Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе: организация. Методическая разработка на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ »

Воспитатель: Кожнева Т.П. МБДОУ детский сад№28 «Малышок»

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский. В.А.
В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. В дошкольном возрасте такая активная позиция предполагает саморазвитие личности именно в познавательной деятельности, в процессе которой ребенок вступает в общение и взаимодействие со сверстниками, происходит становление мировидения ребёнка, осуществляется его личностный рост. Скачать конспект

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.
Развитие исследовательских способностей детей – одна из важнейших задач образования. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности.
В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования одним из условий развития детей является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной).
Задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности, ребенок утверждается в роли активного, сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по своим возможностям.

Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:
Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
Дозировать степень активности взрослого (ранний возраст: взрослый – непосредственный участник; дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер в выборе деятельности).
Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными.
Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
2. неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния воды (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела.
3. физические явления – магнетизм, звук, вес, тепловые явления, движение, свет, цвет и др.
4. рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства,
преобразование предметов.

Чтобы заинтересовать детей исследовательской деятельностью, воспитатель сам должен быть увлечен исследованием. Необходимо читать познавательную литературу (справочники, энциклопедии, сборники занимательных опытов), найти для себя новые сведения, построить предметно-развивающую среду.
При подготовке к эксперименту сначала необходимо обдумать, какие знания воспитатель даст детям, а затем постараться довести его до конца. Во время проведения некоторых исследований дошкольникам необходимо предоставить возможность подумать и предположить, что может получиться в итоге, иными словами произвести прогнозирование результата – это чрезвычайно важная характеристика человеческого мышления. Например, опыт на впитывание воды: впитывает ли воду губка, ткань, калька, газета и т.д.
В старшем дошкольном возрасте экспериментирование приобретает те формы и черты, которые отображают суть данной деятельности, но без подготовительных этапов в младших группах это было бы невозможно.
В качестве объектов исследования можно предложить детям, те предметы и явления, которые нас окружают, но само наблюдение построить таким образом, чтобы позволить детям увидеть необычное, новое в привычном и обыденном. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Зимой – это снег, лед, иней, сосульки, пар. Летом – вода, камни, глина и песок.
Организуя любую работу с детьми, надо стараться, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, необходимо научить их обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она окажется неверной. Не надо стараться уберечь дошкольников от ошибок, от заведомо неверных действий. Пусть сами поймут, что сделали неверно и поищут другой путь.
Так например: Организуя познавательно-исследовательскую деятельность в нашей группе, мы начали с несложных экспериментов с водой. Показали детям, что вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают, испытывали предметы на плавучесть. Предложили детям заранее угадать, какие предметы утонут, а какие будут плавать.
Интересны были опыты по смешиванию воды с разными веществами. Мы смешивали воду с песком, с солью, сахаром, шампунем, фасолью. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, спрашивали, что произойдет с этим веществом, затем выясняли экспериментальным путем, были ли дети правы в своем предположении. Также вызвали восторг у детей опыты с магнитами, которые позволяют детям узнать, на что способен данный предмет. Самое главное дать возможность проверить, все ли предметы притягивает магнит, а если нет, убедиться в этом используя разный бросовый материал.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вся эта работа невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, а также с удовольствием продолжают исследования дома вместе с детьми.
Таким образом, в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования условия реализации программы должны обеспечить полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественно – эстетического и физического развития, при этом, содержание указанных образовательных областей может реализоваться в различных видах деятельности (общение, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Информационные источники:
1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М.: Творческий ЦентрСфера,2007.
2. Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: 2005.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Л.Н.Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 53»

« Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста.

Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Республика Адыгея

г. Майкоп 2014г.


Актуальность познавательно-

исследовательской деятельности ребенка

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл…»

К.Е.Тимирязев


Ребенок сам познает мир,

исследуя его, экспериментируя.

Важно, чтобы ребенок все увидел сам,

сам потрогал и сам получил свои впечатления


«Ребенок – существо разумное, он

хорошо знает потребности, трудности и

помехи своей жизни.

Не деспотичные распоряжения,

не недоверчивый контроль, а

тактическая договоренность,

вера в опыт, сотрудничество и

совместная жизнь».

Януш Корчак.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

К познавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную) .

Компонент информации включает в себя: собственно информацию, которая состоит из отдельных сведений, фактов, событий окружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственное восприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио, компьютеры и т. п. в зависимости от целей и возможностей используется информация того или иного источника.

