использовать их в игре с кукольной одеждой.

Открытое занятие по лепке во второй младшей группе на тему «День рождения мышонка»

Анализ занятия по лепке в первой и второй младшей группе

Чтобы понять, насколько эффективны используемые педагогом методы и приёмы работы, следует анализировать проведённые занятия. Открытые занятия оценивает методист. Но каждое проводимое занятие должно подвергаться воспитателем самоанализу. Тогда проще будет наметить пути коррекции в образовательной работе, привлечение другого материала или использования технических средств.

Памятка по анализу занятия:

  • Соответствует ли занятие содержанию программы этой возрастной группы и особенностям конкретной детской аудитории.
  • Была ли сохранена связь с предшествующими занятиями.
  • Узнали ли что-то новое воспитанники на занятии (познавательные факты, новые слова, практические навыки).
  • Содержало ли занятие творческий компонент, не было ли оно скучным.
  • На каком уровне была осуществлена подготовка к занятию (разработка конспекта, привлечение наглядных материалом, технических средств).
  • Доступны ли были объяснения и/или демонстрация действий воспитателя.
  • Завершилось ли занятие в срок. Не было ли задержек, каковы причины, если были, как их избежать в дальнейшем.
  • Как воспитанники вели себя на занятии: заинтересованность, эмоциональное состояние, внимательность.
  • Разбор детских работ: выполнено ли задание, что получилось, а что нет. Делаем выводы, какие приёмы лепки нужно закрепить.

Методика обучения лепки во второй младшей группе предполагает развитие самостоятельности, поэтому не стоит каждое занятие начинать с демонстрации приёмов, которым воспитанники уже владеют. Если во время анализа работ будут выявлены недочёты в выполнении каких-либо элементов, стоит уделить конкретным приёмам внимание на следующих занятиях. Лучше всего привлечь к объяснению и демонстрации действий с пластилином самих детей: «Кто знает, как получить из кусочка форму шара?», «Катя, пожалуйста, покажи, как из пластилина скатать колбаску» и т. д.

Частой причиной задержек в проведении занятия по лепке является несоответствие задания возрастной группе воспитанников. Когда не получается выполнить какое-то действие или выполнить его так, как показано на образце, ребёнок быстро устаёт, теряет интерес к дальнейшей работе, отвлекает остальных. Будьте внимательны в выборе заданий, ведь лепка - увлекательный и приятный процесс, который приносит радость каждому ребёнку, когда он видит результат работы своих рук.

Один из древнейших видов творчества, лепка по-прежнему привлекает детей и даже взрослых в современной жизни. Педагоги дошкольного образования во всём мире разрабатывают новые методы обучения работы с пластичными материалами. Исследователи отмечают более высокий уровень развития интеллекта у детей, которые занимались лепкой с раннего возраста. Говорят о психотерапевтическом эффекте, оказываемом на ребёнка во время работы с пластилином: лепка - отличный способ вымещения агрессии или обиды. Лепить просто весело и приятно.

Поделитесь с друзьями! Программное содержание:
  • Закрепить явления зимнего периода, свойства снега.
  • Развивать у детей сюжетно - игровой замысел. Вызвать интерес к продолжению «сюжета».
  • Учить лепить из солёного теста фигурку снеговика: соединять части фигуры, дополнять характерные признаки персонажа разными деталями.

Материал: Слепленная заранее из снега фигурка снеговика. Солёное тесто, палочки - сучки, клеёночки, салфетки, полосочки ткани для шарфиков, пластмассовые пробки (вместо ведра) и другие детали.
Предварительная работа: Наблюдение за снегом: он холодный, из него можно лепить, он тает. Игры на участке, лепка снежков. Рассматривание картинок, иллюстраций. Чтение стихов и рассказов про снеговика.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей в кружок на ковре: «Дети, посмотрите все на гостей, поприветствуйте их, помашите им ручкой. А теперь возьмитесь за руки, поздоровайтесь друг с другом. Здороваться - это значит желать доброго здоровья друг другу. Давайте сядем на ковёр и послушаем загадку»
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?
Дети: Зимой!
Воспитатель: Молодцы! Правильно! А какое сейчас время года?
Дети: Сейчас зима.
Воспитатель: Как вы догадались, что зима?
Дети: Зимой бывает снег, мороз, лёд.
Воспитатель: А Даша знает стихотворение про снег, давайте послушаем:
Снег идёт, снег идёт
Прямо на дорожку,
А по снегу идёт
Чёрненькая кошка.
Кошка, кошка, уходи,
Свои лапки не студи.
Брысь!
Воспитатель: Что можно делать зимой?
Дети: Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика.
Воспитатель: А вы хотите слепить снеговика? Хорошо, если он сам придёт к нам в детский сад (незаметно стучит пальцем).
Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучит. Наверное, это снеговик. А вот и он (заносит снеговика, который сидит на санках).