Компонент «отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность, поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детей дошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» к ней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, «отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могут высказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний, представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.


ПОЗНАНИЕ

Информация

(сведения, факты,

события жизни)

Отношение

информации

Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего

мира для своего познания.

Как получает ребенок информацию, то есть речь идет

о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает

на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает,


Развитие и обогащение

познавательной сферы детей от

2 до 7 лет

Упорядочивание

Накопление

информации об

систематизация

представлений

окружающем

мире


Накопление

Упорядочивание

информации

информации

об окружающем мире

года


2-4 года

Первый период –

«накопления» информации

«Что вижу, с чем действую, то и познаю»

Накопление происходит благодаря:

  • Личному участию ребенка в различных ситуациях,
  • событиях;
  • Наблюдениям ребенка за реальными явлениями,
  • предметами;
  • Собственному манипулированию ребенка с реальными
  • предметами и его активным действиям в своем
  • ближайшем окружении.

4-5 лет

Второй период

«упорядочение» информации.

В возрасте 4-5 лет можно выделить

4 основных направления

познавательной активности детей:

  • Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного

восприятия и опыта детей;

  • Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
  • Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

5-6 лет

Третий период –

«накопление» информации

Средства и способы познания :

  • Действия и собственный практический опыт

(этим он овладел достаточно хорошо);

  • Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже

знаком, продолжается процесс его

совершенствованию);

  • Книги, телевизор и пр. как новые источники

знаний.


Познавательное развитие

детей 6-7 лет-

четвертый период:

«упорядочение информации»

Необходимо направлять процесс

познания на:

  • Установление причинно-следственных, а также родо-видовых (классификационных) взаимосвязей нашего мира;
  • Содержательное упорядочивание информации.

Причинно-следственные связи:

Причина наступает всегда раньше, чем следствие, например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

  • повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;
  • отсутствие необходимых питательных веществ в почве;
  • отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);
  • тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.


Основные развивающие функции познавательно-исследовательской деятельности

  • Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности );
  • Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо - видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

О рганизация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста направлена на развитие внимания, памяти, творческого воображения, выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку и представлена несколькими темами :

Живая природа (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).

Неживая природа (вода, воздух, почва, земля, песок их свойства, планета Земля – её рельеф, климат, природные явления, Космос и Солнечная система).

Физические явления (цвет, звук, магнетизм, земное притяжение, электричество и т.д.)

Человек (человек –живой организм, человек – пользователь природы)

Рукотворный мир: (материалы и их свойства, предмет – результат деятельности человека, преобразования предметов и т.д.)


Экспериментирование

Условия жизни и виды

растений

Состояние и

превращение вещества

Движение воздуха, воды

Свойства почвы

и минералов

Коллекционирование (классификационная работа)


Методы и приемы организации познавательно – исследовательской деятельности

Опыты и эксперименты

Наблюдения

Метод проектов

Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации

Моделирование (создание моделей объектов живой и неживой природы)

Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций

«Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы

Использование художественного слова

Трудовые поручения, действия

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности


Основным видом познавательно-исследовательской деятельности дошкольников является экспериментирование

Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym,которое переводится как «проба», «опыт».

Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго.


Варианты экспериментальной деятельности

Случайные наблюдения и эксперименты.

Не требуют специальной подготовки.

Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто.

Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию

познаватель­ной активности ребенка, он должен сам обладать естественно-

научными знаниями и использовать определенные методы и приемы.

Плановые наблюдения и эксперименты. Педагог как сам так и опираясь

Эксперименты как ответ на детские вопросы

на опыт детей, их творчество планирует и организует опытно-экспериментальную

Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты,

деятельность во всех режимных моментах и в процессе осуществления НОД с детьми

которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный

эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют


Дети часто самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое: они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, «меряют лужи», пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.


Опыт

основной метод исследования, целенаправленное действие, при успешной реализации которого подтверждается или опровергается гипотеза. Для реализации задач может использоваться специальное оборудование, при этом опытное пространство всегда ограничено.


Отличие опыта от эксперимента

Последовательность. Эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.

Множественность. Единичное исследование, как правило, называют экспериментом, множественное – опытом.

Цели. При проведении эксперимента возникает определенная цель, опыт может осуществляться спонтанно, наугад.

Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то

неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только

предстоит изучить. (вспомните опыты Павлова над собаками)

Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате (например, в ходе химической реакции на уроке химии)


По характеру объектов используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

По месту проведения опытов:

- опыты с животными;

  • в групповой комнате;
  • на участке;
  • в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

- опыты с объектами неживой природы;

  • индивидуальные (1-4 ребенка);
  • групповые (5-10 детей);
  • коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

- опыты, объектом которых является человек.

  • случайные;
  • запланированные;
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

Классификация экспериментов и опытов

По продолжительности:

  • кратковременные
  • (от 5 до 15 минут);
  • длительные (свыше
  • 15 минут).

По характеру включения в педагогический процесс:

  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические.

По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  • решение экспериментальных задач.

По характеру мыслительных операций:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно со­стояние объекта или одно явление вне связи с другими объек­тами и явлениями);
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Игры - эксперименты

Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.


Принципы организации игр-экспериментов

  • учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
  • доступности содержания игр;
  • сочетание наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
  • ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;
  • сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
  • адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
  • постепенного усложнения игр;
  • цикличной организации игр.

Проблемные педагогические ситуации

Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.


Особенности проблемных ситуаций

  • кратковременность развертывания и течения.
  • гибкий сценарий, который меняется в зависимости от того, что происходит «здесь» и «теперь».
  • может длиться от 3-5 до 15-20 минут в зависимости от возраста детей.
  • могут быть организованы с небольшой подгруппой детей и с группой детей в целом.
  • включает рефлексию тех средств и способов, с помощью которых дети решили поставленную задачу.

Метод проектов

Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некото­рой суммой знаний, и через проектную деятельность, предус­матривающую решение одной или целого ряда проблем, пока­зать практическое применение полученных знаний.


Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель(замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.


Игры с моделированием

Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными), например:

Игра «Шифровка различных объектов»

(домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов и т.п.)

Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения.

Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.


I вариант.

Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект (сезон).

II вариант.

Кому-то из детей предлагается отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.


III вариант.

Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

IV вариант.

Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).


Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

«Когда это бывает» - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон.

«Рассели жителей» - воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

Упражнение с мячом «Бывает - не бывает» -

Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.


Одним из средств, активизирующих познавательный интерес дошкольников можно назвать загадки. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.

При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста.

Особый интерес у дошкольников вызывают загадки с подсказкой – с подробным описанием предмета.


Вырос он в березняке. Носит шляпу на ноге. Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это... (Гриб)

Всех круглее и краснее,

Он в салате всех вкуснее,

Он совсем-совсем зеленый

И ребята с давних пор

И овальный, удлиненный.

Зеленеют луга, В небе – радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться... (Лето)

Очень любят… (Помидор)

Помидора верный брат, тоже просится в салат.

Это что за желтый мячик По лесам за нами скачет. Золотит лучом оконце, Называют его … (Солнце)

Догадался (ась)? Молодец!

Ну, конечно, … (Огурец)

Загадки с подсказкой


Основы работы

педагога с детьми

Критика-враг

творчества

Воспитывать

настойчивость

Проявлять интерес

к любой деятельности

ребёнка

Подводить итоги

эксперимента

Заканчивать обсуждение

по проблеме до появления

признаков потери интереса

Воспитывать веру

ребенка в свои силы.

Используемая литература:

  • И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  • Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
  • Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Ребенок по своей натуре исследователь. Он только начинает познавать мир, при этом очень важно помогать ему. Очень хорошо справляются с этой задачей дошкольные учреждения. Преодолевая важные ступени развития, ребенок оказывается на пороге самого значительного и замечательного периода в его в жизни - это школа. Поэтому очень важно уделять внимание исследовательской деятельности при работе с детьми в детском саду. Далее рассмотрим ее значение и организацию.

Подготовительная группа

Для начала несколько слов об особенностях работы в подготовительной группе. С тех пор как малыш начинает ходить в сад, стартует и процесс подготовки к школьной жизни. Именно в подготовительной группе подводятся итоги воспитательно-образовательной работы. Задачи, которые стоят перед воспитателем в подготовительной группе:

Требования по ФГОС

Любая программа для ДОУ должна соблюдать ФГОС. Именно в нем указаны требования и стандарты, задачи, которые необходимо соблюдать при воспитании и обучении детей. Так укажем, какие принципы должна соблюдать познавательно-исследовательская деятельность по ФГОС:


Ребенок в подготовительной группе более активно стремится познать мир, ему все интересно и увлекательно. Как устроены вещи, или горит свет? Все эти почему нельзя оставлять без ответа, именно познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе самый эффективный метод познания и развития ребенка.