Знакомство детей со Снеговиком

Снеговик: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что пришёл к вам в детский сад, посмотрите мой наряд:
На голове ведро вместо шляпы,
Шарфик, как у папы,
Руки - палочки-сучки,
Глаза - камешки,
Нос - морковка,
Рот нарисован.
Воспитатель: Скажите, дети, а из чего состоит туловище снеговика?
Дети: Из снежных шариков.
Воспитатель: А шарики одинаковые?
Дети: Нет, разные - один большой и два маленьких.
Воспитатель: Нравится вам снеговик? Может быть, оставим его поиграть с нами в группе? С ним ничего не произойдёт?
Дети: Он может растаять, превратиться в воду.
Воспитатель: Тогда давайте его проводим гулять на улицу, а себе для игры в группе вылепим других снеговиков.
(Дети прощаются со снеговиком)
Воспитатель: Вставайте на ножки. Сейчас мы с вами поиграем (физкультминутка).
Снег, снег кружится,
Белая вся улица,
Собрались мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Воспитатель: Тихонько пройдите и сядьте за столы
(Дети садятся)
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Будем лепить снеговика из солёного теста. Чтобы вылепить снеговика, нужно комочек теста разделить на три части. Одна часть большая, другая поменьше и третья самая маленькая. Теперь раскатаем шарики круговыми движениями. Покажите, как мы будем делать? Помните, мы также лепили с вами колобка? Затем все шарики нужно соединить: на большой поставить поменьше, а сверху самый маленький. Берите комочки теста и начинайте лепить. (Во время работы детей звучит песенка «Белые снежинки кружатся с утра» муз. Г. Гладкова, сл. И.Шаферана. После того как шарики будут готовы, воспитатель помогает детям соединить их зубочистками или спичками).

Дети лепят шарики из солёного теста для снеговиков

Воспитатель: Вот Наташа катит ком,
Будет ком снеговиком.
И Сережа катит ком,
Будет ком снеговиком.
Три комка соединили
И морковку прилепили,
Уголёчки вставили
И метлу приставили,
Баба снежная стоит
И на деточек глядит,
Бабу снежную лепили,
Шаль надеть ей позабыли.
И волос у бабы нет,
И не баба - вышел дед.
(Вылепленных снеговиков ставим на поднос, застеленный белой бумагой (снежная полянка), на полянке бумажная ёлочка, вокруг которой снеговики водят хоровод).
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы дети, хорошо потрудились! Скажите, что мы делали на занятии? Из чего мы лепили снеговиков? Вам понравилось лепить из солёного теста? (ответы детей)
Воспитатель: Спасибо! Все молодцы! Занятие окончено. Снеговики, не скучайте, мы идём мыть руки и обязательно продолжим игру с вами.

Розенблюм Алла
Конспект занятия по лепке в ясельной группе «Дождик»

Конспект «Дождик» (лепка, ясельная группа).

Цель: Создавать изображения "дождика" из пластилина - отщипывать кусочки, прикладывать к фону, прикреплять, прижимать, примазывать, пальчиками.

Задача. Вызвать интерес к изображению дождя вместе с педагогом и другими детьми. Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувства формы, моторику рук, восприятие. Воспитывать интерес к явлениям природы, любознательность, самостоятельность, интерес к совместному творчеству с педагогом и другими детьми.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинка с изображением радуги с облаками, 1\2 листа цветного картона с изображением «тучи», пластелин разных цветов (белый, красный, синий желтый) на каждого ребенка, нож для пластелина, доска для работы с пластелином.