Задачи познавательно-исследовательского процесса

Задачи, которые выполняет познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ:

  1. Увеличивать количество знаний об окружающей среде.
  2. Обучить детей рационально распределять время, составлять план действий, уметь сделать вывод.
  3. Научить детей пользоваться приборами для экспериментов.
  4. Правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать культуру речи.
  5. Создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований.

Виды познавательно-исследовательской деятельности

Можно выделить два вида такого рода деятельности:


Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.

Источники организации исследовательской деятельности

К таким источникам можно отнести:


Технологические аспекты исследовательской работы

Технология познавательно-исследовательской деятельности заключается в выборе разных занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей. Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство.

Им могут быть предложены такие формы познавательно исследовательской деятельности:

  • Постановка экспериментов, опытов - дети находят причинно-следственные связи и отношения.
  • Классифицирование предметов, например, к такому виду деятельности относится коллекционирование - дети осваивают родовидовые отношения.
  • Путешествие по миру при помощи карты - ребята осваивают понятие пространства и соотношение разных миров, стран.
  • Путешествие во времени - дети представляют себя путешественниками, рассматривая разные исторические события. И так из прошлого в настоящее.

Любой выбранный из вышеуказанного списка, необходимо правильно организовать.

Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью

Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия.


Чем больше организовывать таких занятий, побуждая ребенка к исследованиям, тем ему будет легче самому создавать интересные задачи, находить их решение, искать закономерности, изучать происхождение различных явлений. Задача воспитателя - помогать в поиске ответов, изучении, исследовании всего того, что заинтересовало детей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников играет большую роль в развитии умственных способностей, заинтересованности, усидчивости у детей, которые сделают еще один шаг навстречу взрослой жизни.

Как проводится экспериментирование

В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана:

  1. Поставить задачу или создать проблемную ситуацию.
  2. Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента.
  3. Рассмотреть план последующих действий.
  4. Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента.
  5. Если работа командная, необходимо разделить детей и выбрать ответственного.
  6. Подвести итоги и проанализировать полученные результаты.

На какие вопросы нашли ответы?

Для детей очень важно познание. Познавательно-исследовательская деятельность прежде всего дает возможность ребенку найти ответы на следующие вопросы:

  • Как это происходит?
  • Почему именно так?
  • Зачем проводить только такие действия?
  • Каков будет результат действий?
  • Почему так, а не иначе?

Оборудование для экспериментирования

Когда организовывается познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе, для экспериментов понадобится оборудование, оно может быть следующим:

  • Разнообразные емкости.
  • Измерительные приборы: весы, ложка, рулетки, линейки, песочные часы, термометр.
  • Сито.
  • Резиновая груша.
  • Трубочки из пластика или резины.
  • Лопатки, шпателя, палочки.
  • Контейнеры из пластика.
  • Цветные стеклышки.

Материалы для исследований

Какие материалы можно исследовать, когда проводится познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе:

  • Вещества, которые повседневно используются в быту, например, соль и сахар, мука и чай.
  • Шоколад.
  • Средства гигиены.
  • Природные материалы: шишки, семена растений, скорлупа орехов, желуди.
  • Глина, почва.
  • Кора, ветки деревьев.
  • Разноцветная бумага.
  • Поролон, ткань, мех.
  • Вата, нитки.
  • Кусочки резины.

при экспериментировании

Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Эти правила выглядят так:

  1. Проводить опыты только в присутствии воспитателя.
  2. Начинать опыт только с разрешения.
  3. Если хочешь что-то сделать, сначала спроси.
  4. Материалы сыпучие брать только ложкой.
  5. При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками.
  6. Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот.

Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности.

Направленность исследовательской деятельности

Организация работы воспитателя прежде всего предполагает планирование познавательно-исследовательской деятельности. При этом должны быть учтены направления этого процесса, и не должна теряться связь между ними. Существуют следующие темы познавательно исследовательской деятельности:

  • Изучение предметов неживой природы и живых организмов, а также их свойств.
  • Рассмотрение физических явлений (свойства магнита, света, электричества, звука).
  • Можно остановиться на изучении предметов, которые создал человек своими руками, например, бумагу, резину, ткани и так далее.
  • Изучение своего организма (глаза, уши, нос, руки, ноги, кожа).

При планировании должны быть охвачены все темы в течение учебного процесса.

Еще несколько слов о задачах ДОУ

Познавательно-исследовательская и в ДОУ - это решение, прежде всего, следующих задач:


Как поддерживать интерес ребенка

  • Необходимо поощрять у ребенка любознательность. Ему необходимы новые знания, впечатления.
  • Всегда надо одобрять и помогать ребенку проводить эксперименты с разными материалами, веществами. Не мешать узнавать новое, непонятное и помогать в этом.
  • В случае своего отказа или запрета проводить тот или иной эксперимент, надо объяснить свой отказ, не оставлять вопрос почему без ответа.
  • Хвалить ребенка за его желание, активность. С ранних лет учить доводить все до конца.
  • Расспрашивать ребенка о его намерениях, чего он хочет добиться, как он это будет делать. Это научит его высказывать свои мысли и правильно их формулировать.

Правильная организация познавательно-исследовательской деятельности поможет педагогам и родителям вырастить умного, образованного и любознательного человека.

Людмила Харченко
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности , педагога и ребенка.

А. В. Запорожец.

Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельный подход к личности ребенка. Одним из видов такой деятельности , используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи , которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том , что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира . Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности . Оно тесно связано со всеми видами деятельности , и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования : при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя . Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента : ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности . Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.

Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности » заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.

Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности . Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.

Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте - это :

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;

Способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;

Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .

В старшем дошкольном возрасте – это :

Формирование предпосылок поисковой деятельности , интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности ;

Способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.

Также экспериментирование может быть организованно в таких формах : совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей . В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов :

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Анализ полученных данных.

10. Словесный отчет об увиденном.

11. Формирование выводов.

В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности . В этом проявляется гибкость детского экспериментирования - способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям :

Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);

Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.) ;

Человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Познавательно-исследовательская деятельность

Как направление развития личности дошкольника

В условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ.

Подготовила:

Козина Ольга Николаевна,

старший воспитатель МБДОУ «ЦРР-Д/С №97»,

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности , мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве , поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Считаю необходимым остановиться более подробно на характеристике этапов процесса познания окружающей действительности детей дошкольного возраста с позиций личностного развития ребенка.

Первый этап характеризуется проявлением любопытства.

А.Н. Леонтьев отметил, что ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». Ребенок – дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М. Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

Отличительной особенностью второго этапа восприятия окружающего мира у дошкольников является резкое увеличение его осмысленности. Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению исследовательской деятельности.

Как отмечала Н.Г. Морозова: «…на этапе раннего и дошкольного детства любознательность необходима и может быть достаточна для широкого ознакомления с окружающим предметным миром». Содержание активности ребенка, по мнению А.К. Дусавицкого, с возрастом меняется, оно становится более целенаправленным и углубленным, меняется характер дошкольника, его отношение к действительности.

Основное значение третьего этапа в познании дошкольником окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление и воображение. Они дают ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности. Пользуясь образным мышлением, изучая заинтересовавший их объект, дошкольники могут обобщать свой собственный опыт, устанавливать новые связи и отношения вещей, если ребенок действительно заинтересован в данном объекте, то он может без особого труда усваивать полученные понятия о нем и научиться использовать их при решении исследовательской деятельности. Отсюда начинают закладываться основы логического мышления.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.В. Пантюхин, Н.Н. Поддъяков и др.). На первоначальном этапе своего развития исследовательская деятельность ребенка характеризуется направленностью на особенности предметов, на выбор (поиск) предметов с заданными свойствами. Наблюдаются практические действия – ориентировочно-исследовательские.

Четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельности; используя разные (приобретенные) способы действий, ребенок начинает ориентироваться на процесс и на конечный результат, достижение которого приводит к тому, что он получает удовлетворение, в результате чего потребности становятся «ненасыщенными». У ребенка формируется механизм вероятностного прогнозирования, он учится предвидеть результат своей деятельности. Именно в этот период, как отмечает Н.С. Пантина, главное противоречие в деятельности ребенка состоит в том, чтобы оторваться от ситуации, от старого стереотипа выполнения действия и учесть новые условия решения исследовательской деятельности: у ребенка развивается способность к обобщению явлений окружающей действительности и способность к преодолению трудностей.

Следующий этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический. Ребенок выполняет эту деятельность не потому, что ему важен процесс или результат, а потому, что ему «это очень интересно». Цель и мотив деятельности ребенка слиты и выступают как направленность сознания и мышления на предмет или объект (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Как отмечает В.Т. Кудрявцева, именно на этом этапе ребенок осмысленно принимает познавательную задачу.