Ход занятия:

воспитатель- Ребята, из-за чего мы так часто остаемся в группе и не гуляем?

дети- Из-за дождика.

воспитатель- А знаете почему тучки плачут и идёт дождь?

дети- Нет.

воспитатель- потому что тучки разругались с радугой (показываю фотографию радуги и тучек вместе). Посмотрите какие красивые светлые тучки были когда они дружили с радугой. А какая красивая разноцветная радуга. Скажите из каких цветов состоит радуга на этой картинке?

дети- Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиалетовый.

воспитатель- А знаете из-за чего они поругались?

дети- Не знаем

воспитатель- Понимаете они не поделили небо, как вы иногда не можете между собой поделить игрушки. Но решение есть, надо снова помирить радугу и тучки, тогда наверно дождики прекратятся и мы сможем гулять на нашей площадке.

Для этого мы сегодня с вами сделаем разноцветный дождь из пластелина.

воспитатель- Смотрите, я подготовила для вас картинки тучек на разноцветных картонках и разноцветный пластелин.

Назовите мне цвета пластелина, которые лежат перед вами.

дети- белый, красный, синий, желтый.

воспитатель- молодцы! из этого пластелина мы сделаем разноцветный дождик. Смотрите внимательно как я буду делать капельки для дождя.

Сначала я отрезаю специальным ножиком для пластелина маленький кусочек пластелина желтого цвета, скатываю из него шарик, кладу на картонку под рисунком тучки и прижимаю пальчиком, вот так.

Теперь я делаю то же самое с пластелином красного цвета (показываю).

Поняли как мы сделаем разноцветный дождик?

дети- Да.

Воспитатель раздаёт заготовки детям и помогает в работе с пластелином.

воспитатель- Как замечательно у вас получилось! А теперь мы развесим наши работы на чудо-дереве в раздевалке напротив окна, чтобы тучки заглядывали в него, любовались вашими работами и больше не плакали, а поскорей помирились бы с радугой!

Публикации по теме:

Цель: продолжать знакомство детей с пластилином, с его свойством, учить детей передавать в лепке характерные особенности черепахи, делить.

Автор воспитатель младшей группы МБДОУ№10 Петрова Оксана Владимировна Интеграция областей: Художественно – эстетическое развитие, речевое.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике во второй группе раннего возраста «Дождик, дождик, лей!» Цель: создать условия для развития творческих способностей, способствовать формированию познавательной активности детей. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Солнышко и дождик» Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Солнышко и дождик» воспитателя первой категории Палеевой Татьяны Николаевны МБДОУ.

Конспект занятия «Божья коровка и ее зимовка» в ясельной группе. Конспект занятия «Божья коровка и ее зимовка» в ясельной группе. Тема: «Божья коровка и ее зимовка». Цель: – вызвать у детей эмоциональный.

Конспект занятия по изодеятельности в первой младшей группе. (рисуем карандашами). Тема: «Веселый дождик» Воспитатель ЧДОУ "Детский сад.

Образовательная деятельность по рисованию в средней группе «Дождик, дождик, капелька» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №75 присмотра и оздоровления города Тюмени Образовательная.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в 1-ой младшей группе.

Конспект НОД по лепке в 1-ой младшей группе. Тема "Солнышко лучистое"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
ЦЕЛИ: Учить детей передавать образ солнышка. Закреплять умение раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями. Развивать и укреплять мелкую моторику рук. Развивать у детей эстетическое восприятие. Воспитание интереса к лепке.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

(чтение отрывка из сказки К.Чуковского «Краденое солнце»)
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.


Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
Плачет серый воробей:
Выйди, солнышко, скорей!


2. - Что же теперь делать зверушкам без солнышка?
- Надо им помочь!
- А как мы им можем помочь?
- нарисуем красками или карандашом
- вырезать солнышко из цветной бумаги
- сделаем из пластилина.
3. Физминутка «Найди солнышко»
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше!
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже!
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется.
А под солнышком всем
Весело поется!
4. (показываю образец солнышка)
- Посмотрите на солнышко, скажите, из каких частей оно состоит?
(круг, палочки-лучики)
- Какого цвета солнышко? (желтого)
- Почему солнышко желтого цвета? (потому что цвет теплый, всех согревает)
- Я сейчас вам покажу, как сделать солнышко. Сначала берем большой кусочек пластилина и раскатываем его между ладонями круговыми движениями. Делаем шарик. Затем прикладываем к картону и прижимаем ладошкой. У нас получилась лепешка. Затем берем другой кусочек и раскатываем прямыми движениями. У нас получилась колбаска. Мы прикладываем колбаску к краю лепешки и придавливаем сверху. Получился лучик солнышка. Но у солнышка много лучиков и нам нужно сделать несколько лучиков. (показ) Чтобы солнышко было веселым, мы сделаем стекой глазки и ротик.
5. Гимнастика для рук «Сказки оживают»
Кусочки пластилина
Катает наша Зина.
Шарики, колбаски
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
6. Практическая деятельность.
- Теперь мы можем приступить к работе. (в ходе самостоятельной деятельности поощряю детей, помогаю неуверенным детям)


7. В конце занятия выставляю детские поделки. Хвалю за красивые работы.
Рады зайчики и белочки.
Рады мальчики и девочки.
Ну, спасибо вам, ребята,
За солнышко!

Конспект игры-занятия с детьми ясельной группы по художественному творчеству (лепка) «Угостим петушка»

Цель: Воспитывать у детей заботливое отношение к домашним животным; создавать условия для творческих способностей; продолжить учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать изделия в тарелочку.

Задачи:

    Отрабатывать уверенные движение рук;

    Развивать мелкую моторику;

    Учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями;

    Вызывать эмоциональный оклик от лепки;

    Развивать внимательность, самостоятельность;

    Принимать активное участие в продуктивной деятельности;

    Воспитывать отзывчивость и доброту.

Предварительная работа: рассматривания альбома « Домашние животные»,

рассматривания игрушки, чтение потешек.

Материал:

Демонстрационный: игрушка петушок, горох.

Раздаточный: пластилин, досточка для пластилина, салфетка.

Методы и приёмы: показ, объяснение, художественное слово.

Ход занятия.

Орг. Момент.

В.: К нам сейчас в гости прилетит важная птица. Хотите отгадать кто это?

Д.: Да!

В.: Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как его зовут?

Д.: петух.

Воспитатель вносит в группу игрушку петушка. Ребята здороваются с петушком.

В.: Петушок пришёл к нам в гости. На улице очень холодно и петушок замёрз. Мы сейчас поиграем, и петушок согреется.

Воспитатель одевает шапочку петушка и играет с детьми.

(повторяют звукоиммитацию, ходят, высоко поднимая ноги, машут руками.)

В.: Молодцы ребята! Хорошо поиграли и петушок согрелся. (петушок ку-ка-ре-ка-ет!). Ой ребятки, а петушок наш проголодался! Давайте покормим петушка. Что любит петушок?

Д.: Зёрнышки.

В.: Правильно зёрнышки, а ещё он любит горох. (Воспитатель показывает миску с горохом). Давайте потрогаем горох, посмотрим какой он (твёрдый, сухой, круглый). Петушок таким горошком подавится, он очень твёрдый. Мы горох слепим из пластилина.

Дети садятся за рабочие столы. Воспитатель перед началом работы предлагает детям поиграть пальчиками.

В.: « Петушок, петушок

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Детям спать не даёшь».

Воспитатель объясняет и показывает схему выполнения работы. После окончания работы хвалит детей и предлагает покормить петушка. Петушок благодарит детей громким КУ-КА-РЕ-КУ!

В.: Петушок говорит вам большое спасибо за угощенье. Ему очень понравилось у нас в гостях, и он ещё к нам придёт. А сейчас ему пора уходить.

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 238 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

« Угостим петушка»

Конспект игры-занятия с детьми ясельной группы

по образовательной области « художественное творчество »

Воспитатель:

Курочкина Галина Юрьевна

2014 год