Познавательная направленность ребенка позволяет ему черпать различные сведения из окружающей действительности о тех или иных явлениях действительности, с которыми он сталкивается на каждом шагу. Однако, знания, которые получает ребенок таким путем, усваиваются хуже, чем не в логике науки.

Говоря о научной логике познания в дошкольном возрасте , мы имеем в виду: овладением ребенком не только способностью выявлять особенности предметов, но и приобретения умения их сопоставлять, устанавливать сходства и различия, связи между ними, осуществлять многосторонний анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений и пр. Для того чтобы эти знания привести в соответствии с научной логикой познания, необходимо осуществлять целенаправленный и педагогически-организованный процесс.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

В сознании ребёнка постепенно меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Предметная исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться», т. е. научить ребенка сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
(Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом).

Когда мы произносим слово «обучение» и вспоминаем традиционную школу, то у большинства возникают ассоциации с трудной монотонной работой, далекой от творчества, направленной преимущественно на пассивное усвоение уже давно добытых кем-то знаний. Поэтому-то нас не удивляет, что для ребенка это обычно повинность, тяжелый, напряженный, но, как принято считать, необходимый труд.

Обучение должно быть «проблемным», т. е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Любой ребенок, как уже отмечалось, вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя

следующие конкретные этапы:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
Выдвижение гипотезы;
Поиск и предложение возможных вариантов решения;
Сбор материала;
Обобщение полученных данных.

Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя .

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый . Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В деятельности наших педагогов традиционно присутствует деятельность по ознакомлению с окружающим.

Она строится в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей. Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Такое направление как метод проектов охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

В рамках проектной деятельности с детьми должны иметь место следующие мероприятия:

  • Диагностика уровня развития ЭЕНП у дошкольников и построение воспитательно-образовательного процесса на основе данных диагностического обследования.
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
  • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Важно выстроить взаимодействие с детьми так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитателю важно придерживаться следующей последовательности этапов исследования:

  • актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
  • обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
  • опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
  • предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами могут быть:

  • реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).
  • специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.
  • воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).
  • стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы , «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека.

Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не следует забывать о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В уголке могут быть:
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.

Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Важно выстраивать и взаимодействие с родителями воспитанников:

  • Одной из форм работы с родителями является анкетирование .

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно - заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствую ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.

  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке

– Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

– Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

В группе должна вестись работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

  • Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников

  • Оформление папки «Мои открытия» . Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
  • Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.
  • Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).
  • И другое…

А.И. Савенков более конкретно определил исследовательские умения и полно описал блоки, характеризующие исследовательское мышление.

Показатели сформированности исследовательской деятельности:

Критерии сформированности исследовательской деятельности:

  • Самостоятельность.
  • Полнота и логичность ответа.
  • Правильность выводов и формулировок.

Какие показатели являются важными, и каковы должны быть оценочные параметры ?

  • Во-первых , любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношения детей к исследовательской деятельности, которое оценивается по степени проявления интереса, активности в процессе деятельности.
  • Во-вторых , важным становится процесс работы ребенка в ходе исследования. Следовательно, оценивается не достигнутый результат, а его процесс, то, как думает, рассуждает ребенок.

Необходимо отметить, что выделенные умения, это не количественные, а качественные показатели.

Поэтому показатели сформированности исследовательского деятельности необходимо сопоставлять как на внешнем, так и на внутреннем уровнях, т.е. «качественные изменения в структуре личности ребенка и их проявления во взаимодействии его с окружающим».

Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми исследовательской деятельностью.

Показатели и критерии

Уровни

Методы отслеживания

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).

Самостоятельно видит проблему

Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя.

Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске.

Наблюдение в процессе выделения проблемы.

2.Формули-рование вопросов.

Формулирует вопросы.

Формулирует вопросы.

Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.

3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).

Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет).

С помощью воспитателя.

Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.

4.Выдвижение гипотез и решения проблем.

Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные), предлагает различные решения (несколько вариантов).

Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение.

Наблюдение.

5.Способность описывать явления, процессы.

Полное, логическое описание.

Не совсем полное, логическое описание.

Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.

6.Формулировка выводов и умозаключений.

Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы.

Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого.

Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат.

Анализ высказываний, отчетов.

7. Степень самостоятельности при проведении исследования.

Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его.

Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения.

Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого.

Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт выдающихся исследователей А.И.Савенкова, Л.Венгера и многих других, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Используемая литература:

  • Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  • И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  • Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
  • Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  • Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  • Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12.
  • Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.